Проведение незаконных торгов, закупок, тендеров и аукционов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд — вопрос сложный и требующий совета в защите со стороны нашего адвоката по уголовным делам.
Исходя и современного российского законодательства для приобретения какого-либо товара, или оказания какой-либо услуги для государства в лице его органа, организации или муниципального образования обязательно необходимо соблюсти определенную процедуру, и именно проведение определенных торгов в форме конкурса или аукциона по результатам которых и определиться организация с которой будет заключен итоговый контракт.
Естественно с нововведениями в законодательстве появляется и определенная ответственность за проведение незаконного проведения тендера для государственных или муниципальных нужд. В настоящей статье мы поговорим о преступлениях в сфере закупок и защите обвиняемых (подозреваемых).
Как квалифицируется незаконное проведение тендеров?
В данном случае ответственность можно разделить в зависимости от субъекта совершения преступления.
1.
Действия государственных или муниципальных служащий ответственных за организацию, проведения или подведение итогов торгов, а также за последующую приемку результатов исполнения государственного или муниципального контракта квалифицируются как злоупотребление в сфере закупок в интересах государства или муниципального образования и максимальное наказание за данное преступление предусмотрено до трех лет лишения свободы (200.4 УК РФ).
Кого могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 200.4 УК РФ?
Нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд недопустимо. Статья 200.
4 УК РФ, злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусматривает определенный круг лиц, которых можно привлекать по ней в качестве подозреваемого или обвиняемого:
- работники контрактной службы
- контрактные управляющие
- члены комиссии по осуществлению закупок
- лица, осуществляющие приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг
- иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг
2. Действия руководителей в коммерческих организация в рамках государственных или муниципальных закупок отдельной статьей не квалифицируются, ст. 200.4 УК РФ в отношении их не применяется. Но при этом безнаказанными они также не остаются.
Квалификация их действий зависит от непосредственных проступков обвиняемого, так называемой объективной стороны.
Как правило, в зависимости от цели и результата квалифицируются по статье мошенничество и дача взятки, наказание в данном случае определяется исходя и размера ущерба, причиненного совершенным преступлением.
Дополнительно в сфере закупок могут быть совершены и иные преступления, служебный подкуп, подделка документов, в части государственных или муниципальных служащих превышение должностных полномочий единственной особенностью данных преступлений будет их цель, а именно получение определенной выгоды в сфере государственных или муниципальных закупок товаров, работ, услуг. Кроме того, статья 200.5 УК РФ, конкретизирует ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, все это приводит к привлечению ответственности, возбуждению уголовного дела, данный состав также направлен на защиту сферу закупок от незаконных посягательств.
Наш адвокат по уголовным делам поможет разобраться в нюансах данных специфических новых составах преступления в части доказывания невиновности, переквалификации или смягчения наказания, если вина признается с Вашей стороны.
ПОЛЕЗНО: смотрите видео о защите прав обвиняемого адвокатом и подписывайтесь на наш канал YouTube, вам станет доступна бесплатная юридическая помощь адвоката через комментарии к видеоролику
Защита обвиняемого в сфере государственных или муниципальных закупок
В данном случае защита будет строиться в зависимости от вмененного подозреваемому или обвиняемому деяния.
Поскольку тактика проведения защиты от мошенничества или дачи взятки схожа от общего преступления то в данном случае следует рассмотреть именно злоупотребление в сфере закупок.
В данном случае тактику защиты следует строить исходя из отсутствия материальной заинтересованности (корыстного мотива) или иной заинтересованности работника контрактной службы. Ведь само по себе нарушение законодательства о контрактной системе закупок не может повлечь привлечение к уголовной ответственности.
Ввиду изложенного в настоящем деле необходимо доказывать следующие необходимые обстоятельства:
Отсутствие факта нарушение законодательства РФ о контрактной системе. В данном случае сотрудник контрактной службы посредством письменных материалов, показаний коллег доказывает, что вообще факт нарушения отсутствовал, а значит оснований для возбуждения дела не имеется;
- Отсутствие корыстной заинтересованности работника контрактной службы. Аналогично посредством письменных доказательств, также видеоматериалов доказать отсутствие личной заинтересованности при совершенном сотрудником нарушении законодательства.
- Поиск оснований для смягчения наказания при признании вины полностью или в части.
Конкретный предмет доказывания формируется исходя из конкретики определенного дела и информации, которой обладает как непосредственно обвиняемый, так и работники следственных органов.
В любом случае уже на стадии проверки факта нарушение необходимо подключать опытного адвоката для защиты Ваших интересов.
Ведь лучше изначально выбрать правильную тактику поведения и предоставление информации для достижения наиболее положительного результата, чем определять с тактикой защиты уже в суде.
Отзыв о нашем адвокате по уголовным составам преступления
Автор статьи:
© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»
А.В. Кацайлиди
- Отзыв по гражданским делам
- Отзыв по банкротству физических лиц
- Отзыв по сопровождению бизнеса
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
- остановка транспорта Гагарина
- Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
- Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
- Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Адвокатам рассказали о теоретических и правоприменительных проблемах ст. 200.4 и 200.5 УК
Как сообщает пресс-служба Федеральной палаты адвокатов, 19 ноября состоялся очередной вебинар ФПА по повышению квалификации адвокатов. В его рамках с лекцией на тему «Новеллы в антикоррупционном уголовном законодательстве» выступила заведующая кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики РУДН, доктор юридических наук, профессор Людмила Букалерова.
За нарушения при госзакупках хотят ввести уголовное наказаниеПрезидент внес в Думу законопроект об установлении уголовной ответственности за злоупотребления в сфере государственных закупок
Лектор уточнила, что речь идет о двух статьях Уголовного кодекса, введенных в него в 2018 г.: ст. 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и ст. 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».
Людмила Букалерова напомнила, что согласно пояснительной записке к проекту закона он ориентирован на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, устранение пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в названной сфере со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты. То есть, пояснила она, данное предложение криминализировало нарушения, связанные со сферой закупок, определением цены государственного или муниципального контракта, заключением или исполнением государственного или муниципального контракта, совершаемые из корыстной или иной личной заинтересованности представителями заказчика, не являющимися должностными лицами.
Однако на практике, как отметила Людмила Букалерова, принятые статьи не применяются, что вызвано несовершенством их конструкции, приводящим к конкуренции норм, а это неправильно и усложняет работу правоприменителей.
Лектор подробно остановилась на характеристике составов преступлений, предусмотренных ст. 200.4 и ст. 200.5 УК РФ, и привела ряд примеров из судебной практики, проанализировав теоретические и правоприменительные проблемы.
В частности, она заметила, что, вводя новые статьи, законодатель пошел по пути гибридизации положений ст. 201, 204, 285, 291, 290 УК РФ с одновременным исключением такого субъективного признака, как должностное (служебное) положение.
Получается, что к уголовной ответственности может быть привлечен чрезвычайно широкий круг граждан, не являющихся должностными лицами или не выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Такое положение вызывает ряд вопросов.
Пленум ВС скорректировал ранее вынесенные «уголовные» постановленияВерховный Суд напомнил о такой мере пресечения, как запрет определенных действий, о причинении вреда охраняемым законом интересам при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния, а также о некоторых положениях о контрабанде и должностных преступлениях
Людмила Букалерова обратила внимание, что в силу универсального принципа формального равенства установление уголовно-правовых запретов для одной сферы правоотношений должно предполагать криминализацию правонарушений, совершаемых в других схожих сферах человеческой деятельности.
Преступления, предусмотренные ст. 200.4, 200.5 УК РФ, без сомнения, являются коррупционными, так как в их основе лежит разрешенный преступным путем конфликт интересов на службе.
Например, коррупционное преступление, совершенное должностным лицом, при наличии соответствующего мотива и существенных последствий оценивается по ст.
285 УК РФ независимо от сферы, в которой такое деяние было совершено (госзакупки, безопасность, социальное обеспечение и др.).
Людмила Букалерова резюмировала, что ст. 200.4, 200.5 УК РФ сужают круг криминализированных деяний до сферы государственных закупок. Таким образом, другие сферы общественного воспроизводства, где упомянутые категории служащих и работников умышленно нарушают закон, причиняя крупный ущерб, остаются без уголовно-правовой охраны.
С презентацией лектора можно ознакомиться здесь.
Противодействие коррупции в системе закупок
ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров
Коррупционные нарушения являются одной из наиболее существенных и актуальных проблем российской сферы государственных и муниципальных закупок. На противодействие коррупции направлен целый комплекс мер.
Содержание:
- 1 Понятие коррупции
- 2 Признаки коррупционного тендера и госзаказа
- 3 Правовые меры, направленные на противодействие злоупотреблению в сфере госзакупок
- 4 Как и кем осуществляется антикоррупционный контроль
Понятие коррупции
Понятие коррупции Понятие коррупции четко определено российским законодательством.
Согласно 273-ФЗ от 2008 года «О противодействии коррупции», под коррупцией понимается: злоупотребление лицом своими полномочиями; дача или получение взятки; подкуп; иное незаконное использование лицом своего должностного положения.
Коррупционные деяния противоречат интересам государства и общества. Они имеют целью получение выгоды в виде денежных средств, материальных ценностей, иного имущества и услуг.
Коррупция выступает многоликим и многогранным явлением: она проявляется в виде преступлений коррупционной направленности (в виде хищения денег с использованием своего положения и пр.
), административных правонарушений (например, нецелевого использования бюджетных денег, мелкого хищения и пр.
), запрещенных сделок по гражданско-правовому законодательству (например, оказание услуг госслужащему третьим лицом), дисциплинарных нарушений.
Признаки коррупционного тендера и госзаказа
- Признаки коррупционного тендера и госзаказа Учитывая положения №273-ФЗ и Конвенции ООН против коррупции, действия признаются коррупционными в случае соответствия следующим признакам:
- Они совершаются специальными субъектами (обычно госслужащими с широкими полномочиями).
- Они предполагают использование служебного положения и полномочий должностного лица.
Они имеют целью получение выгоды должностным лицом. Они нарушают законные государственные интересы.
Они умышленны.
Немалая часть коррупционных нарушений происходит в сфере государственного заказа. Можно выделить следующие признаки, которые позволяют отнести тендер или госзаказ к коррупционному: Цена (НМЦК по контракту, указанная в извещении на закупку). Указывать на коррупционную составляющую может как заниженная, так и завышенная.
Если в отношении определенных товаров и услуг определить, насколько справедлива цена, достаточно легко, то в отношении технически сложных товаров могут возникнуть сложности.
Слишком низкая цена для подобного подряда может свидетельствовать о том, что закупка является притворной, и никакие работы по ней не предполагаются, а участники мошеннической схемы планируют просто разделить деньги между собой.
Нереальные сроки выполнения работ. Обычно речь идет о слишком сжатых сроках исполнения госконтракта, в которых подрядчику невозможно его исполнить.
Это может говорить о том, что «нужная» компания уже выполнила или начала выполнять данную работу, что закрывает доступ к тендеру для других участников.
Заказчик запрашивает от участников лицензии и свидетельство о членстве в СРО, которые данный вид работ не предусматривает. В этом случае действия заказчика подлежат обжалованию в ФАС.
Объединение нескольких несвязанных лотов в один. Такие действия обычно резко ограничивают конкуренцию, так как не каждый участник сможет исполнить одновременно объективно несвязанные условия.
Невнятное техническое задание. Это может быть техзадание, которое составлено под конкретного поставщика или из которого вовсе непонятно, что требуется заказчику в рамках данного заказа.
Отсутствие здравого смысла в закупке. Достаточно распространенный пример – закупка автомобилей люксового сегмента на бюджетные деньги для рядовых госслужащих.
Направление потенциальным поставщиком по сговору с заказчиком самой низкой цены в заявке на участие. Установление непривлекательной для поставщиков схемы оплаты при исполнении госзаказа. В частности если оплата предполагает длительную отсрочку.
Некорректное толкование результатов конкурса в пользу определенного поставщика.
аведомо некорректное внесение данных в ЕИС: смешение в описании предмета закупки кириллицы и латиницы и пр. Согласно сложившейся практике, наиболее коррумпированными в госзакупках являются сферы оказания строительных услуг, ремонта дорожного покрытия, услуг, медицинской сферы и пр.
Благотворной почвой для распространения коррупции в сфере госзаказа по ст. 10 273-ФЗ выступает конфликт интересов.
Согласно действующему законодательству, комиссия по закупкам обязана отстранить участника от закупки, а заказчик – обязан отказаться от подписания контракта с победителем в случае обнаружения конфликта интересов между сторонами.
Если такой контракт был все-таки подписан, то он признается ничтожным. Указанные здесь признаки коррупционных схем не являются исчерпывающими. Суть всех схем состоит в наличии сговора между заказчиком и недобросовестным поставщиком.
Правовые меры, направленные на противодействие злоупотреблению в сфере госзакупок
Правовые меры, направленные на противодействие злоупотреблению в сфере госзакупок Стоит отметить, что изначально принятие нового закона в сфере госзакупок 44-ФЗ и закона о закупках отдельными юрлицами по 223-ФЗ, которые пришли на смену 94-ФЗ, было направлено именно на повышение открытости закупочной отрасли и минимизацию возможностей применения коррупционных схем. Но, помимо 44-ФЗ и 223-ФЗ, перечень мер, которые направлены на недопущение коррупционных действий, содержится в следующих законах: ФЗ-273 «О противодействии коррупции» от 2008 года; ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года; ведомственных, территориальных и отраслевых программах по противодействию коррупции.
Практически всеми федеральными ведомствами сегодня были приняты рекомендации, которые содержат меры по противодействию коррупции. Это приказ ФАС от 2014 года №38/14, письма Минэкономразвития от 2016 года №Д28и-1501, от 2016 года №ОГ-Д28-3680, от 2015 года №Д28и-2018 и пр.
Кроме того, субъектами РФ разрабатываются отдельные региональные программы против коррупции. Также на сегодняшний день действуют некоторые методические рекомендации, которые направлены на профилактику коррупции со стороны госслужащих.
Например, «Организация антикоррупционного обучения».
Как и кем осуществляется антикоррупционный контроль
Как и кем осуществляется антикоррупционный контроль Под антикоррупционным контролем в закупочной отрасли по ст. 99 44-ФЗ и ст.
6 223-ФЗ понимается совокупность мероприятий по обеспечению законности в указанной отрасли, которые способствуют развитию конкуренции, а именно позволяют максимальному числу участников принимать участие в закупках. Уполномоченной на проведение контроля органом в сфере госзакупок выступает Федеральная антимонопольная служба, или ФАС.
Такими полномочиями она была наделена в 2015 году положением «О ФАС». Для реализации своих полномочий ФАС на уровне РФ, региона или муниципалитета может проводить плановые и внеплановые проверки.
В 44-ФЗ предусмотрены три разновидности антикоррупционного контроля. Помимо ведомственного контроля, который производится ФАС и иными государственными организациями (по ст. 100 44-ФЗ), здесь выделен внутренних контроль со стороны заказчика по ст. 101 44-ФЗ и общественный контроль со стороны граждан, их объединений и юрлиц по ст. 102 44-ФЗ.
В зависимости от масштабов совершенного деяния, размера ущерба для бюджета и тяжести последствий для государства, выявленные в ходе контрольных мероприятий, коррупционные деяния могут стать основанием для открытия административного или уголовного делопроизводства.
Так, в УК предусмотрено сразу несколько статей, которые квалифицируются как коррупционные действия.
Это: ст. 200.4 за злоупотребления в сфере госзаказа; ст. 200.5 за подкуп контрактного управляющего или члена комиссии по закупке; ст. 285.1 за нецелевое расходование бюджетных денег и 285.2 – если речь шла о деньгах из внебюджетных фондов; ст. 286 за превышение должностных полномочий; ст. 289 за незаконное предпринимательство; ст.290 – получение взятки;
ст. 291 – дача взятки и пр. Таким образом, отдельную группу правонарушений в закупочной отрасли формируют коррупционные нарушения в сфере государственных закупок.
Их отличает нацеленность должностного лица заказчика на извлечение личной выгоды, использование своего служебного положения в данных целях. В России действует комплекс антикоррупционных мер, который не исчерпывается содержанием ФЗ-44 и 223-ФЗ.
За действия с коррупционным элементом лицу может грозить административная и уголовная ответственность.
Закупки по 44-ФЗ: уголовная ответственность | Контур.Закупки
С 4 мая вступили в силу изменения в УК РФ, которые ввели уголовную ответственность непосредственно за преступления в сфере госзакупок. Они внесены законом № 99-ФЗ от 23 апреля 2018 года. Расскажем, кто может быть привлечен к ответственности, и что грозит.
Кто и чем рискует
Новые нормы уголовного законодательства представлены двумя статьями:
- 200.4 — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
- 200.5 — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.
К уголовной ответственности привлекаются работники заказчика и иные уполномоченные лица, имеющие отношение к организации закупок. Кроме того, наказание грозит и тем, кто осуществит подкуп таких лиц.
Упомянутые нормы закона предусматривают наказание в виде крупных денежных штрафов, принудительных и исправительных работ, а также лишения свободы. В качестве дополнительной меры осужденному лицу может быть запрещено вести определенную деятельность либо занимать определенные должности.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Объем наказания зависит от конкретных обстоятельств преступления. Мера ответственности ужесточается в зависимости от размера ущерба или подкупа.
То что в УК РФ появились упомянутые статьи, не означает, что раньше нарушителя нельзя было привлечь к уголовной ответственности. Для этого применялись статьи 159 «Мошенничество», 290 «Получение взятки» и некоторые другие.
Ответственность работников заказчика за злоупотребления
Согласно введенным нормам, уголовное наказание распространяется на любое лицо, уполномоченное на представление интересов заказчика в сфере закупок.
В том числе на контрактных управляющих, членов контрактной службы, членов закупочной комиссии, тех специалистов, которые осуществляют приемку, а также на лиц, не являющихся должностными либо исполняющими управленческие функции.
Если перечисленные выше лица из корысти или иной личной заинтересованности совершат деяние, которое причинит крупный ущерб (2 250 000 — 9 000 000 рублей), наказание может быть следующим (часть 1 статьи 200.4 УК РФ):
- штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за 18 месяцев;
- принудительные работы на срок до 3-х лет;
- лишение свободы на срок до 3-х лет.
Если действия лица, попадающего под статью 200.4 УК РФ, повлекли особо крупный ущерб (более 9 000 000 рублей) либо были совершены по предварительному сговору совместно с другими лицами, то наказание будет более жестким (часть 2 статьи 200.4 УК РФ):
- штраф от 200 000 до 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период от 6-ти месяцев до 3-х лет;
- принудительные работы сроком до 5-ти лет;
- лишение свободы сроком до 7-ми лет.
Наказание в виде принудительных работ и лишения свободы, назначенное по части 1 или 2 статьи 200.4 УК РФ, может быть дополнено запретом на ведение определенной деятельности / занятие некоторых должностей на срок до 3-х лет.
Если представитель заказчика был подкуплен
Подкупом в рамках госзакупок считается передача каких-либо ценностей уполномоченным лицам заказчика либо тем, на кого они укажут, за определенные действия или бездействие в связи с закупкой. Под ценностями подразумеваются денежные средства, ценные бумаги, имущество, имущественные права или услуги имущественного характера.
За получение подкупа представителю заказчика грозит уголовное наказание. Какое именно — это зависит от размера взятки и отягчающих обстоятельств. Все возможные варианты представлены в следующей таблице.
Таблица 1. Уголовное наказание представителей заказчика за подкуп
Состав преступления | Варианты наказания |
Получение подкупа работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок |
|
Те же деяния, если они:
|
|
Те же деяния в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей) |
|
Ответственность лица, подкупившего заказчика
Ответственность давшего заказчику взятку лица прописана в частях 1-3 статьи 200.5 УК РФ. Минимальное наказание — штраф 300 000 рублей, максимальное — до 8 лет лишения свободы + внушительный штраф. Все подробности представлены в следующей таблице.
Таблица 2. Уголовная ответственность лица, подкупившего заказчика
Состав преступления | Варианты наказания |
Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку, либо иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика в сфере закупок |
|
Те же деяния, но совершенные группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере (от 150 000 до 1 000 000 рублей) |
|
Те же деяния в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей) |
|
Важно! В конце статьи 200.5 УК РФ приводится примечание. Оно гласит, что при активном способствовании раскрытию и расследованию преступления лицо, подкупившее заказчика, освобождается от уголовной ответственности. То же самое верное и в случае, если подкуп был совершен в результате вымогательства, а также при добровольном сообщении о преступлении в органы полиции.
Всем, кто работает по №44-ФЗ: за намек на откат – до 5 лет по УК РФ
Добрый день, коллеги.
Эта жесткая и неприятная информация не вызовет у вас восторга. Если ваша компания (или ваши друзья) зарабатывает деньги по №44-ФЗ, т.е. вы выигрываете тендеры на госзакупках и обслуживаете государственные или муниципальные нужды, тогда дочитайте эту статью до конца, чтобы потом не было мучительно больно.
Начну издалека. Реальная история, которая происходит прямо сейчас. Бизнесмен прямо сейчас сидит в следственном изоляторе из-за якобы ошибок, которые он допустил. Обвинительное заключение очень толстое. Расскажу вкратце суть. В 2015 году бизнесмен выиграл тендер почти на 390 миллионов рублей.
Получил первую оплату в размере 150 миллионов рублей. Отправил полученные 150 миллионов своим подрядчикам, чтобы те изготовили комплектующие. Потом эти комплектующие попали на завод бизнесмена. На заводе комплектующие собрали, выполнили государственный заказ и поставили оборудование заказчику.
Довольный бизнесмен раздал деньги… И тут выходит федеральный закон, в соответствии с которым необходимо открывать спецсчета. Бизнесмен, зная, что ему необходимо открывать спецсчета, пошел в один уважаемый банк и спросил: «Господа банкиры, вот федеральный закон.
Откройте мне в 2016 году спесцчета, а то у меня госконтракт, и я должен его исполнить». Банкиры пообещали открыть. Он продолжает работать по этому госконтракту. Наступает 2016 год. Бизнесмен идет в банк, а банк ему отказывает в открытии спецсчетов.
Бизнесмен, конечно же, в шоке…
Он обратился к заказчику и сказал: «Давайте перейдем в другой банк, там мне согласны открыть спецсчета». А заказчик ответил: «Слушай, таких, как ты, у меня за гланды. Это твои проблемы, решай их сам».
У бизнесмена патовая ситуация: 150 миллионов уже потратил, новых денег получить не может, потому что не открыты спецсчета. Банк отказывает в открытии спецсчетов. 150 миллионов от своих подрядчиков он вернуть не может – подрядчики уже потратили эти деньги и ждут новых поступлений, договоры подписаны…
Бизнесмену деваться некуда: он подал на банк в суд и выиграл абсолютно все суды. Суды приняли решение обязать банк по данным госконтрактам открыть спецсчета для бизнесмена. Все суды на стороне бизнесмена.
Суды приказали банку открыть спецсчета. А банк сказал: «Мне похер на ваши судебные решения!» 2016, 2017, 2018 год – банк отказался исполнять судебные решения.
Естественно, заказчики в шоке: они подали на бизнесмена в суд.
Вы скажете: «А при чем тут фраза, что бизнесмен прямо сейчас находится в следственном изоляторе?» Против него возбудили уголовное дело. Я сегодня изучал обвинительное заключение.
Следователи посчитали, что бизнесмен не выполнил свои обязательства по данному контракту в корыстных целях.
Правда, в обвинительном заключении нет ни единого доказательства, что эти деньги он потратил на себя или куда-то вывел. Бизнесмен не занимается обналом, он старается работать легально.
Но, тем не менее, факт есть факт – госконтракт сорван. Он не выполнил своих обязательств. Значит – виноват, значит – надо посадить.
К чему такая длинная предыстория? Очень просто. Пока этого бизнесмена обвиняют по ч.4 ст.159 УК РФ, т.е. мошенничество.
У меня в руках Проект Федерального закона №410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ», внесенный Президентом Российской Федерации в Госдуму 12 марта 2018 года.
Благодаря этому законопроекту в Уголовном кодексе с 1 января 2019 года появится несколько новых статей. Появятся новые статьи 200.4 УК РФ и 200.5 УК РФ, а статью 304 УК РФ сильно модернизируют.
Что изменится? Подчеркиваю, вам нужно это знать, чтобы потом не было мучительно больно. Статья 200.4 УК РФ называется «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд».
Если бизнесмен или любое лицо, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершили преступление: «если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб», тогда наступает уголовная ответственность.
Итак, бизнесмен выиграл тендер. Тендер для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Заключил контракт, приступил к работе. По той или иной причине условия контракта не выполнены, а, соответственно, нанесен ущерб.
В этом случае, если контракт сорван и нанесен ущерб, при этом «деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности» наступает уголовная ответственность. И максимальный срок ответственности – до 7 лет лишения свободы.
Возникает вопрос: что значит «иная личная заинтересованность»? В законопроекте об этом не написано. Кто будет трактовать, присутствовала ли личная заинтересованность у руководителя компании, который по тем или иным причинам не выполнил условия контракта?
Я только что привел пример, как банк отказался бизнесмену открывать спецсчета, а деньги уже потрачены. Никто пока не доказал, что бизнесмен положил к себе в карман хоть копейку. Это не доказано, но контракт сорван. Значит, была личная заинтересованность.
Как раз сейчас следователи ищут эту личную заинтересованность. Год прошел – пока не нашли. Но бизнесмена посадили и продолжают искать личную заинтересованность. Пока ничего не нашли.
Я не знаю, как будут трактовать, присутствовала ли личная или иная заинтересованность.
Как бы там ни было, предупрежден – значит вооружен. Откройте Проект Федерального закона №410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ» и проштудируйте. Если уж вы выигрываете тендер по №44-ФЗ, тогда выполняйте, как «Отче наш», все условия государственного контракта.
Но это не все… Возможно, вы слышали слово «откат» на госзакупках. Теперь появилась новая статья 200.5 УК РФ «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».
«Незаконная передача работнику контрактной службы, контрактному управляющему, члену комиссии по осуществлению закупок, лицу, осуществляющему приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иному уполномоченному лицу, представляющему интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконные оказание им услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав (в том числе когда по указанию таких лиц имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд…»
В общем, когда этот закон примут окончательно, любое телодвижение в сторону «отблагодарить» работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению госзакупок повлечет за собой уголовную ответственность.
Для начала, по части первой данной статьи – лишение свободы на срок до 3 лет. По части второй, если «откатик» был в крупном размере или совершен группой лиц по предварительному сговору, тогда до 7 лет лишения свободы.
По части третьей, если деяния были совершены в особо крупном размере, тогда уже до 8 лет лишения свободы со штрафом до сорокакратной суммы подкупа. Почитайте сами: есть еще часть четвертая, пятая, шестая.
Ну, а по части шестой совсем «весело»: от 7 до 12 лет лишения свободы.
Дорогие мои, я краем уха слышал, что в некоторых отраслях крайне редко бывают исключительные случаи, когда кто-то просит «откат»… В нашей стране это бывает крайне редко. Это не свойственно нашей стране. Это из ряда вон выходящий случай. Если вы с таким «из ряда вон выходящим случаем» столкнетесь, то знайте – от 7 до 12 лет лишения свободы. После того, как закон примут. На всякий случай.
Многочисленные примеры, как подставляют бизнесменов на подобных вещах, приводить не хочу. Хотя могу. Последний пример. Буквально пару часов назад я общался с теперь уже бывшим бизнесменом. Помочь хотел парень. Точно такой же случай.
С «откатом». Правда, он сел, взял все на себя, никого не сдал. В следственном изоляторе он провел шесть месяцев, затем два года колонии общего режима. Легко отделался по старым законам. Сейчас новые законы, и все гораздо сложнее.
Более того, есть еще статья 304 УК РФ «Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд». За сам намек на это можно сесть на срок до 5 лет. Намекнул на «откатик» – милости просим на 5 лет лишения свободы.
Советы
Совет №1. Во время исполнения государственного контракта выполняйте все условия, как «Отче наш», в сроки, определенные контрактом.
Совет №2. До тех пор, пока государственный контракт не исполнен, не берите себе ни копейки денег, если вы учредитель или директор, кроме той зарплаты, которая предусмотрена штатным расписанием. Не покупайте землю, новый станок, производственный участок и т.д. Нет, категорически нет! Не делайте так. Я знаю, о чем говорю. Иначе вляпаетесь.
Вы имеете право тратить деньги куда угодно. Это всего лишь моя рекомендация. Но пока госконтракт не завершен – не трогаем эти деньги. Когда госконтракт завершен, акты подписаны, все счастливы и довольны, тогда снимайте прибыль с аккумулированных счетов и используйте, как хотите. Это был второй совет: не трогайте деньги в личных интересах, пока госконтракт не исполнен.
Совет №3. Даже не намекайте на откаты – сядете. Тем более, не давайте откаты – еще на больший срок сядете.
Совет №4. Если это возможно, постарайтесь уйти из этой сферы в свободное плавание. Дольше проживете, дольше просуществуете и в результате больше заработаете. Даю шепотом этот совет, поскольку получается, что посоветовал вам не иметь никаких дел с государством. Таково мое мнение.
Спасибо. Удачи в делах!
(Visited 530 times, 1 visits today)
Статья 200.4. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Вы можете получить бесплатную консультацию юриста:
- Задайте вопрос через через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию: Вся РФ — 8(800)707-64-25
- ???? Статья 200.4. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд
- ???? Статья 200.4. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд
- ???? Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 200.4. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд
- ???? Статья 200.4 УК РФ. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (действующая редакция)
- ???? Статья 200.4 УК РФ. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд
УК РФ Статья 200.4. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд
(введена Федеральным законом от 23.04.2018 N 99-ФЗ)
- 1. Нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб, –
- наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи: а) совершенное группой лиц по предварительному сговору; б) причинившее особо крупный ущерб, –
- наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
???? Статья 200.4. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд
- 1.
Нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб, –
- наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи:
- а) совершенное группой лиц по предварительному сговору;
- наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
???? Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 200.4. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд
- 1. Нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб, –
- наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи:
- а) совершенное группой лиц по предварительному сговору;
- б) причинившее особо крупный ущерб, –
- наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
???? Статья 200.4 УК РФ. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (действующая редакция)
- 1.
Нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб, –
- наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи:
- а) совершенное группой лиц по предварительному сговору;
- б) причинившее особо крупный ущерб, –
- наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
???? Статья 200.4 УК РФ. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд
- 1. Нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб, –
- наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи:
- а) совершенное группой лиц по предварительному сговору;
- б) причинившее особо крупный ущерб, –
- наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.