Прокуратура разъясняет → Законодательство об обращениях граждан → Отдельные положения ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» признаны противоречащими Конституции Российской Федерации

Поиск по сайту

Территориальные органы прокуратуры

 

Территориальные органы прокуратуры

Новости

Отдельные положения ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» признаны противоречащими Конституции Российской Федерации

24.09.2012

В соответствии с КонституцииРоссийской Федерации и человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Таким образом, закрепленное в статье 33 Конституции Российской Федерации и отвечающее международно - правовым стандартамправо граждан Российской Федерации на обращение в государственные органы иорганы местного самоуправления является важным средством осуществления и защитыправ, свобод и законных интересов граждан, одной из форм их участия вуправлении делами государства и в местном самоуправлении, инструментомвзаимодействия личности и публичной власти и потому в силу статей 2, 15, 17, 18 и 45 КонституцииРоссийской Федерации должно обеспечиваться законодателем, который обязанустановить эффективный механизм его реализации и защиты.

Законодательную основурегулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами РоссийскойФедерации конституционного права на обращение в государственные органы и органыместного самоуправления, образует Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", которыйопределяет права и обязанности участников соответствующих отношений как нагосударственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядокрассмотрения обращений граждан.

Постановлением Конституционного СудаРоссийской Федерации от 18. 07. 2012 года № 19 - П отдельные положения ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» от02. 05. 2006 года №59 - ФЗ признаны противоречащими Конституции РоссийскойФедерации.

До принятия постановленияКонституционного Суда РФ от 18. 07. 2012 года сложилась практика, при которойорганы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностныелица рассматривали обращения объединений граждан (общественных объединений) июридических лиц не в соответствии с положениями ФЗ «О порядке рассмотренияграждан Российской Федерации».

Подобная практика сложилось в связи с буквальным толкованиемнорм части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 ФЗ «О порядке рассмотренияграждан Российской Федерации». В соответствии с указанными нормами органы государственнойвласти, органы местного самоуправления и их должностные лица были обязаны рассматриватьв соответствии с названным Федеральным законом лишь обращения граждан(индивидуальные или коллективные). Обращения же объединений граждан(общественных объединений) и юридических лиц в порядке ФЗ «О порядкерассмотрения граждан Российской Федерации» не рассматривались, поскольку это недопускалось названным федеральным законом.

Кроме того, к порядку рассмотрения заявлений и жалобграждан государственными имуниципальными учреждениями, выполняющими публично значимые функции, неприменялись положения ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации»ввиду отсутствия указания на этих субъектов в федеральном законе.

Подобная ситуация лишала объединения граждан, юридических лиц, а порой и самих граждан, обратившихся в государственные илимуниципальные учреждения возможности пользоваться гарантиями, представляемымиФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» (на получение ответа, на рассмотрение обращение в установленные сроки и т. п. )

Указанным постановлением КонституционногоСуд РФ положения части 1 статьи 1, части 1статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РоссийскойФедерации» признаны не соответствующими статьям 19( часть 1), 30, 33, 45, 55 (часть 3)и 76 КонституцииРоссийской Федерации.

Конституционным Судом РФ указано, что этинормы Федерального закона препятствуют распространению его положений наотношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органамиместного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица. Также Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что положения части 1 статьи 1, части 1статьи 2 и статьи 3препятствуют рассмотрению обращений государственными и муниципальнымиучреждениями и иными организациями, осуществляющими публично значимые функции.

В связис этим, в постановлении Конституционного Суда РФ придан новый конституционнойправой смысл положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 ФЗ «Опорядке рассмотрения граждан Российской Федерации».

В связи с этим, впредь до внесенияизменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений гражданРоссийской Федерации» положения части 1статьи 1, части 1статьи 2 и статьи 3должны применяться исходя правовой позиций Конституционного Суда РоссийскойФедерации.

Таким образом, в настоящее времяобъединениям граждан и юридическим лицам гарантировано право на рассмотрение ихобращений органами государственной власти, органами местного самоуправления иих должностными лицами в соответствии с положениями и гарантиями, предусмотренными ФЗ «Об обращениях граждан».

Кроме того, при выполнениигосударственными и муниципальными учреждениями публично значимых функций (всфере образования, здравоохранения и т. п. ) указанные учреждения также обязаныруководствоваться положениями ФЗ «Об обращениях граждан».