Адвокат по статье 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Адвокат по статье 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Для борьбы с халатностью и традиционной российской привычкой «авось ничего не будет» законодатель предусмотрел действие ст. 267 УК РФ в случаях. Когда по недомыслию или элементарной небрежности действия какого-либо субъекта приводят к значительным поломкам и неисправностям транспора или путей сообщения, а иногда и к более трагическим последствиям. Порой в результате чьей-либо невнимательности и безответственности страдают и гибнут люди. Законодатель посчитал, что подобные случаи не должны остаться безнаказанными и определил санкции, ожидающие преступника, по чьей вине произошли разрушение средств транспорта и гибель людей.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Объект преступления

Адвокат по статье 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Статья, предусматривающая наказание за приведение в негодность транспорта или путей сообщения, предполагает, что объектом преступного деяния в данном случае становятся условия, когда безопасно могут эксплуатироваться:

  • водный, наземный и подземный, воздушный транспорт;
  • коммуникационные приспособления;
  • участки дорожных сетей;
  • сигнализационные устройства.

В качестве дополнительного объекта в некоторых ситуациях почти всегда выступает здоровье и жизнь людей.

Преступление, предусмотренное статьёй 267 уголовного российского кодекса, предполагает, что преступником каким-то образом будет испорчено транспортное имущество, дорожные ветки. В результате чего может быть нанесён урон человеческому здоровью, повлекший смерть людей.

Для вынесения обвинительного приговора именно по ст. 267 необходимо наличие хотя бы одного из следующих условий, ставших результатом порчи имущества:

  • причинён крупный ущерб;
  • пострадало чьё-то физическое или психическое состояние;
  • наступила смерть одного или нескольких лиц.

В х к данной норме уголовного права отмечается, что законодатель в примечании к статье установил сумму ущерба, признанного особенно крупным – в более чем миллион российских рублей.

В зависимости от того, какое из условий присутствует, назначается и наказание:

  1. Адвокат по статье 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщенияШтраф от ста до двухсот тысяч рублей либо в размере доходов виновного за период в 2 года предусмотрен при наличии первого или второго условия.
  2. А также при присутствии первых двух условий санкции могут быть в виде принудительных работ в течение 4 лет или лишения свободы на 4 года.
  3. Если погиб один человек, наказание выглядит как заключение на 8 лет.
  4. Когда же действия привели к гибели нескольких человек, то обвиняемому грозит осуждение на срок до десяти лет лишения свободы.

Подобным наказанием законодатель подчеркнул, что причинение вреда по неосторожности не может быть оправдано только тем, что обвиняемый субъект не хотел причинить вред кому-либо.

Состав преступления

Состав преступления, описанного в рассматриваемой статье, является материальным и ответственность по данной статье возлагается на лицо, если:

  1. По его вине произошло такое ухудшение эксплуатационных качеств транспортного средства или транспортных коммуникаций, при которых их дальнейшее использование невозможно, либо возможно, после дорогостоящего и трудоёмкого ремонта.
  2. В результате его действий были заблокированы пути сообщения, остановлено необходимое движение транспорта, что вызывает значительный финансовый ущерб.

Усугубляется вина субъекта тем, что в результате его действий пострадали и тем более погибли люди, нанесён значительный (более 1 млн рублей) ущерб.

В зависимости от того, какие последствия наступили, преступление по статье 267 может быть квалифицировано как:

  • преступление средней тяжести;
  • тяжкое преступление.

Согласно последней редакции УПК, все они подсудны районному суду, хотя ранее правонарушение, квалифицируемое по третье части 267 статьи, рассматривалось областным судом.

Разъяснения юристов

Комментарий к ст. 267 УК РФ традиционно содержит сведения о том, что понимается законодателем под используемыми терминами.

Однако сталкиваясь на практике с конкретным случаем из Уголовного кодекса, многие ищут консультации юриста о том, что именно имел в виду законодатель, говоря о следующих последствиях:

  • «разрушении»;
  • «повреждении»;
  • «приведении в негодное состояние».

Адвокат по статье 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщенияПервый термин предполагает, что вред, нанесённый имуществу, не допускает его дальнейшего использования, в силу того, что это сделать невозможно. Например, самолёт, упавший с огромной высоты, как правило, восстановлению уже не подлежит.

Когда доказано, что в результате некоего деяния имущество было повреждено, то предполагается, что его ещё можно будет эксплуатировать, но после несения значительных затрат на его восстановление.

Если транспортное средство возможно восстановить, но это будет нецелесообразным, с точки зрения экономики, подобный случай относится законодательством РФ к разрушению. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения – это случаи, когда транспортное средство или дорожное полотно пострадало незначительно.

Восстановление целостности и возвращение в рабочее состояние вполне возможно. Преступлением же, соответствующим статье 267 УК, это деяние, а также как и перечисленные выше, становится в результате человеческих жертв или нанесения вреда здоровью людей.

Преступлением средней тяжести и тяжким преступлением все эти действия считаются из-за одного из трёх составляющих либо их совокупности:

  • смерть человека;
  • значительное ухудшение здоровья человека;
  • ущерб крупного размера.

То есть, уголовно наказуемыми эти преступления становятся из-за их последствий.

При отсутствии перечисленных последствий приведение транспорта в негодность может быть рассмотрена в рамках административного правонарушения, например, по статье 7.17 КоАП РФ.

Читайте также:  Таможенный юрист - юрист по таможенному праву, консультации и услуги

О неосторожности

Одним из важнейших факторов, характеризующих преступление по ст. 267 УК Российской Федерации, является «неосторожность». Дело в том, что обвиняемый по данной статье совершил деяния, повлёкшие к указанным ранее последствиям, не намеренно, у него не было злого умысла.

В уголовном законодательстве содержится разъяснение того, какие преступления следует считать совершёнными по неосторожности.

К ним УК относит действия вследствие легкомыслия или вследствие небрежности:

  1. В первом случае обвиняемый в преступлении знал о возможных последствиях, но надеялся «авось ничего не будет».
  2. Во втором случае преступник не знал, что могут быть жертвы, хотя при его должной внимательности и ответственности, пострадавших могло бы не быть.

Адвокат по статье 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщенияПример первого варианта может быть таким: перевозчик не сменил летние шины на зимние, хотя знал, что это может привести к серьёзной аварии. В результате ДТП транспортное средство пришло в негодность, пострадали люди.

Примером второго случая вполне может стать «Злоумышленник» А. П. Чехова, где герой откручивал гайки с железнодорожного полотна для использования в своих целях (изготовление грузила), и никак не мог понять, за что его обвиняют. Уложениями XIX века предусматривалось наказание за подобное преступление, а также как и в современной редакции законов.

Изменение условий жизни не принесло нового в эту часть законодательства в том плане, что подобные преступления совершаются и сегодня если не по незнанию, то по халатности.

Законодателем в статье 267 УК отмечено, что субъективной стороной данного преступления является неосторожность. Именно этот факт отличает данную разновидность преступления от других, схожих с ним.

Неосторожность отличает его от преступлений:

  • диверсии (ст. 281 УК РФ);
  • терроризма (ст. 205 УК РФ);
  • вандализма (ст. 214 УК РФ);
  • умышленного причинения вреда (ст. УК РФ);
  • других преступлений.

Главное отличие в том, что перечисленные преступления – умышленные, а рассматриваемое – неумышленное.

Судебная практика показывает, что сегодня нередкими являются случаи причинения вреда по неосторожности, подобные деяния выделены в отдельную статью кодекса. Считается, что преступление удалось окончить, если нанесён вред здоровью или крупный материальный ущерб.

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ)

Объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта. Дополнительный объект — нормальная деятельность предприятий транспорта и других организаций, факультативный — имущество, экологическая безопасность; в квалифицированных составах — жизнь человека.

Предмет преступления — транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо другое транспортное оборудование, транспортные коммуникации, т.е. водные пути, автотрассы, воздушные коридоры.

Объективная сторона — активные действия, направленные на приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения, совершенные способами, перечисленными в диспозиции сг.

267 УК РФ, а именно: разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.

Разрушение — приведение в полную негодность, невозможность использования по назначению и дальнейшей эксплуатации, экономическая нецелесообразность восстановления.

Повреждение — частичная непригодность с возможностью восстановления.

Иные способы — разукомплектование, перенос знаков в другое место, отключение сигнала, вложение в механизмы посторонних предметов и др. В юридической литературе высказывалась также точка зрения, что иной способ может заключаться «в любых действиях, в результате которых транспортные средства и другие указанные объекты не могут быть использованы по назначению»1.

Блокирование — создание препятствий, в результате чего происходит нарушение работы транспортных коммуникаций, затруднено выполнение работниками транспорта своих служебных обязанностей либо создается угроза безопасности движения, соблюдению прав и законных интересов других лиц, пассажиров.

Например, преграждается автомагистраль посторонними предметами. Блокирование не предполагает причинение вреда самому транспорту и не связано с приведением его в технически неисправное состояние.

Крупный ущерб при блокировании может быть выражен в потерях, которые терпят транспортные организации в результате помех движению, а также затрат на разблокирование.

В юридической литературе высказывалась точка зрения, что блокирование означает полное прекращение свободного функционирования транспортных средств[1] [2].

Представляется, что если, например, лица, блокировавшие автомагистраль, будут пропускать машины скорой помощи, т.е.

признак полного прекращения функционирования транспортных средств будет отсутствовать, все же блокирование будет иметь место.

Объективную сторону преступления могут составлять следующие действия: лицо раскручивает гайки на рельсах, разбивает средства сигнализации и связи, снимает кабель, накладывает различные предметы на железнодорожный путь; это и создание живой преграды, когда люди преграждают путь транспорту.

Состав преступления — материальный. Для квалификации по данной статье необходимы последствия: тяжкий вред здоровью человека или причинение крупного ущерба. В примечании к рассматриваемой статье определен крупный ущерб — сумма, превышающая 1 млн руб. Должна быть установлена также причинная связь между действием и последствиями.

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной формой вины: легкомыслием (нарушая правила, лицо предвидит последствия, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение) или небрежностью (лицо не предвидит вредные последствия, хотя могло и должно было их предвидеть). При этом, как отмечается в юридической литературе, сами действия (разрушение и пр.) «совершаются, как правило, осознанно».

Как представляется, при блокировании транспортных коммуникаций возможен косвенный умысел в отношении последствий. Так, лица, устроившие пикеты на железнодорожных путях с целью добиться увеличения заработной платы, предвидят возможность наступления последствий —

Читайте также:  Продавцы квартир при разрыве сделки купли-продажи будут нести финансовую ответственность

3

крупного ущерба и сознательно их допускают. Именно с учетом такой возможности и совершается блокирование: власти вынуждены будут скорее пойти на уступки. То есть речь идет о косвенном умысле.

На практике нередко возникают сложности с разграничением рассматриваемого состава и неосторожного уничтожения или повреждения имущества, предусмотренного ст. 168 УК РФ.

Пример

А. обратился к водителю автомобиля «МАЗ-54329» с прицепом О. с просьбой отбуксировать его автомобиль «МЛЗ-509» с прицепом. Образовался автопоезд. По правилам водитель автопоезда должен согласовать его проезд через охраняемый переезд с работниками железнодорожного транспорта, однако он не сделал этого. Были нарушены п. 1.3,1.5, 6.13, 15.3, 15.4, 23.5 Правил дорожного движения. О.

проехал переезд и остановился из-за невозможности разъезда со встречным автомобилем, ожидающим проезда. Прицеп остался на переезде. Произошло столкновение его с поездом. При столкновении локомотив протащил прицеп на расстояние 397 м, в результате прицеп произвел стрелочный перевод на соседний путь, где в это время работала снегоуборочная машина.

Машина перевернулась, с рельсов сошли три вагона этой машины. Двое ее работников получили ушибы. В грузовом поезде с рельсов сошли электровоз и 25 груженых углем вагонов, 23 из которых повреждены до состояния, исключающего их дальнейшую эксплуатацию. В итоге были повреждены электровоз, снегоуборочная машина, 450 км пути, 3 стрелочных перевода, 12 опор контактной сети.

Перерыв движения составил 23 ч. Содеянное было квалифицировано судом по ч. 1 ст. 267 УК РФ.

Капитан К., управлявший теплоходом, при подходе к причальной стенке Константиновского гидроузла Волго-Донского водного пути нарушил установленные правила (определенные пункты Инструкции по эксплуатации ДЛУ «Река-1» для двигателей Г-60, Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации и др.

), в результате двигатели запустились на передний ход вместо заднего, увеличивая скорость судна вперед. Это привело к столкновению теплохода со створкой нижних ворот гидроузла, в результате чего гидроузел был приведен в негодное состояние, чем, как отмечено в приговоре, блокирована транспортная коммуникация от г. Волгограда до Азовского моря.

Содеянное было квалифицировано судом по ч. 1 ст. 267 УК РФ.

Конспекты юриста

Все предметы → Уголовное право. Особенная часть

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ).

  • 1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
  • 2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
  • 3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Непосредственные основной и дополнительный объекты данного преступления идентичны рассмотренным выше применительно к ст. 263 УК. Предмет преступления — транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи и другое транспортное оборудование (их дефиниции аналогичны приведенным при анализе ст. 266 УК), а также транспортные коммуникации.

Транспортные коммуникации — это пути сообщения со специально оборудованными на них сооружениями (например, взлетно-посадочные и рулежные полосы).

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в совершении одного из следующих альтернативных деяний:

  • — разрушение;
  • — повреждение;
  • — приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи, а также другого транспортного оборудования;
  • — блокирование транспортных коммуникаций.

Под разрушением понимается приведение указанного в диспозиции ч. 1 ст. 267 УК оборудования в состояние полной негодности, при котором исключается его восстановление или это оказывается экономически нецелесообразным.

  1. Повреждение — это частичная утрата транспортным оборудованием своих функциональных характеристик при возможности их восстановления.
  2. Приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние охватывает действия, которые не разрушают и не повреждают транспортное оборудование, однако делают невозможным его использование по назначению (например, отключение световой сигнализации, обесточивание электрических линий, перенос дорожных знаков).
  3. Блокирование транспортных коммуникаций состоит в создании препятствий для свободного передвижения конкретного вида транспорта (например, преграждение взлетной или посадочной полосы, железнодорожных путей любыми предметами; устройство завалов и баррикад; перекрытие магистралей людьми или животными).

Будучи материальным, анализируемый состав признается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий. При отсутствии таких последствий уголовная ответственность исключается.

Читайте также:  Адвокат по статье 151.2. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего

Субъективная сторона этого преступления выражается в неосторожной форме вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект, названного преступления общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 14 лет.

Данное преступление характеризуется наличием квалифицирующих признаков I (ч. 2) и II (ч. 3 ст. 267 УК) степеней.

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК)

Характеристика непосредственного объекта и предмета преступления совпадает с ранее приведенной применительно к ст. 266 УК. Хотя в диспозиции рассматриваемой статьи также упоминаются транспортные коммуникации, под ними понимаются все те же пути сообщения, оборудованные либо не оборудованные средствами сигнализации или связи.

Объективная сторона состава преступления состоит из деяния, общественно опасных последствий и причинно-следственной связи.

Деяние складывается из нескольких альтернативных действий: разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи, другого транспортного оборудования либо блокирования транспортных коммуникаций. Последствия наступают в виде тяжкого вреда здоровью человека или причинения крупного ущерба (ч. 1), смерти одного (ч. 2) или двух и более лиц (ч. 3).

Под разрушением понимается приведение в полную непригодность для использования по прямому хозяйственному назначению транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, другого транспортного оборудования.

Повреждение представляет собой приведение названных предметов в состояние временной непригодности для использования по прямому хозяйственному назначению, которая может быть устранена путем ремонта.

Орудия и средства, используемые для разрушения или повреждения транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, другого транспортного оборудования, весьма разнообразны (путем взрыва, поджога, подкладывания на рельсы посторонних предметов и т. п.). Их использование может влиять на квалификацию. Например, использование для разрушения путей сообщения взрывных устройств требует дополнительной квалификации по ст. 222 УК.

Иной способ приведения в негодное состояние названных предметов означает любые другие действия (кроме разрушения и повреждения), вследствие которых становится невозможным их использование по основному техническому назначению, хотя сами предметы при этом, как правило, не страдают (например, отключение электропитания маяка или семафора, перевод железнодорожной стрелки в неправильное положение, перестановка запрещающих знаков на путях сообщений и т. п.).

Важно подчеркнуть, что общественно опасное деяние совершается в тот момент, когда транспортные средства и другие предметы преступления находятся в процессе их использования по прямому хозяйственному назначению.

В противном случае (например, при разрушении или повреждении автомобиля на станции технического обслуживания либо корабля во время его ремонта в доке) такие действия нельзя квалифицировать по ст. 267 УК, так как транспортное средство еще не поступило в эксплуатацию.

В таком случае ответственность наступает по другим статьям УК (за преступление против жизни и здоровья, против собственности).

Блокирование транспортных коммуникаций выражается в действиях, создающих препятствия для передвижения по ним любого вида транспорта (например, создание на транспортных коммуникациях завалов, баррикад, заграждений, перекрытие их людьми в виде «живого щита», транспортными средствами, животными и т. п.).

К общественно опасным последствиям, предусмотренным данной статьей, относятся: тяжкий вред здоровью человека либо крупный ущерб (ч. 1), смерть одного (ч. 2) или нескольких лиц (ч. 3). Они являются конститутивными последствиями.

Такие последствия должны наступить в процессе эксплуатации непригодных для использования транспортных объектов, приведенных в такое состояние путем их разрушения, повреждения или иным способом выведения из строя либо путем блокирования транспортных коммуникаций.

Таким образом, конститутивным последствиям практически всегда предшествуют первичные последствия, являющиеся результатом разрушения или повреждения транспортных объектов (например, разрушение сцепного устройства, вывод из строя системы связи, повреждение рельсовых путей и т. п.). Нередко имеется даже разрыв во времени между наступлением первичных и конститутивных последствий.

Если первичные последствия причинены, а конститутивные последствия отсутствуют, уголовная ответственность по рассматриваемой статье невозможна, хотя содеянное при соответствующих условиях можно квалифицировать как умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 167 УК).

При исчислении крупного ущерба следует принимать во внимание следующее: 1) такой ущерб всегда материальный; 2) ущерб образуют только конститутивные последствия; 3) в сумму ущерба, которая должна превышать 1 млн руб.

, можно включать и так называемый экологический или организационный вред (например, ущерб от простоя вагонов, водных и воздушных судов, от загрязнения природной среды, от потери здоровья лицами, которые пострадали вследствие крушения ТС).

Субъективная сторона преступления состоит из неосторожной формы вины.[1]

Мотивы и цели при совершении данного преступления не являются признаком данного состава. Поэтому, например, в случае разрушения или повреждения средств связи или сигнализации на транспорте с корыстной целью, т. е.

путем изъятия деталей, узлов и завладения ими, содеянное образует идеальную совокупность преступлений, предусмотренных ст. 267 и ст. 158 УК.

Если такие действия совершены с целью подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ, они полностью охватываются ст. 281 УК (диверсия).

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *