Адвокат по статье 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Чтобы понять, что это такое – статья 262 УК РФ, нужно сначала разобрать преступления, за совершение которых по ней назначают наказания. Здесь мы не только рассмотрим характеристики состава правонарушения, но и приведем случаи, когда по этой статье гражданин несет ответственность, а когда может ее избежать.

Суть ст. 262 УК РФ с ми

Статья 262 УК РФ содержит перечень наказаний, назначаемых за такое деяние, как нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, результатом чего стало причинение серьезного вреда.

Справка. Под такими природными объектами понимаются изъятые из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию с какими-либо прочими целями охраняемые по законодательству РФ территории, которые имеют научное и экологическое значение как эталоны естественной окружающей среды. Они создаются для сохранения редких видов животных или растений.

Адвокат по статье 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

  • Для их охраны от хозяйственной деятельности на прилегающей к ним местности создают специальные охранные зоны с контролируемым режимом ограниченной хозяйственной деятельности.
  • Режим охраны таких объектов определен в следующих правовых актах:
  • Общественная опасность подобного деяния заключается в том, что подрывается экологическая безопасность страны и причиняется серьезный ущерб перечисленным объектам окружающей среды.

Как определяется размер вреда? Это зависит от обстоятельств произошедшего, учитываются такие факторы, как экономическая и иная значимость объектов, тяжесть нанесенного ущерба, способность природного объекта к восстановлению и т.д.

  1. Интересное по теме:
  2. Ответственность за нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
  3. Кто попадает под ответственность за загрязнение морской среды
  4. Уголовная ответственность за загрязнение атмосферы по ст 251 УК РФ

Состав преступления

  • По статье 262 УК РФ нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов считаются общественно опасными деяниями, которые относятся к категории преступлений небольшой тяжести.
  • Предмет посягательства – это структура природных объектов.
  • Объективная сторона представляет собой нарушение режима заповедников, национальных парков и памятников природы и проявляется как в форме действия (при умышленной эксплуатации природного объекта), так и бездействия (при сознательном игнорировании правил режима природных парков).
  • Пассивное преступное поведение в большинстве случаев характерно для работников национальных парков и прочих природных объектов в силу их халатного отношения к своим рабочим обязанностям.

Адвокат по статье 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Субъективная сторона правонарушения выражается в двух формах вины: умысла и неосторожности. При прямом умысле гражданин осознает противоправность совершаемого им деяния и негативность его последствий, но допускает и даже хочет их наступления, то есть здесь присутствует волевой признак.

Косвенный умысел – когда лицо понимает, что его действия противоречат букве закона, но не хочет наступления их негативного результата, однако же допускает его.

Неосторожность обычно представляет собой преступную халатность или небрежность. Например, когда работник национального парка плохо относится к своим служебным обязанностям, тем самым допуская подобное правонарушение.

По своей конструкции состав преступления материальный. Оно считается оконченным в момент обнаружения, когда подобным природным объектам нанесен значительный ущерб в результате нарушения режима природных объектов, охраняемых по закону.

Объекты и субъекты: кого и за что будут наказывать

К основным объектам правонарушения относятся:

  • экологическая безопасность общества, которую обеспечивает охрана национального парка;
  • режим заповедников, заказников и прочих охраняемых государством территорий.

Дополнительным объектом определяется экоравновесие природных объектов.

Субъектом правонарушения становится психически здоровый гражданин, достигший на момент его совершения 16 лет. Зачастую это должностное лицо, которое пренебрегло своими полномочиями.

Основания для наступления ответственности

Обязательным признаком деяния признается наступление последствия в виде причинения значительного ущерба. Это очень условный и оценочный критерий, который определяется исходя из объема вреда, нанесенного природному объекту, его экологической и экономической значимости, а также возможности его дальнейшего использования.

Также требуется определить, в чем конкретно был нарушен режим охраняемых природных объектов, и установить причинно-следственную связь между этим событием и причинением ущерба. Ведь они могут быть не связаны между собой, а значит, и состава преступления не будет.

Адвокат по статье 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Когда ответственность не наступает

Если проанализировать судебную практику по статье 262 УК РФ, то избежать ответственности полностью вряд ли удастся. Это возможно при наличии хорошего и опытного адвоката, который докажет, что нанесенный ущерб не подпадает под категорию “значительный”.

