Адвокат по статье 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Во 2 части 24 статьи Конституции установлена обязанность органов муниципальной и госвласти, а также их служащих предоставлять физлицам сведения, непосредственно касающиеся их свобод и прав. Гражданину такая информация может потребоваться в самых разных случаях.

Неисполнение уполномоченными структурами и должностными лицами их обязанности преследуется по закону. Ответственность установлена в 140 статье УК РФ и ст. 5.39 КоАП. Рассмотрим их особенности. Адвокат по статье 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Уголовная ответственность

За незаконный отказ должностных лиц в предоставлении материалов, документов, собранных в установленном порядке и непосредственно касающихся свобод и прав гражданина, такие лица наказываются:

  • Денежным взысканием до 200 тыс. р. или равным доходам виновного за 1,5 г.
  • Запретом вести деятельность или замещать посты определенных видов в течение 2-5 лет.

Аналогичные санкции предусмотрены и в случае предоставления заведомо ложных или неполных сведений. Однако обязательным условием наступления ответственности является причинение вреда законным интересам граждан или их правам.

Объективный аспект

Ответственность по 140 статье УК РФ наступает при:

  • Незаконном отказе в предоставлении физлицу материалов или документов.
  • Уклонении от предоставления сведений.
  • Предоставлении заведомо ложных или неполных данных.

Специфика деяния

Неправомерным отказом считается нежелание уполномоченного лица предоставить информацию, выраженное открыто. При этом он может быть письменным либо устным.

Предоставлением заведомо неполных данных является предложение ознакомиться с частью документов/материалов, частью сведений, которые в них присутствуют.

Нарушением прав заявителя будет считаться также письменный ответ на запрос, содержащий только часть информации, которая необходима заинтересованному лицу.

Адвокат по статье 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Предоставлением заведомо ложных данных является предложение ознакомиться с информацией, не соответствующей действительности. При этом нарушение прав заявителя будет констатировано даже в том случае, если ложными будут не все сведения, а только их часть.

Уклонение от предоставления данных

Им считается активное поведение, которое выражает отказ в завуалированной форме.

Уполномоченный служащий может уклоняться от предоставления субъекту данных, придумывая различные предлоги, не имеющие никаких (ни фактических, ни юридических) оснований.

К примеру, при отказе в предоставлении информации гражданину должностное лицо может сослаться на то, что запрашиваемые сведения отсутствуют, хотя на самом деле они имеются в распоряжении.

Уклонением следует считать и бездействие. Речь, в частности, об отсутствии и устного, и письменного ответа на запрос.

Для признания деяния наказуемым по УК РФ отказ в предоставлении гражданину информации должен быть противоправным, т. е. противоречить положениям закона или иного нормативного акта.

Специфика состава

Незаконный отказ в предоставлении гражданину информации имеет материальную конструкцию. Наказание вменяется в случае, если действия/бездействия уполномоченного субъекта причинили интересам или правам заявителя ущерб.

Последствия преступления в законе не конкретизируются. Соответственно, они могут быть различными. К примеру, отказ в предоставлении информации гражданину может повлечь материальный или моральный вред, ущемление интересов лица и пр. Адвокат по статье 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Субъективный аспект

Ущемление права на информацию должностным лицом происходит умышленно. При квалификации деяния мотив и цель не имеют значения.

К ответственности может привлекаться только специальный субъект – должностное лицо госструктуры, органа территориального самоуправления, учреждения, предприятия, организации любых форм собственности, уполномоченных предоставлять соответствующие сведения.

Административная ответственность

В ст. 5.39 КоАП закреплено наказание в виде денежного взыскания от 5 до 10 тыс. р. за незаконный отказ в предоставлении информации гражданину или организации. Эта же санкция установлена в случае несвоевременного ответа на запрос лица или предоставления заведомо недостоверных данных.

Пояснения

Как выше говорилось, право на информацию закреплено в Конституции. При этом Основной Закон допускает его ограничение исключительно в соответствии с федеральным законодательством. Соответствующее положение закреплено в 3 части 55 статьи Конституции.

Следует обратить внимание, что право лица на получение информации ограничивается только федеральным, а не региональным законом. Адвокат по статье 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

В соответствии с 3 частью 41 статьи Конституции, при сокрытии служащими обстоятельств или фактов, представляющих для здоровья/жизни людей опасность, указанные должностные лица привлекаются к ответственности.

Особенности терминологии

Под предоставлением заявителю материалов, документов следует понимать использование им информационных ресурсов. Порядок доступа и пользования источниками данных определяется в ФЗ № 24.

В соответствии с положениями нормативного акта, информацией являются сведения о предметах, явлениях, фактах, событиях, процессах вне зависимости от формы предоставления.

Документированными данными (документами) считаются сведения, содержащиеся на материальном носителе с реквизитами, позволяющими их идентифицировать.

Пользователями информации являются граждане, госорганы, структуры местной власти, общественные объединения, организации и пр. Эти субъекты имеют равные права на доступ к государственным ресурсам и не должны обосновывать их владельцам необходимость ознакомления с запрашиваемыми данными. Исключением являются сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством.

Права и обязанности компетентных структур и лиц

Правила получения информации определяются владельцем соответствующего ресурса. Перечни видов сведений, данные об условиях и порядке доступа к ним предоставляются пользователям бесплатно. Адвокат по статье 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Органы госвласти, организации, ответственные за создание и использование баз данных, должны обеспечить условия для оперативного предоставления полной и достоверной информации в соответствии с обязанностями, предусмотренными в положениях (уставах).

Правила накопления, обработки и использования документированных сведений с ограниченным доступом, порядок их защиты и доступа к ним устанавливаются уполномоченными структурами, ответственными за определенные массивы данных, в рамках их компетенции.

Права заявителей

Гражданам и юрлицам должен предоставляться доступ к документированным сведениям о них, право уточнять их для обеспечения достоверности и полноты данных. Заинтересованные субъекты вправе знать, кто и для чего использовал или использует информацию о них.

Ограничение доступа заявителей к таким данным допускается только по основаниям, установленным в федеральном законодательстве.

Владелец ресурса, на котором содержится документированная информация, должен предоставить ее бесплатно по требованию субъектов, которых она касается.

Нормативное регулирование

Адвокат по статье 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

В соответствии с ФЗ № 131, структуры местной власти и их служащие обязаны обеспечивать каждому заинтересованному субъекту возможность ознакомиться с документами, материалами, которые имеют непосредственное отношение к свободам и правам заявителя. Кроме того, указанные лица и органы должны предоставлять достоверные и полные сведения о своей работе, если другое не закреплено в федеральном законодательстве.

Информация о деятельности федеральных структур власти

Правительство и прочие исполнительные органы федерального уровня должны обеспечивать доступ юридических и физлиц к сведениям о своей работе. Для этого устанавливается перечень сведений, обязательных для публикации на информационных ресурсах публичного пользования.

К таким данным относят информацию о:

  • нормативных актах, принимаемых правительством, федеральными ведомствами и министерствами;
  • персональных данных председателя и членов правительства, руководителях органов исполнительной власти федерального уровня, их территориальных подразделениях, а также других должностных лицах.

Такая необходимость обуславливается властными полномочиями правительства, обязывающего ведомства и министерства создавать публичные информационные ресурсы.

Характер нарушений

Ненадлежащее исполнение или невыполнение обязанностей, установленных Конституцией и федеральным законодательством, рассматривается как административное правонарушение, наказание за которое определено в статье 5.39 КоАП.

Адвокат по статье 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

По смыслу ст. 5.39 КоАП предоставление заявителю доступа к интересующим его сведениям не связано с их содержанием, однако обуславливается регламентацией права лица федеральным законом.

Соответственно, субъекту должна предоставляться не только информация, которая имеет непосредственное отношение к его свободам и правам, но и другие сведения, к которым, в частности, относятся данные о работе Правительства и исполнительных структур федерального уровня.

Заключение

Различие между административным правонарушением, предусмотренным статьей 5.39, и преступлением, санкции за которое закреплены 140 нормой УК, обусловлено опасными последствиями.

При неправомерном отказе уполномоченного служащего в предоставлении собранных по установленным правилам материалов/документов, имеющих непосредственное отношение к свободам/правам субъекта, предоставление заведомо ложных/неполных сведений признается уголовно наказуемым деянием, если будет установлен вред интересам заявителя. Достаточно только доказанного факта наличия ущерба для привлечения к ответственности.

Отказ в предоставлении гражданину информации и ответственность по УК РФ и КоАП РФ

Отказ в предоставлении гражданину информации — прямое нарушение Конституционного права, и за подобные действия виновным грозит уголовная или административная ответственность.

Это прямо прописано в 24 статье Конституции, где прямо указано, что любые органы самоуправления и госструктур, а также должностные лица не должны препятствовать гражданам в ознакомлении с информацией, непосредственно касающейся их прав и свобод.

Единственное исключение: ситуации, предусмотренные действующим законодательством.

Рассмотрим, в каких случаях непредоставление информации становится административным проступком или уголовно-наказуемым деянием.

Базовые понятия

Адвокат по статье 140. Отказ в предоставлении гражданину информацииСовременное общество устроено таким образом, что человек постоянно нуждается в информации. Сведения могут носить разный характер, но их обязаны предоставлять человеку в установленном законом порядке.

Право на получение необходимой информации закреплено Конституцией:

  • статья № 24 часть 2 — обязывает должностных лиц не препятствовать ознакомлению граждан с различными материалами и документами;
  • статья 29 части 4 и 5 — дает гражданам право оперировать полученными данными в рамках правового поля и гарантирует свободу распространения информации массового характера.

Ситуации, когда человек делает официальный запрос на получение тех или иных сведений, а ему необоснованно отказывают в их получении является противоправным действием.

Важно! Исключением является информация закрытого характера, предназначенная лишь для ограниченного круга лиц. Скачать для просмотра и печати:

Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г

Статья 24 Конституции РФ

Неправомерный отказ: уголовная ответственность или административное правонарушение

Адвокат по статье 140. Отказ в предоставлении гражданину информацииОтветственность за нарушение перечисленных выше Конституционных прав предусматривается статьей 140 УК РФ и 5.39 КоАП. В целом, эти статьи одинаковы, но имеются некоторые нюансы разграничивающие административное нарушение и преступление.

Уголовная ответственность наступает в случаях:

  • неправомерный отказ в предоставлении собранных должностными лицами (органами, организациями) документов, материалов, напрямую затрагивающих права/свободы гражданина;
  • искажение информации или предоставление ложных сведений, данных не в полном объеме.

В обоих случаях обязательным условием наступления уголовной ответственности выступает причинение вреда законным интересам/правам человека такими деяниями.

В рамках административного правонарушения присутствует ответственность за:

  1. Незаконный отказ в предоставлении гражданам, включая адвокатов (на основе поступившего адвокатского запроса), либо организациям сведений, предоставление которых предусмотрено федеральным законодательством.
  2. Несвоевременное предоставление либо предоставление заведомо ложных данных.

Здесь причинение вреда или иных последствий не требуется. Достаточно самого факта.

На основании вышеизложенного изменяется состав злодеяния: формальный и материальный. В первом случае, к виновному будет применена статья Уголовного кодекса, в рамках которой может налагаться штраф до 200 000 рублей и запрет работать на установленных должностях в течение 2-5 лет.

Административная ответственность предусматривает взыскание штрафа в размере 5 000-10 000 рублей.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми

Уголовная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении информации и за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить любому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Гарантией реализации права гражданина на ознакомление с указанными документами является установление уголовной ответственности за отказ в предоставлении гражданину информации.

Статьей 140 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан.

Преступлением является деяние (действие или бездействие), которое заключается в отказе в предоставлении гражданину информации; уклонении должностного лица от предоставления информации; предоставлении заведомо неполной информации; предоставлении заведомо ложной информации.

Для квалификации деяния как преступления отказ должен быть неправомерным, те есть не соответствовать предписаниям закона или иного нормативного акта.

Отказ может быть выражен в различной форме (устно, письменно, а также путем бездействия), свидетельствующей об отсутствии какого-либо ответа на просьбу или заявление гражданина.

Читайте также:  Адвокат по статье 215.2. Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения

Вопрос о неправомерности отказа следует рассматривать в совокупности с правомерностью требования о предоставлении информации. Если такое требование неправомерно, то нельзя ставить вопрос о неправомерности отказа в предоставлении информации.

Под предоставлением неполной информации понимается предложение для ознакомления части документов и материалов, части информации, содержащейся в них, либо составление письменного ответа на запрос, содержащего лишь часть сведений, которые требуются адресату.

Под предоставлением заведомо ложной информации понимается сообщение сведений, не соответствующих действительности, должностным лицом, знающим, что сообщаемые сведения являются ложными (например, ложная информация об очередности на жилую площадь).

Преступление является оконченным с момента наступления последствий в виде причинения вреда правам и законным интересам граждан. Поскольку последствия не конкретизированы в законе, ими могут быть, например, причинение материального ущерба, морального вреда либо причинение иного вреда правам и законным интересам человека.

К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены только те должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, в компетенцию которых входит предоставление соответствующей информации.

За совершение указанного преступления предусмотрено назначение в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

Статьей 272 УК РФ предусмотрена ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации.

Так, под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.

Непосредственным объектом преступления является право владельца компьютерной системы на неприкосновенность содержащейся в ней информации.

  • Состав данного преступления предполагает обязательное наступление одного из последствий:
  • уничтожение информации, под которым понимается не простое удаление файлов, а только такое, которое приведет к невозможности их восстановления;
  • блокирование информации – создание препятствий к свободному ее использованию при сохранности самой информации;
  • модификация информации – существенное ее видоизменение, совершенное без согласия собственника информации и затрудняющее законное пользование ею;
  • копирование информации.

В зависимости от способа совершения преступления и наступивших последствий совершение вышеуказанных действий может быть квалифицировано по одной из четырех частей статьи 272 УК РФ.

Мотивы и цели данного преступления могут быть различны: корыстный мотив, желание получить какую-либо информацию либо желание причинить вред.

Субъектом преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Минимальное наказание за совершение преступления по части 1 статьи 272 УК РФ предусмотрено в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев.

Максимальное наказание до 7 лет лишения свободы может быть назначено за совершение преступления по части 4 статьи 272 УК РФ в случае, если деяния, предусмотренные частями 1–4 данной статьи, повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления. 

Управления правовой статистики, информационных технологий и защиты информации

Какое наказание может быть за предоставление следствию заведомо ложной информации по 307 статье УК РФ

СТ 140 УК РФ.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Уголовное законодательство о непредставлении сведений

Непредоставление информации УК РФ регламентирует статья 140.

Содержание указывает на состав преступления, совершённый уполномоченным сотрудником государственной структуры, который заключаются:

  1. В незаконном игнорировании требований физического лица получить какие-либо сведения, затрагивающие интересы.
  2. В выдаче ограниченной либо намеренно искажённой информации.

В обоих случаях преступные деяния должны нанести вред гражданину, обратившемуся в такую организацию.

Обратиться за требуемой информацией могут граждане России и лица других государств.

Непредоставление либо несвоевременное предоставление запрашиваемых сведений в государственной компании должно считаться наказуемым деянием. Эти преступные действия нарушают социальное положение людей, влияют на ведение бизнеса, а в определённый момент могут быть угрозой жизнедеятельности.

Необходимые сведения предоставляются:

  • государственными учреждениями;
  • муниципальными органами и иными органами самоуправления;
  • сотрудниками государственных учреждений, ответственных за это направление работы.

Если управляющий такой организации не обеспечивает исполнения требований закона посредством действий своих подчинённых, то автоматически становится соучастником.

Сведения, с которыми хочет ознакомиться физическое лицо, на практике могут иметь форму:

  1. Документов судебного дела.
  2. Расчётов налогообложения из налогового органа, касающихся заявителя.
  3. Сведений о начислении и перерасчёте пенсии.
  • Необходимость получить какую-либо информацию возникает у граждан для обеспечения социальных гарантий.
  • Отказ в выдаче документов может стать правомерным, если данные содержат секретную информацию либо ограничены в распространении.
  • Требования о нераспространении сведений продиктованы соблюдением конституционных норм в отношении личности.

Игнорирование норм закона об обеспечении граждан информацией подпадает под действие статьи 140 Уголовного кодекса РФ. Определить истинную причину отказа в выдаче сведений сложно. На практике может основываться на незаконных отговорках и обещаниях, намеренном замалчивании, игнорировании обращения либо элементарной халатности.

Выявить нарушение закона при игнорировании заявленных требований о выдаче необходимой информации можно при настойчивости заявителя. Решающую роль сыграет важность сведений, которые не были предоставлены работниками госструктуры, обладающей ими.

Примером совершения действий, выразившихся в неисполнении обязанностей по информированию в установленном законом порядке и подпадающих под нормы 140 статьи УК РФ, считаются:

  • отказ выслушать заявителя;
  • наличие надуманной причины о занятости и откровенное нежелание разговаривать с клиентом;
  • ложь об отсутствии нужных сведений;
  • обман, заключающийся в предоставлении недостоверной информации;
  • предоставление части сведений.

Действия, совершённые сотрудником юридического лица, не выдавшим требуемых документов, расцениваются по правилам преступных проявлений, затрагивающих персональные интересы людей.

Состав преступления

Его рассматривают в общем контексте тех преступлений, которые совершаются против прав и свобод отдельных граждан. Причиненный при этом ущерб может быть не только моральным, но и имущественным в случае, если в результате случившегося человек не получил выплаты вовремя или в неполном объеме.

Моральный вред выражается в пренебрежении или унижении достоинства и чести отдельного человека.

Если в результате отказа в предоставлении документов никаких последствий для самого гражданина не было, то нельзя будет привлечь к ответственности должностное лицо, которое допустило подобное. К нему будет применено дисциплинарное взыскание и на этом все.

Как подать заявление в полицию? Об этом можно прочесть здесь.

  1. Объектом деяния в этом случае выступают права, свободы и интересы не только граждан самой страны, но и тех лиц, у кого есть другое гражданство или совсем его нет.
  2. Подобное правонарушение предполагает серьезные санкции для должностного лица.
  3. Объективной стороной вопроса являются те действия или бездействия, которые были предприняты должностным лицом, и связь, возникшая между самим поступком и теми последствиями, которые возникли из-за него.

Предмет данного правонарушения — это те документы и материалы, в предоставлении которых было отказано. Это может быть отказ и в предоставлении данных в устной форме, но главное, чтобы он был выражен именно открыто.

Его субъектом является тот сотрудник госструктуры, который и отказал гражданину в их выдаче на незаконном основании.

К субъективной стороне относят вину, в виде прямого или косвенного умысла по отношению к тому лицу, которое и понесло в результате ущерб в любом его виде.

Если будет установлено, что вина была в виде прямого умысла, то это будет считаться отягчающим обстоятельством.

Комментарий к 140 статье

  • Уголовное законодательство обеспечивает право физических лиц на получение необходимых сведений с документальным подтверждением.
  • В качестве объекта в комментарии рассматриваются правовые гарантии личности, определяемые Конституцией РФ.
  • Объективная составляющая предусматривает:
  1. Совершённые деяния.
  2. Намеренное бездействие.

Квалификации подлежит непосредственный отказ в открытой форме, когда уполномоченный работник не выдаёт требуемых документов.

Неправомерные действия выражаются устно либо письменно.

Имеют одну из следующих форм:

  • демонстративный отказ выдать информацию;
  • нежелание под любыми предлогами представить сведения;
  • выдача документов частично;
  • представленная информация намеренно неверна.

При демонстративном отказе работник прибегает к явному неуважению прав граждан без объяснения причины. Такие действия могут сопровождаться грубыми выражениями, оскорбляющими личность.

Нежелание предоставлять сведения не основано на реальном положении вещей. Должностное лицо создаёт видимость занятости, ссылаясь на это обстоятельство, сообщает заинтересованному лицу о том, что документы не готовы либо находятся на рассмотрении у руководства.

При неполной выдаче заявитель получает только часть запрашиваемых данных. В представляемых материалах информация излагается ограниченно. При выдаче ложной информации предоставляются неверные сведения либо полностью, либо в определённой части.

Квалификация преступных проявлений предусматривает нарушения правил выдачи запрашиваемой информации, предусмотренных действующим законодательством. В качестве предмета закон устанавливает изложенные на бумаге либо в иной форме сведения, в которых заинтересованы граждане.

Объективность преступных проявлений должностных лиц характеризуется последствиями, нанёсшими вред заявителю, при наличии связи между ними.

Состав преступных действий является материальным. Наличие вредных последствий для реализации прав физических лиц, гарантированных Конституцией РФ, – главное условие совершения рассматриваемых деяний. Законодательство не конкретизирует возможные последствия. Это может быть как изменение материального благосостояния, так и моральный ущерб.

Субъективность заключается в наличии умысла. Мотивировочная составляющая не рассматривается в качестве значимой величины.

Субъектом признаётся работник уполномоченного органа, обязанностью которого является выдача или обеспечение заявителя запрашиваемой информацией. Законодательством определён специальный характер субъекта.

Нанесённый вред признаётся имущественным, когда заинтересованное лицо в установленный нормативными документами срок частично либо полностью было лишено:

  1. Пенсионных начислений.
  2. Какого-либо пособия.
  3. Иных денежных выплат.
  4. Утратило право на жильё или иную недвижимость.

Отсутствие вредных последствий для заявителя, будет означать отсутствие состава. Уголовная ответственность в отношении служащего госучреждения не наступит. Моральная составляющая причинённого вреда имеет место, если неполученные сведения не позволили защитить честь и достоинство.

В случае умышленного совершения действий, нарушающих закон с корыстной целью, за это преступление виновные понесут наказание по ст. 140 и 285 УК.

Мерой ответственности за противоправные действия, выразившиеся в непредоставлении требуемых сведений либо документов, является:

  • взыскание штрафа до 200 тыс. рублей;
  • взыскание денежных средств в сумме, равной доходу за полтора года;
  • ограничение в праве быть назначенным на определённую должность либо участвовать в определённой деятельности продолжительностью 2–5 лет.

Тяжесть наказания зависит от величины нанесённого вреда.

Административное законодательство ст. 5.39 КоАП предусматривает ответственность за непредставление сведений физическим лицам, организациям, когда эта информация должна быть сообщена заявителю по закону. Наказывается взысканием денежных средств в сумме от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Примеры из судебной практики

Судебная практика по статье очень редкая, потому что должностные лица часто понимают, на что идут при отказе информации или предоставлении ее в неполном либо ложном виде.

Примеры судебных дел:

  • Гражданин Е. обратился в суд с заявлением против работника ЗАГСа В., которая отказала ему предоставлять данные о том, действительно ли его бывшая жена вышла замуж повторно. Суд отказал Е. в возбуждении дела, так как В. действовала согласно правилам. У нее не было права предоставлять ему информацию, так как это бы нарушило личную жизнь его бывшей жены. Дополнительно у Е. не было оснований запрашивать такую информацию, так что дело было закрыто, Е. вынесли предупреждение о ложном доносе.
  • Гражданка Ф. обратилась в полицию с заявлением на сотрудника полиции другого отдела Г. Он был обязан дать ей информацию о том, в какую колонию-поселение отправили ее сына. Но тот отказал в предоставлении информации, ссылаясь на указанный в деле адрес. Гражданка заявила, что у нее нет дела, поэтому она попросила его помочь. Г. отказал, ссылаясь на отсутствие полномочий. Суд решил, что Г. виновен, так как обладал той информацией и был обязан ее предоставить. Тот признал свою вину, сказал, что просто был в плохом настроении, поэтому отказал. Ему выписали штраф и предупреждение.
  • Гражданин К. подал в суд против депутата городской администрации Н., который отказал ему в предоставлении информации о причинах отказа согласования с ним митинга. Выяснилось, что К. подал документы на проведение одиночного пикета и ждал ответа. В итоге ему не дали ответа, а личное посещение ответственного депутата закончилось ничем. Суд рассмотрел дело и признал Н. виновным, так как он был обязан выдать необходимую информацию, которая была нужна К. и подтверждалась его конституционными правами. Н. оштрафовали на 30 тысяч рублей.
Читайте также:  Адвокат по статье 200.1. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

Решения, которые выносятся чаще всего

Чаще по статье выносятся обвинительные решения. Судебная практика по ней необширная. Так, в 2020 по статье не было возбуждено ни одного дела. Это связано с тем, что должностные лица четко понимают свои обязанности и несут ответственность за свои поступки.

Понятие

Во 2 части статьи 24 Конституции РФ указано, что каждый гражданин РФ имеет право на получение информации:

  1. От органов государственной власти и местного самоуправления;
  2. От должностных лиц, обеспечивающих организацию соответствующих работ.
  1. Право на получение необходимой информации в виде материалов дела, документов и прочих, определяется возможностью ознакомления с ними по требованию лица в соответствии с его потребностью и объективным интересом.
  2. Исключения составляют материалы, которые имеют закрытую информацию для пользователей или распространяются в кругу ограниченного числа лиц.
  3. Соблюдение этих правил основано на уважении конституционных прав человека и соблюдении его законных интересов.
  4. Ответственность за отказ в предоставлении информации, вменяется в соответствии со статьёй 140 УК РФ.

Ответственность за отказ в предоставлении информации гражданину — 2021

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: «Ответственность за отказ в предоставлении информации гражданину». На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.39 КоАП РФ

1. Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации (юридическому лицу) документированной информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы и (или) касающейся ее прав и обязанностей.

Общим объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу предоставления гражданам и организациям необходимой информации. Непосредственным объектом административного нарушения выступают права граждан и организаций на получение информации.

Из текста статьи следует, что речь в ней идет о разнообразной информации, предоставление которой гражданам и юридическим лицам гарантируется Конституцией РФ и федеральным законом. Конституция РФ (ч. 4 ст.

29) гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В другой статье Конституции (ч. 2 ст.

24) закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (если иное не предусмотрено законом).

В настоящее время отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.

2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также некоторыми другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Указанный Закон регулирует также порядок и условия реализации гражданами (физическими лицами) и организациями (юридическими лицами) права на доступ к информации (ст.

8) на основе принципа достоверности и своевременности ее предоставления со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц (ст. 3).

Федеральный закон от 27.07.

2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» гарантирует каждому физическому лицу как субъекту персональных данных право на получение от соответствующего оператора (государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо) сведений (информации) о наличии персональных данных, о перечне и источнике их получения, о цели, факте, сроках и способах их обработки и др. (ст. ст. 14, 20).

Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о себе, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует (или использовал) эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь по основаниям, предусмотренным федеральными законами.

Информация по запросам граждан и организаций предоставляется, как правило, на безвозмездной основе (бесплатно). Оператор персональных данных (владелец документированной информации о физических лицах) обязан предоставить информацию бесплатно по требованию граждан, которых она касается.

Наряду с указанными федеральными законами обязанности органов государственной власти, муниципальных органов и их должностных лиц, а также организаций по осуществлению информационного обеспечения граждан (физических лиц) по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес, регламентируются также некоторыми другими законами. Так, например, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах, а изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. ст. 8, 10).

Отказывают гражданину в предоставлении информации: уголовная ответственность по статье 140 УК РФ

Важная информация может исходить из уголовного дела или административного правонарушения и так далее. В любом случае, то, что человек получит в конечном итоге станет для него важной частью того или иного проекта, который он задумал.

Ведь если не знать информации по уголовному делу, как можно защищать себя в суде и можно ли вообще выступать там, не зная даже, что за свидетели дают показания против, а что за тебя.

Важной информацией считается та информация, которая приносит человеку пользу, имеет значимость, без нее он может погибнуть или же потерять многое, что ему дорого. Такой информацией никак не назовешь цифры в чеке 7 летней давности, это совсем другое, и путать не стоит.

Отказать человеку в предоставлении важной информации, значит подвергнуть себя ответственности по статье 140 УК РФ. Это грозит сотруднику служебным выговором или увольнением, а обычному человеку – лишением свободы или штрафом.

И да, за сокрытие некоторой информации от людей, связанных с ней напрямую, действительно сажают, правда это происходит в некоторых случаях, и не всегда так явно. Скорее всего, нарушителя порядка дадут условный срок или направят на исправительные работы.

Все дело в том, что в некоторых случаях находятся умные и пронырливые люди, которые знают, что будет, если они расскажут ту или иную информацию тому, кто ее запрашивает. Ведь в каждой системе есть свои законы и правила, нарушать которые не в праве никто. Вот тут это работает также.

Если речь идет об уголовном розыске, следователь может сокрыть важные данные от преступника по личным или коммерчески мотивам. К примеру, ему это будет выгодно с личной стороны, или же ему за это заплатят, и заплатят хорошо, иначе по-другому делать такое не резон.

В случае с врачами, то тут все значительно проще: требуется коробка хороших конфет и бутылка элитного виски, или просто пару тыс. рублей в конверте. Иначе в нашей стране никто ничего делать не будет, так как это противоречит врачебной этике.

Если человек узнает важную для себя информацию, он сможет овладеть многими сферами влияния, в которых эта информация используется. Это понесет непоправимый ущерб тем людям, которые эту информацию разрабатывали и держали у себя, из-за чего могут начаться незамедлительные военные действия.

Уголовная ответственность для должностных лиц по статье 140 УК РФ

Если от гражданина скрывают важную информацию, это автоматически становится преступлением против прав человека, и карается от 3 до 5 лет лишения свободы. Но это в самых жестких случаях, когда, к тому же, есть отягчающие обстоятельства.

В остальных же случаях, следователь, прокурор или тот же судья, могут отделаться служебными взысканиями или условными сроками. Это считается самым легким наказание по этой статье, хотя для должностных лиц по-другому не бывает.

Уголовную ответственность за сокрытие важных данных грозит каждому государственному служащему, вне зависимости от его ранга и почетности. Если работник совершил проступок, высшее начальство должно заметить это и предпринять соответствующие меры. Иначе подобные ошибки станут совершать все, и уже лет через 5 лет наши службы правопорядка будет не узнать.

Должностному лицу поручено охранять население и работать на его благо. И если это должностное лицо отказывается предоставлять информацию тому, кто в ней заинтересован и имеет полное право узнать, это не настоящее должностное лицо, а обыкновенная фальшивка.

Сфер сокрытия информации достаточно много, но основные из них, а также тех работников, которые предположительно могут скрывать важные данные, можно перечислить по пальцам:

Следователь, который ведет дело предполагаемого или уже опознанного преступника, должен оповещать его о каждом изменении, и не таить от него, ровным счетом, ничего. Если же он это делает, он нарушает закон, и должен быть наказан за это.

В следственном деле важная деталь, возможно, назвав имя и показания свидетеля по уголовному делу, следователю удастся выяснить что-то от преступника или просто нагнать туману, чтобы тот как можно скорее заговорил.

В противном случае, он просто самовольничает, и нарушает все действующие законы в этом деле. Это служебная халатность, или игра в детство, так как другим это назвать никак нельзя. И объяснить почему взрослый мужчина не рассказывает тому, кто от него зависит все, что знает тоже нельзя.

Врачи тоже не чисты на руку, и имеют свои аргументы против назойливых пациентов, которые так и норовят узнать что-нибудь о своих анализах или результатах обследования. Конечно, у врачей есть врачебная тайна и собственная этика, но она бессильна в отношении самого пациента.

Читайте также:  Адвокат по статье 212.1. Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

И если клиент хочет узнать о результатах сданных им анализов или о проведенном комплексном обследовании, за которое он, кстати, мог заплатить немалые деньги, то в этом нет ничего плохого или того, что могло бы навредить медицинскому учреждению в частности.

В общем-то, мотив врача ясен и понятен как ясный день – деньги или дорогостоящие подарки. В наше время врачи любят дорогие гаджеты, элитный алкоголь и сладости. Если человек производит что-нибудь из этого у себя дома или на фабрике, ему это осуществить будет легче легкого, но вот другим придется позавидовать и все на этом.

Торговая промышленность давным-давно привыкла скрывать от своих покупателей те или иные детали своих поставок. Но всему есть свой предел, и если торговцев обвинят в мошенничестве или сокрытии информации, деваться им будет некуда.

В общем-то, страдает не сама торговая промышленность, а ее мелкие филиалы. К примеру, те же магазины, в которых процветает коррупция и беззаконье работников. Эти самые работники магазина, будь-то, уборщица, администратор или продавщица, удавятся, но посоветуют клиенту тот товар, который им нужен, пусть даже с некоторыми «улучшениями» в плане качества.

За такие манипуляции с товаром, на продавщиц могут наложить штраф, уволить с работы и завести уголовное дело по факту мошенничества, порчи имущества и сокрытия важной информации. В общей сумме получается около 5 лет лишения свободы, не учитывая чистосердечное признание.

Также стоит отметить, что за такие дела, люди редко садятся в тюрьму, чаще всего, они получают условные сроки или исправительные работы вместе со штрафом. Но также не стоит забывать, что в этом процессе решающую роль играет и сам судья, так как в его руках судьба мошенницы.

Таможенные сотрудники часто берут взятки за пропуск груза с одной стороны мира в другую, и это уже ни для кого не секрет. И если раньше это было в шутку, то теперь стает поперек горла, так как таможенники в край озверели, и уже пропускают все, что угодно, лишь бы за деньги.

В том числе, такие люди с легкостью могут сокрыть от человека, куда подевался его багаж, и правда ли в нем были найдены наркотики. В общем-то, в этом и заключается работа таможенника, только специалисты, которые находятся на местах, немного иначе воспринимают свое служебное предназначение, и получается так, что иногда переходят рамки дозволенного.

У сотрудника таможни в руках есть уникальная власть, на границе он хозяин, и никто другой. Если его не уличить в мошенничестве, и не сбросить с этого поста, он так и будет продолжать красть и набивать свой живот.

Судьи выступают ключевой фигурой в судебном процессе, в котором выносят приговор многим преступникам. За один день через них проходят 5-10 человек, кто-то уходит из здания суда без наручников, а кто-то в них, и уезжает в колонию.

Судья может сокрыть важные данные, из-за чего обвинение прокурора развалится, и придется выносить оправдательный вердикт, так как репутация дороже. В общем, по большому счету, это сокрытие улик, за которое следует увольнение и заведение уголовного дела.

Если судья после этого всего вернется на свой прежний пост, ухмылок, пугливых взглядов и испорченной репутации ему не миновать, так как дело, заведенное на него, является смертным приговором.

Инспекторы могут скрывать важные данные от всеобщего обзора по тем или иным причинам. Иногда на скамью осужденных могут попасть их родные, а иногда причиной стают простые деньги, которых так не хватает сотрудникам бюджетной службы.

К примеру, 10 тыс. рублей могут решить вопрос с протоколом, который исчезнет сразу же после оплаты труда гаишника и так далее. И это происходит поголовно практически на каждом посту. И если правонарушителю попался честный полицейский, ему не останется ничего, кроме как заплатить, или положить права на полку.

ГАИ признана самой злачной службой, в которой ее сотрудник ежедневно получает с чаевых на дороге от 5 до 15 тыс. рублей, а то и дороже. Ведь главное это выгодно себя продать, чтобы иметь как можно меньше шансов попасться своим коллегам, или УСБ.

И да, гаишников иногда пасут сотрудники УСБ, чтобы выявить не честных полицейских, и наказать их по всей строгости закона. В том числе, за ними могут улететь и те водители, которые давали им взятки или пытались сбежать.

В работе гаишника всегда есть свои плюсы и минусы. С одной стороны много денег и славы, а с другой – много статей и наручников. И если не уметь маневрировать одно с другим, можно попасться, еще не успев начать карьеру успешного гаишника.

Многие люди, связанные с покупкой и продажей недвижимости, арендой жилых зданий, офисов и так далее, занимаются распространением лживой или неверной информации. Также им ничего не мешает скрыть от клиента пару деталей.

И если на то, что в квартире живет привидение и всех убивает еще можно закрыть глаза, то на слабый ремонт и его результаты уж глаза не закроешь. Приходится договариваться, угрожать, упрашивать и просто говорить, чтобы добиться своего в этой столь неприятной и мрачной сфере.

Важно помнить, что если у человека нет знакомого риелтора при себе, который знаком со всеми правилами и тонкостями своей профессии, ему придется разбираться самому, причем во всех тех нюансах, в которые его пытаются втянуть другие сотрудники.

Многие риелторы не договаривают, что до метро можно дойти за 5 минут, только на такси, а свет в квартире отключен за неуплату коммунальных услуг. И таких мелочей слишком много, чтобы иметь какие-либо дела с такими риелторами, хоть и приходится иногда признавать, что подобных специалистов большинство.

Если у тебя в фирме работает профессиональный брокер, и ты поручаешь ему сделать что-либо до такого-то срока, ты можешь быть уверен в нем на все 99%. Но если вместо него сидит слабый ни в чем неуверенный молодой торговец валютой, наклевывается вопрос: а не обманет ли он меня.

И да, чтобы получить деньги за выполненную работу, брокер может пойти на что угодно, и уже тут он применит все свои жизненные знания и специализации, которым его учили еще с детства. Конечно, обдурить начальника не так уж просто: нужно предусмотреть тут, приврать вот там, внести ложный выброс здесь, и не сказать вот тут.

Но если вдруг брокера уличат в мошенничестве или сокрытии важной информации, ему могут предъявить обвинение, и не дожидавшись, пока его уволят, посадить за решетку в СИЗО до суда. И это будет худшей мерой пресечения, которую только может выбрать судья.

Как ни странно, но все же, и такие специалисты могут скрывать важную информацию от суда и от тех, кого они ловят. Ведь именно на этих людях положена вся ответственность, и они могут либо привести преступника в судебное здание и сдать его властям, либо получить свой гонорар от преступной стороны, а в отчете написать, что ничего не найдено.

На том месте, где должно было стоять пропущенное предложение с нужной информацией, будет стоять неумело придуманная отговорка или первая попавшаяся в голову сотруднику лабуда. И можно поверить на все 99%, что он это произнесет, вне зависимости от содержания, так как когда человека застали врасплох, он мало что может сделать или сказать.

Если сотрудник целый месяц рассказывал своему шефу о новом проекте, который он сейчас разрабатывает и ведет под своим контролем, и потом абсолютно случайно перед концом квартала, когда нужно этот проект сдавать, затих об этом, можно сделать однозначный вывод.

Важно помнить, что если человеку интересна та или иная вещь, он будет говорить о ней в любом случае. А вот если он не хочет о ней говорить, значит, эта вещь либо не готова, либо ее вообще не существовало. И да, этого проекта вообще могло не существовать, так как сотрудник мог взять деньги на финансирование другого проекта, прикрывшись этим.

Если начальник научится распознавать хотя бы ложь своих подчиненных, и уже потом ложь следователя, судьи, таможенника и так далее, он сможет распознавать ее везде, и это будет хорошим плюсом в его жизни.

Если научиться распознавать ложь, и вытягивать из людей ее недостающие кусочки, можно многого добиться, например, в карьере или семье и так далее. Даже можно завести свой бизнес, чтобы было более удобно считать выручку за день.

Следователь, как известно, может скрывать важную информацию от ключевых лиц процесса по двум причинам:

Если личное, он будет давить на эту точку всем, кто давит на его больное место. И если кто-то не отступит, он вцепится зубами в это дело, и будет вести его до конца, не привлекая лишних свидетелей.

Не стоит думать, что если у следователя личный мотив, то он обязательно должен выпустить законченную наркоманку, чтобы повидаться с ней в последний раз перед ее смертью. Нет, это могут быть абсолютно нормальные и приличные люди, которым, возможно, не повезло с внешними обстоятельствами, зато им подфартило с внутренними обстоятельствами.

Если же речь о деньгах или славе, следователь может отступить в любой момент, чтобы в итоге не стать виноватым по этому делу. И если адвокат или судья немного надавят на него, он сразу сдастся и расскажет всю информацию по этому делу.

Следствие – это единственная сфера, в которой сокрытие важной информации происходит, чуть ли не каждый день. Это происходит из-за того, что в деле могут фигурировать важные персоны, которым светиться, не так уж и надобно, и услужливые следователи помогают вывести их из-под подозрения, не посвящая преступника и его адвоката в свои дела.

Иногда следователь может вывести из-под обвинения ключевых обвиняемых, и даже сокрыть важные улики, чтобы тот, кто остался под обвинением, не получил вообще никакого срока, или получил, но мизерный.

Перечислять все, что может сделать следователь глупо, но все же стоит признать, что этот человек может делать все, что захочет, пока он делает это в интересах следствия, пусть это и выглядит в его рамках.

Не стоит думать, что если следователь сокроет важные улики, и засветится с ними, этого никто не заметит. УСБ и судья всегда к услугам районных следователей, которые так и норовят нарушить закон, и загреметь на красную зону.

  • Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
  • Звоните 8-800-777-32-63.
  • Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.
  • Юристы и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *