Адвокат по статье 200.5. Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • За какие нарушения 44-ФЗ не предусмотрена уголовная ответственность
  • На кого распространяется уголовная ответственность по 44-ФЗ
  • Уголовная ответственность заказчика по 44-ФЗ
  • Предусмотрена ли уголовная ответственность за попытку повлиять на заказчика
  • Существует ли уголовная ответственность исполнителя по 44-ФЗ

До середины 2018 года в сфере госзакупок отсутствовала уголовная ответственность по 44-ФЗ. Но государство стремится урегулировать сферу закупок, поэтому в Уголовный кодекс РФ были введены две статьи, которые вводят меру ответственности за некоторые нарушения в данной сфере.

При этом под действие этих статей попадает не только заказчик, но и поставщик.

Не всегда уголовная ответственность – это тюремный срок, суд может назначить принудительные работы, штрафы и запретить занимать должности в этой сфере на определенный период.

В нашей статье мы расскажем, за какие нарушения предусмотрена уголовная ответственность и какие до сих пор остались под действием Кодекса РФ об административных правонарушениях.

За какие нарушения 44-ФЗ не предусмотрена уголовная ответственность

Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях несоблюдение сроков при размещении в Единой информационной системе сведений и документации по закупке влечет штрафные санкции для контрактного управляющего. При просрочке не более 2 дней штраф составляет 5 000 руб., свыше 2 дней – 30 000 руб. Для юридических лиц размер неустойки – 15 000 и 100 000 руб. соответственно.

В случае проведения закупки у одного участника, процедуры запроса предложений или запроса котировок величина штрафа составит 3 000 руб. для должностного лица заказчика и 10 000 руб. для юридического лица при нарушении сроков не более одного дня.

Просрочка свыше одного дня увеличивает штраф до 15 000 и 50 000 рублей соответственно, но уголовная ответственность по 44-ФЗ за такое нарушение не предусмотрена.

Штрафные санкции налагаются на контрактного управляющего или юридическое лицо при направлении и размещении некорректной документации и сведений в ЕИС или на торговой площадке, а также нарушениях при предоставлении документов о закупке, запросов о разъяснениях, приеме заявок от участников.

Если конкурс или аукцион не внесен в ЕИС либо приглашение для участия размещено ранее десяти дней с момента, когда были внесены изменения в план-график, а также в случае наличия предписания, нарушения по которому не были устранены, на должностное лицо налагают штраф величиной 30 000 руб.

При неразмещении сведений и документации в ЕИС согласно ФЗ № 44 размер неустойка составляет 50 тыс. руб. для контрактного управляющего и 500 тыс. руб. для юридического лица.

Штрафные санкции в размере 1 % от НМЦК, но в пределах 5 000–30 000 руб.

устанавливаются в случае нарушений при рассмотрении предложений участников, несоответствии требований, величины обеспечения заявки и выполнения договора нормам ФЗ № 44. Это касается и закупочных процедур с одним участником.

Штрафные санкции в размере 1 % от НМЦК, но в пределах 10 000–50 000 руб. устанавливаются в случае если в документах о закупке установлены требования к предмету закупки, которые ограничивают количество участников, либо несвязанные товары, услуги и работы включены в один лот.

Если документация утверждается с нарушением норм ФЗ № 44, предусмотрена неустойка величиной 3 000 руб.

Штрафные санкции в размере от 5 % от НМЦК, но не больше 30 000 руб. устанавливаются, если заявка была отклонена либо незаконно допущена к участию в процедуре запроса предложений или запроса котировок, а также при нарушениях при рассмотрении предложений участников.

Неустойка величиной 50 000 руб. предусмотрена в случае нарушения требований при определении победителя закупки.

Штраф в размере 30 000 рублей налагается при сокращении сроков подачи предложений, нарушении порядка либо срока отмены закупочной процедуры.

Также предусмотрена административная ответственность за проведение процедуры закупки у субъектов малого или среднего бизнеса либо социально ориентированных НКО на сумму меньше, чем требуют нормативные акты. В данном случае размер штрафа составит 50 000 руб. При нарушении сроков подписания протоколов до 2 дней предусмотрены штрафные санкции величиной 3 000 руб., свыше 2 дней – 30 000 рублей.

На кого распространяется уголовная ответственность по 44-ФЗ

Законодательством устанавливается ответственность и для сотрудников заказчика, которые руководствуются при проведении закупочных процедур ФЗ № 44, и для лиц, осуществляющих подкуп этих сотрудников для получения выгоды.

Уголовная ответственность заказчика по 44-ФЗ

Применение норм уголовного законодательства в отношении лиц, нарушивших правовые нормы в области закупочной деятельности, сравнительно новая практика. Целью назначения данных мер является, прежде всего, минимизация нарушений, направленных на получение определенного итога при проведении закупочных процедур.

Наиболее распространенными фактами отклонения от норм закона в сфере закупок для нужд государства и органов местного самоуправления являются:

  • нарушения, связанные с нецелевым использованием средств бюджета в случаях, когда средства расходуются в ходе закупки (к примеру, когда устанавливается необоснованно высокая НМЦК, которая при проведении закупочной процедуры снижается, однако остается больше, чем предлагают иные потенциальные участники);
  • нарушения, связанные с применением не имеющих должного обоснования льгот и преференций, целью которых является нецелевое и противоправное использование бюджетных средств;
  • нарушения, направленные на получение заранее заданного итога закупки в случае, когда данные действия спровоцированы собственными интересами лиц, влияющих на итоги проведения закупочной процедуры.

В случае выявления вышеуказанных нарушений уголовная ответственность за нарушение 44-ФЗ может применяться не только по отношению к должностным лицам заказчика, принимающим решения по закупке, а и к иным лицам, которые представляют интересы государства или органа местного самоуправления в закупочной процедуре, например:

  • члены комитетов по закупкам, включая лиц, рассматривающих заявки участников и иную предоставляемую ими документацию;
  • члены комиссий по приемке или лица, самостоятельно осуществляющие приемку результатов выполненных договоров;
  • должностные лица, не принимающие непосредственного участия в закупочной процедуре, однако имеющие полномочия, подтвержденные соответствующими документами, на представительство интересов заказчика при проведении закупочных процедур.

Привлечение к ответственности по Уголовному кодексу РФ предполагается при установлении наличия злого умысла у уполномоченного представителя заказчика.

При этом не имеют значения обстоятельства, которые привели к возникновению такого умысла, будь то подкуп, угрозы или шантаж либо личная выгода. В соответствии со ст. 200.

4 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении данного лица должны быть применены такие меры:

  • штрафные санкции до 1 млн руб., причем штраф от 200 тыс. до 1 млн руб. устанавливается при причинении убытка государству в особо крупных размерах или при совершении правонарушений группой лиц по предварительному сговору;
  • штрафные санкции в сумме дохода виновного за период до 3 лет, если взыскание неустойки определенной суммы невозможно;
  • принудительные работы сроком до 5 лет (по решению судебного органа как дополнительная мера может использоваться ограничение занимать конкретные должности либо заниматься конкретной деятельностью на период до 3 лет);
  • заключение на срок до 7 лет (также как дополнительная мера может использоваться запрет занимать определенные должности либо ограничение на возможность осуществлять конкретную деятельность на период до 3 лет).

Следует отметить, что уголовная ответственность по 44-ФЗ может применяться не только к должностным лицам заказчика, а и к возможным или действующим исполнителям по договору в случае выявления нарушений законодательства с их стороны.

Предусмотрена ли уголовная ответственность за попытку повлиять на заказчика

В ч. 1–3 ст. 200.

5 Уголовного кодекса Российской Федерации установлены меры ответственности в отношении лица, осуществившего подкуп заказчика. Размер штрафных санкций начинается от 300 тыс. руб.

Максимально возможное наказание за данное правонарушение – до 8 лет лишения свободы плюс серьезный штраф. Более подробно последствия подкупа заказчика рассмотрим в таблице.

Таблица. Уголовная ответственность лица, осуществившего подкуп заказчика

Состав преступления Варианты наказания
Взятка должностному лицу, уполномоченному представлять интересы заказчика при осуществлении закупочной деятельности Штрафные санкции в размере 300–500 тыс. руб. или в размере дохода за период от полугода до двух лет;

  • исправительная работа до двух лет;
  • принудительная работа до трех лет (возможен дополнительный штраф в 10-кратном размере взятки или менее);
  • заключение на срок до трех лет (также возможен дополнительный штраф в 10-кратном размере взятки или менее).
Те же действия, но совершенные в крупном размере или группой лиц по предварительному сговору (150 тысяч – 1 миллион рублей) Штрафные санкции в размере от 500 тыс. до 1 млн руб. или в размере дохода за период от 1 года до 3 лет;

  1. исправительные работы до двух лет;
  2. принудительные работы до пяти лет (возможен дополнительный штраф до 30-кратного размера взятки и запрет занимать конкретную должность или осуществлять конкретную деятельность на срок до двух лет);
  3. заключение под стражу сроком до семи лет (возможен дополнительный штраф до 30-кратного размера взятки, а также запрет на срок до двух лет занимать конкретную должность или осуществлять конкретную деятельность).
Те же действия в особо крупном размере (свыше 1 млн руб.) Штрафные санкции в размере от 1 до 2,5 млн руб. или в размере дохода период от 1 года до 3 лет; заключение под стражу сроком до восьми лет (возможен дополнительный штраф до 40-кратного размера взятки, а также запрет на срок до пяти лет занимать конкретную должность или осуществлять конкретную деятельность).
Читайте также:  Исковое заявление о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов

Обратите внимание! Ст. 200.

5 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена примечанием, согласно которому активное содействие в расследовании правонарушения освобождает лицо, осуществившее подкуп, от уголовной ответственности по 44-ФЗ. Это же касается и случаев, когда взятка была дана в результате вымогательства и когда виновный добровольно сообщил о правонарушении в контролирующие органы.

Существует ли уголовная ответственность исполнителя по 44-ФЗ

Потенциальные или действующие исполнители по договору с государством или органами местного самоуправления могут быть привлечены к уголовной ответственности по 44-ФЗ исключительно при установлении фактов передачи взятки либо осуществления другого вида влияния на должностное лицо, которое уполномочено представлять интересы заказчика в сфере закупок. В любом другом случае предусмотрена лишь финансовая ответственность исполнителя.

Штрафы для предприятий малого бизнеса, как и прежде, ниже, чем для других. Но 14.08.2019 были внесены изменения в порядок определения размера штрафных санкций.

Ранее на величину штрафа влияла стоимость товаров, работ или услуг по договору. Данная норма была отменена, и сейчас штраф устанавливается в размере 1 процента от цены контракта.

Также следует отметить, что величина штрафа должна находиться в пределах 1 000–5 000 рублей.

При отсутствии возможности оценить ущерб в денежном выражении величина штрафных санкций определяется по-другому:

  • при цене контракта до 3 миллионов руб. – 1 000 руб.;
  • от 3 до 50 миллионов руб. – 5 000 руб.;
  • от 50 до 100 миллионов руб. – 10 000 руб.;
  • свыше 100 миллионов руб. – 100 000 руб.

По договорам на выполнение подрядных строительных работ, реконструкции объектов капитального строительства размер штрафных санкций составляет 5 % от стоимости работ.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Челябинской области

Ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе» следующего содержания

Разъясняет старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы Вадеев А.В.

За нарушения в сфере исполнения законодательства о контактной системе предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Оштрафованы могут быть не только контрактные управляющие (работники контрактной службы), но и должностные лица заказчика, члены комиссий по выбору поставщика, индивидуальные предприниматели и организации — исполнители контракта.

Размеры административных наказаний составляют от трех до пятидесяти тысяч рублей для должностных лиц, до 500 тысяч — для организаций.

В случае, если заказчиком нарушены сроки утверждения плана-графика закупок, в том числе внесенных изменений, объект закупки включен необоснованно, не проведено общественное обсуждение закупок, то ему грозит штраф от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). При этом, если не внесены изменения в план-график, то ответственность наступает по ч.1.5 ст. 7.30 КоАП РФ.

Предусмотрены санкции за нарушение сроков размещения в Единой информационной системе закупок документации, протоколов работы комиссии и иных сведений. В зависимости от способа определения поставщика и количества дней просрочки налагаются штрафы по ст. 7.30 КоАП РФ.

За нарушение порядка проведения процедур определения поставщика, в том числе порядка представления документации, приема заявок, разъяснения документации ответственность наступает по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, за необоснованные отклонение или допуск участника конкурса и аукциона, нарушение порядка вскрытия конвертов — по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Распространенным нарушением является утверждение документации о закупке, которая содержит положения, не соответствующие закону (ч. 4.2. ст. 7.30 КоАП РФ);

За неправильный способ определения поставщика грозит наказание по ст. 7.29 КоАП РФ до 50 тыс. рублей для должностных лиц заказчика.

Наказуем даже несвоевременный возврат обеспечения заявки на участие в бумажной процедуре (ч. 1 , 2 ст. 7.31.1 КоАП РФ).

Заключение контракта на условиях, не предусмотренных документами закупки или заявкой, наказывается штрафом до 30 тыс. руб. для должностных лиц и до 300 тыс. руб. для юридических лиц.

В случае, если это нарушение повлекло еще и дополнительный расход бюджетных средств или уменьшение объекта закупки — штраф в двукратном размере дополнительно израсходованных средств или цены уменьшенного объема по контракту (ч. 1,2 ст. 7.32 КоАП РФ).

Неправомерное изменение условий контракта (к примеру, продление, когда срок контракта истек, а обязательства не выполнены) влечет ответственность по ч.4,5 ст. 7.32 КоАП РФ, как для заказчика, так и для исполнителя. Незаконный отказ в одностороннем порядке от исполнения контракта – по ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.

Отдельно необходимо отметить ответственность по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, если действия (бездействие) помешали исполнить обязательства по контракту, причинили существенный вред интересам общества и государства и эти действия не влекут уголовной ответственности.

Помимо штрафа санкцией данной статьи предусмотрена также дисквалификация до 2 лет (вопрос о применении решается судом), принятие результатов закупки, при их несоответствии контракту и дополнительном расходовании бюджетных средств или уменьшении объема закупки влечет наказание по ч.

10 ст. 7.32 КоАП РФ, непроведение обязательной экспертизы результатов по контракту — штраф 20 тыс. руб. – по ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ, предоставление заведомо ложного экспертного заключения – по ст. 7.32.6 КоАП РФ, а немотивированный отказ от подписания документов о приемке – по ч.

9 ст. 7.32 КоАП РФ.

Законодателем приняты меры к защите прав исполнителей, нарушение сроков оплаты по контракту влечет для должностных лиц заказчиков ответственность по ст. 7.32.5 КоАП РФ

Уголовная ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд наступает по ст. 200.

4 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб (до 3 лет лишения свободы), при совершении данного преступления группой лиц по предварительному сговору, причинении особо крупного ущерба — до 7 лет.

Также, уголовные наказания предусмотрены за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (200.5 УК РФ), заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. 200.6 УК РФ).

​​​​​​​

Контрактный управляющий закупками по ФЗ 44

ФЗ-44 – это Федеральный закон №44 от 5 апреля 2013 года. Регулирует государственные закупки. Это отдельное направление закупок, подчиняющееся целому ряду правил. Мероприятие осуществляется под непосредственным контролем управляющего.

Какие существуют особенности трудоправового статуса контрактного управляющего в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд?

Кто такой контрактный управляющий

Для проведения госзакупок на основании ФЗ №44 нужно назначить специальную службу или управляющего. Контрактный управляющий – это должностное лицо, которое несет ответственность за закупку, выполнение положений контракта. Он исполняет весь перечень обязанностей, единолично работает от начала закупки до ее завершения.

Некоторые вопросы применения норм об уголовной ответственности за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок

Контрактная служба – это группа должностных лиц, занимающихся госзакупками. На каждого из представителей службы возложена определенная обязанность. Очевидно, что на контрактного управляющего возлагается больше ответственности, чем на отдельного представителя службы.

Обязанности

ВАЖНО! Приказ о назначении контрактного управляющего от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Перечень обязанностей контрактного управляющего содержится в пункте 4 статьи 38 ФЗ №44.
Рассмотрим подробнее этот список:

  • Формирование плана закупок, внесение корректировок в этот план.
  • Включение плана в единую систему.
  • Формирование плана-графика, внесение в него корректировок.
  • Помещение в единую систему сведений о проведенных закупках.
  • Подготовка документов, сопутствующих госзакупкам.
  • Проведение госзакупок, оформление контрактов.
  • Участие в делах по обжалованию итогов выбора поставщиков.
  • Подготовка документов для отправки исков или претензий.
  • Планирование консультаций с поставщиками.
  • Прочие полномочия, содержащиеся в ФЗ №44.

Полный перечень функций управляющего приведен во втором разделе типового регламента, установленного приказом Минэкономразвития №631 от 29 октября 2013 года.

Задачи

Контрактный управляющий обязан вести госзакупки от начала мероприятия до его завершения. В частности, он занимается планированием, решением конфликтов с поставщиками, документальным оформлением.

Читайте также:  Адвокат по статье 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Основная задача специалиста – заключение контрактов, которые будут выгодны заказчику. То есть управляющий должен оформлять контракты с наиболее выгодными условиями.

Цель деятельности контрактного управляющего – экономия бюджетных денег в рамках закупок.

Ответственность

В части 5 статьи 38 ФЗ №44 указано, что управляющий несет ответственность в рамках своих законных полномочий. Обязанности специалиста и его ответственность за их неисполнение оговариваются в должностной инструкции. Контрактный управляющий несет ответственность также на основании ТК РФ. В частности, его работа регулируется статьей 232 ТК РФ.

Если управляющий совершит преступление в рамках исполнения государственного заказа, он будет нести административную и уголовную ответственность. Существуют нарушения, предусмотренные этими статьями:

  • Статьи 7.29-7.32 КоАП РФ.
  • Часть 7.1, статья 19.5 КоАП РФ.
  • Статья 19.7.2 КоАП РФ.

ВАЖНО! За все эти правонарушения накладывается административная ответственность. В рамках этой статьи управляющий будет являться должностным лицом. То есть он несет повышенную ответственность.

Рассмотрим некоторые штрафы, оговоренные в КоАП РФ:

  • Статья 7.29.1 КоАП РФ. Несоблюдение порядка установления начальной стоимости госконтракта по оборонному заказу. Накладывается штраф 30 000-50 000 рублей.
  • Статья 7.29.2 КоАП РФ. Уклонение от заключения госконтракта по оборонному заказу. Накладывается штраф 30 000-50 000 рублей.
  • Статья 7.30, пункт 2.1 КоАП РФ. Нарушение требований к содержанию протокола, составляемого при определении поставщика. Штраф составит 10 000 рублей.
  • Статья 7.30, пункт 4.2 КоАП РФ. Утверждение конкурсной документации с нарушением положений ФЗ №44. Штраф составит 3 000 рублей.

Ответственность может накладываться при наличии этих обстоятельств:

  • Неисполнение указаний своего руководителя.
  • Неисполнение функций и задач, определенных должностной инструкцией.
  • Злоупотребление своими служебными полномочиями.
  • Предоставление недостоверных сведений о статусе выполнения порученных исполнителю задач.
  • Игнорирование техники безопасности, противопожарных правил.
  • Создание угрозы деятельности компании.
  • Игнорирование трудовой дисциплины.

Сотрудник несет ответственность за нарушение законов, а также положений должностной инструкции.

Требования к должности

Контрактный управляющий – это должностное лицо с расширенным перечнем полномочий. А потому к нему предъявляются повышенные требования. В частности, в пункте 6 статьи 38 ФЗ №44 указано, что контрактный управляющий должен иметь или ВО, или дополнительное образование в области госзакупок.

Можно ли пригласить стороннего контрактного управляющего?

В пункте 2 статьи 38 ФЗ №44 указано, что работодатель может только назначить контрактного управляющего. То есть сотрудник именно назначается. Работодатель не может нанять стороннего специалиста. Контрактный управляющий должен обязательно входить в штат сотрудников компании.

У работодателя есть следующие варианты:

  1. Принятие в компанию нового работника. При этом с ним нужно оформить трудовое соглашение. Сотрудник принимается на должность или контрактного управляющего, или специалиста другого профиля.
  2. Перевод штатного работника на должность контрактного управляющего. При этом нужно оформить соглашение об изменении положений трудового договора.
  3. Сотрудник компании может совмещать свою должность с должностью контрактного управляющего (основание – статья 60.2 ТК РФ). В статье 151 ТК РФ указано, что работнику в этом случае начисляется доплата. Кроме того, должностная инструкция сотрудника корректируется.

То есть единственная возможность нанять стороннего специалиста – это наем нового сотрудника в штат организации.

Какой из рассматриваемых вариантов лучше? Все зависит от конкретных обстоятельств. Если это масштабный заказ, следует назначить на должность контрактного управляющего отдельного сотрудника. Если же госзаказ небольшой, то специалист компании может совмещать обе должности. Это более выгодный для работодателя вариант, так как не нужно будет нанимать нового сотрудника.

Обычно руководитель назначает контрактного управляющего, а не контрактную службу. Выгоды первого варианта очевидны.

В этом случае работодатель может значительно сэкономить, так как не нужно будет организовывать деятельность целой службы. Однако подобный вариант не всегда можно реализовать.

В частности, службу придется организовывать тогда, когда стоимость суммарного годового объема заказов превышает 100 000 000 рублей (основание – пункт 1 статьи 38 ФЗ №44).

Документальное оформление

Контрактный управляющий будет работать на основании двух документов: приказа и должностной инструкции. Форма приказа в законе не оговорена. Документ может быть составлен в свободной форме.

В инструкции указываются все обязанности специалиста, задачи, которые ставятся перед ним. Прописываются критерии оценки деятельности специалиста, условия его работы, а также дополнительные пункты.

Дополнительные нюансы

Можно ли назначать нескольких контрактных управляющих в рамках одной компании? Делать это можно. Основание – пункт 2 приложения к Письму Минэкономразвития №Д28и-1889 от 30 сентября 2014 года. В этом случае нужно хорошо разграничить контракты между управляющими. Ответственность за одну закупку будет нести один управляющий, за вторую – другой.

Контрактный управляющий может являться руководитель организации. Основанием является то, что в законе №44 отсутствует запрет на это. Лицо может совмещать должности руководителя и управляющего.

За что заказчиков штрафуют?

Контроль закупочной деятельности – за что отвечает заказчик, за чем следят контрольные органы, как осуществляется надзор прокуратуры, за что штрафуют и как это можно оспорить. А также типовые ошибки заказчиков в статье от эксперта ЭТП ГПБ.

Контроль закупочной деятельности в рамках Закона № 44-ФЗ — оценка результативности осуществления закупочной деятельности, соблюдения законодательства о контрактной системе

Каждый уровень проверки, проверяющий орган — имеет четкую область проверки, установленные в рамках контроля и полномочия.

Хотите знать больше о том, что изменится в закупках с 01.01.2022 года? Посетите вебинар от эксперта-практика ЭТП ГПБ.

Виды контроля:

КАЗНАЧЕЙСКИЙ КОНТРОЛЬ:

Данный вид контроля установлен в ч.5, 5.1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Порядок контроля обновлен с 01 июля 2021 г. по ПП РФ № 1193. Специалисты Казначейства осуществляют в ручном формате, а также путем автопроверки размещенной информации в ЕИС.

Порядок осуществления контроля ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ Порядок осуществления контроля ч. 5.1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ
Орган контроля Территориальные органы Федерального Казначейства, Межрегиональное операционное УФК Финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами ЕИС (Федеральное Казначейство)
Субъекты контроля Федеральные заказчики o ФОИВ, ФКУ o ФБУ, ФАУ o ФБУ, ФАУ, которым переданы полномочия заказчика o *Региональные и муниципальные заказчики в соответствии с ч. 7 ст. 99 44-ФЗ Субъектовые и муниципальные заказчики и ГВФ соответственно o ОИВ, КУ o БУ, АУ o БУ, АУ, которым переданы полномочия заказчика Федеральные заказчики Региональные заказчики Муниципальные заказчики ГВФ
Объекты контроля Планы-графики закупок, Извещения (приглашения), Проекты контрактов Извещения в ЕИС Протокол определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее — Протокол ОППИ) в ЕИС Проекты контрактов в ЕИС

Иные объекты контроля:

Объекты контроля Форма контроля
Извещения, приглашения принять участие в ОППИ в закрытых процедурах (ст. 84, 111 Закона № 44-ФЗ)[1] Контроль в личном кабинете
Закупки, содержание сведения, составляющую гос. тайну: планы-графики, приглашения принять участие в закрытых способах ОППИ, условия проектов контрактов[2] Контроль на бумаге
Проекты контрактов с ед. поставщиками (за исключением контрактов, заключенных по результатам несостоявшейся закупки)

Исключения из перечня субъектов контроля по части 5 и части 5.1 статьи 99 Закона 44-ФЗ, отметим, что с 01.04.2020 НЕ контролируются:

  • закупки Центральной избирательной комиссии РФ, избирательных комиссий субъектов РФ и МО, избирательных комиссий МО, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ;
  • закупки иных получателей бюджетных средств, осуществляющих операции с бюджетными средствами на счетах, открытых в Банке России или кредитной организации;
  • закупки товаров (работ, услуг) за счет средств бюджета Союзного государства.
  • закупки товаров (работ, услуг) на территории иностранного государства;

Алгоритмы осуществления контроля по части 5.1 статьи 99 Закона № 44-ФЗ:

  1. Проверяется соответствие Извещения и позиции, включенной в план-график:
  • — Соответствие ИКЗ в извещении и в позиции плана-графика закупок;
  • — Непревышение НМЦК очередного извещения над свободным остатком бюджета по позиции плана-графика, за вычетом ФО по уже размещенным извещениям;
  • — А также соответствия объема ФО, содержащегося в извещении, в разрезе планируемых платежей на текущий финансовый год и плановый период, НМЦК в извещении.

2. Проверяется соответствие Извещения и Протокола ОППИ:

— Соответствие ИКЗ в протоколе и в извещении;

— Непревышение цены победителя в протоколе над НМЦК в извещении.

3. Проверяется соответствие Протокола ОППИ и Проекта контракта:

— Соответствие ИКЗ в проекте контракта и в протоколе;

 — Непревышение цены проекта контракта и цены победителя в протоколе.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ:

В рамках ст. 99 Закона № 44-ФЗ государственные ведомства обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе, распределение по полномочиям и зоне ответственности следующие:

  • Исполнительный орган федерального уровня, субъектов РФ, осуществляющий контроль закупок (ФАС России и его территориальные органы) – осуществляют плановые и внеплановые проверки;
  • Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (Рособоронзаказ) – осуществляет проверку закупок, содержащих сведения о государственной тайне;
  • Казначейство РФ, различные финансовые структуры субъектов РФ и муниципальных образований – осуществляют контроль закупок в части указания ИКЗ, информации финансового обеспечения, проектов контракта и информации отраженной в протоколах закупки;
  • Росфиннадзор — осуществляет контроль соблюдения правил нормирования, методологии обоснования НМЦК с учетом правоприменительной практики, применения ответственности при нарушениях, соответствие результата закупки его описанию закрепленном в контракте, соответствие использования объекта закупки и целей;
  • органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, финансовые структуры регионов, муниципальных образований, органы управления внебюджетными фондами федерального значения, органы внутреннего финансового контроля – контроль за проведением закупочных процедур на региональном и муниципальном уровнях.
Читайте также:  Адвокаты бывшие судьи – есть ли какие-либо ограничения

ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ:

В соответствии со ст. 100 Закона № 44-ФЗ данный вид контроля установлен за государственными ведомствами.

«Государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков в  порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией»[3].

КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ЗАКАЗЧИКОМ (ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ):

Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением обязательств по контрактам, привлечением субподрядчиков из числа СМП и СОНО.

Могут быть установлены такие способы контроля, как проверка закупочной документации на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ, правильность формирования лота, корректность описания объекта закупки, правильность установления критериев оценки и сопоставления заявок, а также корректность осуществления такой оценки заявок. Систематический аудит закупочной деятельности и отдельных этапов проведения закупки внутренними специалистами (аудиторами) позволяет выявить, например, ошибки при определении НМЦК на этапе формирования закупочной документации, что позволяет избежать завышения НМЦК.

Заказчикам стоит помнить о приоритете прозрачности проведения закупочной процедуры и эффективности в части экономии бюджетных средств.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ:

Установлен в рамках ст. 102 Закона № 44-ФЗ, который осуществляется со стороны граждан и общественных организаций, а также через механизм общественного обсуждения. Федеральным законом № 212 «Об основах общественного контроля в РФ» определен перечень структур, осуществляющих данную форму контроля, это:

  • Общественные палаты, общественные советы;
  • Общественные инспекции, общественные наблюдательные комиссии;
  • Советы при федеральных и субъектовых органах власти;
  • Группы общественного контроля;
  • иные организационные структуры общественного контроля.

Для информационного обеспечения деятельности по общественному контролю могут создаваться различные специализированные сайты.

Субъекты общественного контроля вправе запрашивать необходимую для осуществления контроля информацию, подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций и т.д.

Также ФЗ № 212 установлена отдельная статья, исключающая конфликт интересов со стороны общественного инспектора, общественного эксперта или иного лица субъекта общественного контроля при осуществлении контроля.

Вышеуказанные субъекты контроля помогают минимизировать нарушения в сфере закупок, злоупотребления со стороны заказчиков, вправе направлять предложения по совершенствованию законодательства в сфере закупок, запрашивать информацию о закупках у заказчиков, осуществлять общественный мониторинг закупок, общественную экспертизу закупок и их результатов, обращаться в правоохранительные и контрольные органы в целях проверки закупочной деятельности заказчиков.

ПРОКУРОРСКИЙ КОНТРОЛЬ:

Противоправной деятельностью заказчиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по Закону № 44-ФЗ занимается Генеральная прокуратура, проводя плановые и внеплановые (на основании обращения, жалобы) проверки закупок заказчиков.

Проверка проводится согласно методическим рекомендациям, касающихся организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о контрактной системе, установленных в письме Генпрокуратуры №7-16-2019 от 14.01.2019г.

Также прокуратура осуществляет надзор за законностью принятых НПА в сфере закупок ТРУ и за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Проверки могут проводиться с выездом на место проверки либо в формате документарном, осуществляя проверку документов на бумажном носителе либо в электронной форме в органах прокуратуры.

Сотрудники прокуратуры проверяют:

  • Законность принятия НПА;
  • Определение НМЦК (включая проверку расчетов и первоисточников), описание объекта закупки (на наличие избыточных/необоснованных требований);
  • Законность заключения контрактов;
  • Наличие признаков дробления закупочных процедур;
  • Законность выбора победителя закупки;
  • Законность заключения контрактов с едпоставщиком;
  • Фикцию при заключении контракта, а также при приемке ТРУ;
  • Нарушение сроков оплаты и т.д.

По итогам проверки Прокурор (или его заместитель) может:

  • согласно ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ» принести протест на противоречащий закону акт в орган или должностному лицу, которые издали данный акт;
  • согласно ст. 24 Закона «О прокуратуре РФ» внести представление об устранении нарушений закона;
  • согласно ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ» вынести постановление о возбуждении дела;
  • согласно ст. 25.1 Закона «О прокуратуре РФ» направить предостережение о недопустимости нарушения закона.

По вышеуказанным документам предусмотрено право на обжалование, путем обращения к вышестоящему прокурору, так и в судебном порядке.

Ответственность заказчиков и должностных лиц:

Предусмотрена административная ответственность (ст.7.29, 7.29.1, 7.29.3, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32, 7.32.5, 9.16, 19.5, 19.7.2 КоАП РФ), распространяющаяся на юридических и должностных лиц.

А также уголовная:

  • ст. 159, 169, 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд»;
  • 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок»;
  • 204, 285, 285.1, 286, 290, 291.1 УК РФ.

При неисполнении своих должностных обязанностей, ненадлежащем исполнении и в случае, если будет установлен факт наличия возможности для соблюдения норм законодательства, но лицом не были предприняты соответствующие меры – то ответственность несет должностное лицо (например, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий, сотрудник контрактной службы, член закупочной комиссии и т.д.).

У должностного лица, в отношении которого вынесено постановление есть право на обжалование такого постановления об административном правонарушении.

Срок давности по административному правонарушению составляет 1 год с момента его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Типовые ошибки заказчиков при осуществлении закупочной деятельности:

  • Нарушены сроки размещения документов в ЕИС согласно Закону №44-ФЗ;
  • Нарушен выбор метода обоснования НМЦК;
  • Осуществление закупок, не предусмотренных планом – графиком;
  • Неуказание или некорректное указание источника финансирования в заключаемом контракте;
  • Неуказание, неверное указание ИКЗ в заключаемом контракте;
  • Отсутствие условия указывающего, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта;
  • Нарушение правил установления размера аванса по заключаемым контрактам;
  • Нарушены нормы ч. 2 ст. 34 Закона 44-ФЗ, по невозможности продления срока действия контракта;
  • Сумма фактического исполнения не соответствует сумме контракта, но при этом отсутствует расторжение на сумму неисполненных обязательств;
  • По заключенному контракту срок поставки оборудования указан ранее даты заключения контракта;
  • В заключенном контракте сумма цифрами не соответствует сумме прописью;
  • При заключении контакта не указан ассортиментный перечень и цена товара;
  • В заключенном контракте предусмотрена пролонгация;
  • В заключенном контракте срок действия контракта выходит за рамки финансового года;
  • Невыполнение объема по закупкам у СМП, СОНО;
  • Не размещение, либо несвоевременное размещение отчетности в ЕИС об объеме закупок у СМП, СОНО;
  • Нарушение ч.6 ст. 94 Закона 44-ФЗ в части порядка создания комиссии по приемке товаров, работ, услуг (например, у одного заказчика такая комиссия была создана из трех человек).[4]

Хотите разобраться в изменениях в закупках с 01.01.2022 года, включая изменения в части обжалования, контроля, работы с НРП?

Рекомендуем посетить вебинар:

Изменения в законодательстве о закупках с 2022 года

В 2022 году вступают в силу масштабные изменения в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок. Поправки затронули практически все этапы закупочного процесса, начиная с размещения извещения и заканчивая исполнением контракта.

Участники вебинара познакомятся с основными новациями закона, получат практические советы по его применению.

Спикер: Царев Валентин — юрист-практик в сфере государственных и коммерческих закупок, опыт работы в закупках более 10 лет.

 

[3] Ст. 100 Закона № 44-ФЗ

[4] Нарушения указаны из актов плановых проверок контрольного органа на соблюдение требований законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе

Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок
присоединяйтесь к нам в соц. сетях

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *