Прокуратура разъясняет → Налоговое законодательство → НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ

Поиск по сайту

Территориальные органы прокуратуры

 

Территориальные органы прокуратуры

Новости

НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ

08.06.2016

Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организацию (далее в настоящем разделе - организация).

Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга.

Таким образом, налоговый мониторинг представляет собой форму налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов налогоплательщиками-организациями.

Участниками налогового мониторинга могут быть налоговые органы и налогоплательщики-организации, обратившиеся в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга.

Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика.

Согласно положениям части 3 статьи 105.26 НК РФОрганизация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.

Важным документом такого мероприятия налогового контроля, как налоговый мониторинг, является регламент информационного взаимодействия, в котором на основании пункта 6 статьи 105.26 НК РФ налогоплательщик-организация отражает порядок представления налоговому органу документов, служащих основаниями для исчисления , перечисления налогов и сборов и доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы , по выбору организации.

Так, в регламенте информационного взаимодействия налогоплательщик-организация указывает порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов и объектов налогообложения, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информацию о системе внутреннего контроля данной организации за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов (при наличии такой системы внутреннего контроля).

По общему правилу, заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (пункт 1 статьи 105.27 Налогового кодекса Российской Федерации,

С заявлением о проведении налогового мониторинга представляются:

1) регламент информационного взаимодействия по установленной форме;

2) информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.

По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает одно из следующих решений:

1) решение о проведении налогового мониторинга;

2) решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. Основанием для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга является:

1) непредставление или представление не в полном объеме организацией документов;

2) несоблюдение организацией условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 105.26 настоящего Кодекса;

3) несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия.

Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе в проведении налогового мониторинга) направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.