Внимание! В некоторых случаях можно обойтись наказанием по ст. 8.39 КоАП РФ. Тогда гражданина приговорят к выплате штрафа (размер различается для обычных лиц, предприятий и должностных лиц) с изъятием орудий совершения преступления и незаконно добытых растений или животных.

Рассчитывать на смягчение наказания можно в случаях, если гражданин представит положительные характеристики со своего места работы либо при наличии у него детей, а для женщин – при беременности.

Квалификация преступлений по ст. 262 УК РФ

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов наступает в том случае, если преступление было верно квалифицировано по указанной статье.

Для этого в первую очередь выясняется, какой природный объект был поврежден: оздоровительный курорт, национальный парк и т.д. Это нужно, чтобы узнать, какие статьи законодательных актов были нарушены и в чем это проявилось.

Для квалификации по ст. 262 УК РФ требуется установить, находился ли природный объект под особой охраной государства, так как в принципе все компоненты окружающей среды охраняются согласно законодательству РФ.

Исходя из смысла статьи 262 УК РФ в новой редакции с ми, если нарушение режима указанных природных объектов повлекло за собой загрязнение вод заповедника, то такое правонарушение квалифицируется по ст. 260 УК РФ, а в случае браконьерства или противоправной добычи растений – по ст. 256 УК РФ.

Допустим, на территории заказника велась незаконная охота. Тогда правонарушение определяется по ст. 258 УК РФ.

Если же названные деяния причинят значительный ущерб всей экосистеме природного объекта, то преступления будут квалифицированы в совокупности по статьям 256, 258, 260 и 262 УК РФ.

Адвокат по статье 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Аналогичная ситуация происходит в случае с различными экологическими преступлениями, результатом которых стало нанесение серьезного ущерба природному объекту. Однако эти территории не предусмотрены в качестве обязательного признака состава правонарушений:

Преступление, определяемое по ст. 262 УК РФ, следует отграничивать от подобного ему по ст. 8.39 КоАП РФ. Разница между ними состоит в том, что в первом случае обязательным признаком деяния определяется причинение значительного ущерба, тогда как во втором наказание назначается только за само нарушение установленного режима заповедников и заказников.

Меры применяемой ответственности

Суд избирает следующие наказания за подобные преступления:

  • штраф от 200 000 рублей или в размере заработной платы за полгода;
  • запрет на занятие определенных видов должностей на три года;
  • обязательные работы на 480 часов;
  • исправительные работы на два года.

Конкретную меру избирает судья после того, как дело было всесторонне изучено и были учтены все обстоятельства произошедшего.

Читайте также:  Претензия по факту неисполнения обязательств по оплате услуг

Заключение

В статье 262 УК РФ перечислены меры пресечения, назначаемые в случае нарушения режима территорий, которые находятся под особой охраной государства, если они повлекли за собой причинение им серьезного вреда.

Последний оценивается исходя из экологической и экономической значимости объекта и возможности его дальнейшего использования. Это напрямую влияет на выбор конкретного наказания.

Им может быть выплата штрафа, обязательные или исправительные работы.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ)

Впервые вводя уголовную ответственность за данный вид деяний, законодатель ее основанием признает нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба.

Объект преступления: в одних формулировках — это отношения, связанные с охраной особо ценных в экологическом плане природных территорий; в других — экологическая безопасность особо охраняемых природных территорий.

Предмет преступления — взятые под особую охрану природные территории.

Определяя их как изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования участки земли и водного пространства, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, для которых установлен режим особой охраны, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» выделяет следующие категории особо охраняемых природных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты (ст. 2). Этим же Законом устанавливаются особенности каждой из таких категорий, их юридический статус, порядок создания и т.п.

Объективная сторона преступления. Охватываемое ею деяние в ст. 262 УК РФ характеризуется одним обязательным признаком: нарушение режима особо охраняемых государством природных территорий. Предполагая некоторую совокупность требований, такой режим устанавливается применительно к каждой категории особо охраняемой природной территории.

Так, например, содержание режима особой охраны территорий государственных природных заповедников регулируется не только ст. 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», но и утверждаемым в соответствии с ним для каждого государственного природного заповедника специальным положением, устанавливающим перечень конкретных запретов.

С учетом установленных данными нормативными актами требований нарушение режима государственных природных заповедников может выражаться в несоблюдении запрета на создание лесоперерабатывающей инфраструктуры, заготовку и транспортировку древесины, ведение промысловой или любительской охоты, размещение земельных участков (садовых, огородных или дачных) или различных захоронений (в том числе, кладбищ, скотомогильников), применение минеральных удобрений и т.д. Поскольку и при нарушении режима других категорий особо охраняемых природных территорий имеется в виду несоблюдение нормативно определенных конкретных требований, то в каждом случае должно быть установлено, в чем именно выражалось нарушение режима, и положение какого нормативного акта при этом было нарушено.

В отличие от административного проступка уголовно наказуемое нарушение режима особо охраняемых государством природных территорий имеет конструкцию материального состава, для которого обязательным является причинение деянием значительного ущерба.

К сожалению, в данном случае формальных критериев для признания ущерба значительным законодательством не установлено.

На практике при решении этого вопроса принимаются во внимание категориальная характеристика особо охраняемых территорий, их экологическая, эстетическая, культурная и рекреационная ценность, специфика и количество истребленных или поврежденных компонентов природной среды, стоимость восстановительных работ и т.д.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.

Субъект преступления — любое физическое вменяемое лицо, достигшие 16-летнего возраста.

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Борьба · 28.04.2017 09:54

  • ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ВОЛЖСКАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА
  • Памятка «Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий»
  • Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
  • Они предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, достопримечательных природных образований и относятся к объектам общенационального достояния.
  • Основные категории ООПТ:
  • государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • государственные природные заказники;
  • памятники природы;
  • дендрологические парки и ботанические сады
  1. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации утверждают границы, определяют режим особой охраны, ведут кадастр ООПТ.
  2. Режим особой охраны
  3. в зависимости от правового статуса ООПТ
    законом установлены следующие запреты:
  4. — в государственных природных заповедниках запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о государственном природном заповеднике,
  5. — в национальных парках запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка,
  6. — в природных парках запрещается деятельность, влекущая изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима их содержания,
  7. — в государственном природном заказнике постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям его создания или причиняет вред природным комплексам,
  8. — на территориях, на которых находятся    памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы,
  9. — в дендрологических парках и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
  10. Государственный кадастр ООПТ
  11. В целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети уникальных природных
    комплексов и объектов ведется Государственный кадастр особо охраняемых природных
    территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их
  12. географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
  • Организация охраны ООПТ
  • На территории ООПТ в зависимости от их значения федеральными или региональными органами государственной власти, либо соответствующими государственными учреждениями, осуществляется государственный экологический надзор.
  • К задачам государственного экологического надзора относятся предупреждение, выявление и пресечение нарушений, касающихся:
  • а) режима особо охраняемой природной территории;
  • б) особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
  • в) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий (при их наличии).
  • На ООПТ местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
  • Законодательством Российской Федерации устанавливается ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.
Читайте также:  Речь защитника об оправдании подсудимого по ст. 139 УК РФ

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на ООПТ, либо в их охранных зонах влечет административную ответственность по статье 8.

39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки режиму особой охраны, установленному в соответствующих положениях об особо охраняемой природной территории либо ее охранной зоне.

Под нарушением иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на ООПТ и в их охранных зонах следует понимать действия, непосредственно не противоречащие требованиям, содержащимся в вышеуказанных документах, но запрещаемые иными правовыми актами (Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, Санитарными правилами в лесах Российской Федерации, региональными правилами охоты, и др.).

Нарушение режима ООПТ, повлекшее причинение значительного ущерба, образует состав преступления, предусмотренного статьей 262 Уголовного кодекса Российской Федерации, и наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Преступления, совершенные на территории ООПТ могут быть квалифицированы также по ч. 2 ст. 250 УК РФ – загрязнение вод, совершенное на территории заповедника или заказника, ст. 256 УК РФ — незаконная добыча (вылов) водных биоресурсов, ст. 258 УК РФ — незаконная охота.

  1. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах ООПТ, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.
  2. О нарушениях в сфере ООПТ можно сообщить:
  3. — с мобильного телефона – 112
  4. — с городского телефона – 101
  • в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области т. 8 (8442)35-31-01, 23-67-46, факс 35-31-23,
  • в Волгоградскую межрайонную природоохранную прокуратуру:

— по адресу: ул. Ким, д. 8, г. Волгоград, 400001 или на эл.почту vmpprokuratura@yandex.ru

— дежурному прокурору т. 93-06-58,

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

  1. Functio laesa (нарушение функции).
  2. I. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
  3. II. Расширение влияния и территорий на Кавказе.
  4. III.Административная и гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
  5. IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНИКА ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ. ВИНА И ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКА
  6. IV. Яким способом буде надано послуги?
  7. L Статья 1253 ГК РФ. Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения исключительных прав
  8. XLIV. 4. Ответственность наследников по долгам наследодателя
  9. Абсолютная ответственность
  10. Административная и дисциплинарная ответственность.
  11. Административная и уголовная ответственность в налоговой сфере
  12. Административная и уголовная ответственность в налоговой сфере

Ответственность за нарушения режима ООПТ и объектов предусмотрена в ст. 7.13 – 7.16, 8.39 КоАП РФ, ст. 245, 262 УК РФ.

Действующая редакция статьи 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территорий» не содержит указания на возможность наступления административной ответственности за нарушение режима ООПТ, устанавливая лишь уголовную и гражданско-правовую (в виде возмещения вреда, причиненного природным объектам и комплексам в границах ООПТ) ответственность за правонарушения в данной сфере.

Между тем некоторые нарушения законодательства об ООПТ могут повлечь за собой наступление административной ответственности. Так, п. 2 ст. 7.

2 КоАП РФ предусматривается наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц в установленном размере за уничтожение или повреждение знаков, определяющих границы ООПТ. Дела о данном правонарушении, в соответствии со ст. 23.

13 КоАП РФ, рассматривают органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), а от их имени уполномочены на рассмотрение данных дел Главный государственный санитарный врач РФ и его заместители; главные государственные санитарные врачи субъектов РФ и их заместители; главные государственные санитарные врачи на транспорте (водном, воздушном) и их заместители; главные государственные санитарные врачи городов, районов; главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, в области обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их заместители – об административных правонарушениях, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.

Административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных ООПТ либо в их охранных зонах (округах) устанавливается положениями ст. 8.39 КоАП РФ.

В данном случае в соответствии с нормами ст. 23.

25 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, квалифицированных по данной статье, рассматриваются органами охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков, а от их имени – главными государственными инспекторами по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, а также их заместителями.

Как уже отмечалось, Перечнем должностных лиц структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов и учреждений, осуществляющих контроль и надзор в сфере природопользования, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 12 ноября 2004 г. N 146 , была установлена новая система должностных лиц Росприроднадзора, осуществляющих инспекционный контроль в различных сферах природопользования, в том числе и в сфере охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков (см. ст. 3 и ст. 33).

Нормами уголовного законодательства предусматривается возможность наступления уголовной ответственности за нарушение режима ООПТ. Так, положениями ст.

262 УК РФ за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, определяется наказание в виде штрафа в установленном размере, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо исправительными работами на определенный срок.

Пункт 3 статьи 36 Федерального закона об ООПТ устанавливает обязательность возмещения вреда, причиненного природным объектам и комплексам в границах ООПТ.

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде – один из основополагающих принципов охраны окружающей среды, установленных ст. 3 Федерального закона “Об охране окружающей среды”. Пунктом 4 ст.

16 названного Закона отмечается, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда окружающей среде.

Читайте также:  Юрист по авторскому праву: консультация юриста по авторским и смежным правам

Статья 77 данного Закона устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии с положениями данной статьи юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии – исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статья 78 указанного Федерального закона закрепляет порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Так, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

При этом определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в данной сфере, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В настоящее время действуют, например, Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г.

N 388 ; Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением наземных млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и наземных беспозвоночных животных, утвержденные Приказом Минприроды России от 4 мая 1994 г. N 126 , и ряд иных такс и методик.

При отсутствии соответствующих такс и методик размер ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, определяется по фактическим затратам на их восстановление.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

При этом Федеральным законом “Об охране окружающей среды” устанавливаются сроки давности на предъявление исков о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, – такие иски могут быть предъявлены в течение 20 лет.

| следующая лекция ==>
Правовой режим заповедников, заказников, национальных парков, ботанических садов и иных особо охраняемых природных территорий | Понятие и виды чрезвычайных экологических ситуаций

Современные проблемы правового регулирования режима особо охраняемых природных территорий — фундаментальные исследования (научный журнал)

1

Среди глобальных проблем современности одна из главных — оптимизация взаимоотношений человека с окружающей его природной средой. Развитие особо охраняемых природных территорий, которые, сохраняя природу, позволяют рационально ее использовать, принося пользу обществу, — решает эту задачу.

Рассмотрим современные проблемы, возникающие в сфере правового регулирования режима особо охраняемых природных территорий.

Сегодня очень важно организовать режим особо охраняемых территорий таким образом, чтобы природные богатства этих комплексов и объектов не иссякли.

Что касается проблемы порядка использования особо охраняемых территорий, то в нашем законодательстве этот вопрос решен достаточно грамотно, хотя и не без пробелов.

К примеру, правовой режим заказников, ботанических садов и дендрологических парков не предусматривает создание вокруг их территорий охранных зон, хотя эта меры не была бы излишней.

Необходимо установить таксы для исчисления ущерба, причиняемого конкретной категории особо охраняемой территории.

Так как предусмотренные отраслевым законодательством таксы предназначены для взыскания ущерба, причиненного простому природному комплексу, без учета особой ценности объекта, входящего в заповедный фонд.

Если бы существовала повышенная оценка богатств особо охраняемых территорий, то отношение к сохранности их режима было бы более ответственным.

Было бы целесообразно выделить в статье 262 Уголовного кодекса Российской Федерации несколько частей, каждая из которых указывала бы на нарушение режима конкретной категории особо охраняемой территории и установила ответственность соответственно ценности охраняемой территории.

Реальную гарантию охраны режима особо охраняемых территорий могут дать правоохранительные органы при правильной организации их работы в данной сфере.

Для этого необходимо организовать в каждом субъекте РФ природоохранную прокуратуру, на которую возложить обязанности по предупреждению, пресечению и расследованию преступлений, связанных с нарушением режима особо охраняемых территорий.

В связи с этим, другие следственные органы освободить от вышеназванных функций.

Осознавая необходимость совершенствования подхода к организации особо охраняемых территорий, органами государственной власти ведется работа по формированию таких территорий, отвечающих мирровым требованиям. Необходимо развивать особо охраняемые территории таким образом, чтобы входящие в них природные участки отражали многообразие ландшафтов и обитающих там видов животных и растений.

Несмотря на сложные проблемы рейтинг отечественных особо охраняемых территорий за рубежом исключительно высок, интерес к ним со стороны зарубежных специалистов огромен.

Стоит признать, что в современном мире постановка дела охраны природного наследия и биологического разнообразия рассматривается как один из ключевых показателей цивилизованности страны и влияет на отношение мирового сообщества к конкретному государству.

У нашей России еще существует возможность спасти наследие особо охраняемых территорий. Так, сегодня существование особо охраняемых территорий поддерживается в значительной степени благодаря сформированной в прошлом материально-технической базе, сохранившимся кадрам и их энтузиазму.

Поэтому необходимо оказать содействие и помочь людям, стремящимся сохранить природу. Для этого в бюджете страны необходимо было бы учесть те минимальные потребности системы особо охраняемых территорий, без которых она не в силах существовать.

Успех в деле сохранения и обеспечения дальнейшего развития сети особо охраняемых природных территорий России возможен лишь в ходе совместных усилий Федерального Правительства, депутатского корпуса, региональных органов власти, российского бизнеса и, конечно, правоохранительных органов.

Работа представлена на заочную электронную конференцию, 10-15 октября 2004г. Поступила в редакцию 11.11.2005г.

Библиографическая ссылка

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *