Адвокат по статье 212.1. Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

Митинг,это массовое нахождение людей в каком-либо месте с целью выразить мнение относительно важных проблем публично.Несанкционированный митинг отличается от санкционированного тем, что проводится без предварительного согласования с исполнительным органом власти. За проведение такого мероприятия и участие в нем предусмотрена различного рода ответственность.

Право на проведение митингов гарантировано статьей 31 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе собираться мирно и без оружия. Однако право не может быть абсолютным, и в России возможность свободного проведения митингов ограничена Федеральным законом N 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Закон запрещает незапланированный массовый сбор людей. В силу статьи 7 ФЗ № 54 организатору необходимо предварительно подать заявку на проведение митинга в орган исполнительной власти того субъекта, где он проводится.

Далее производится согласование места его проведения. Далеко не во всех местах можно устраивать массовые собрания людей. Территории, где их проведение запрещено, перечислены в части 2 статьи 8 ФЗ № 54.

  • К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
  • 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
  • 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-газопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
  • 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на, то пограничных органов.

Административная ответственность. Что грозит нарушителю?

Административная ответственность за несанкционированные митинги наступает согласно ст. 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведеия собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

Если в результате несанкционированного массового мероприятия были созданы помехи для транспорта, препятствия для движения пешеходов, и т.д., организаторы понесут еще более суровую ответственность вответственности части 3 статьи 20.2 КоАП РФ.

Данные действиявлекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

На массовом мероприятии много опасностей, например: давка, противоборство с правоохранительными органами, и т.д.

Если в ходе митинга будет причинен вред гражданам, либо имуществу, организатора могут привлечь к ответственности по части 4 статьи 20.2 КоАП РФ.

Меры наказания достаточно суровые и влекутналожение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток; на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Если организатор ранее уже привлекался к ответственности по любой части статьи 20.

2 КоАП РФ и допускает нарушения вновь, его ожидает ответственность по части 8 данной статьи, котораявлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Не только организаторов могут наказать за нарушения, связанные с организацией и проведением массовых мероприятий. Участники митингов также могут быть подвергнуты административным мерам наказания при наличии на то оснований.

Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за участие в митинге с нарушением установленного ФЗ № 54 порядка.

В частности, участники массового мероприятия не вправе носить маски, находиться в состоянии опьянения, приносить оружие, алкоголь, фаеры, и т.д.

Если правила участия в массовом мероприятии нарушены, возможно наложение штрафа до 20 тысяч рублей, либо назначение наказания в виде обязательных работ до 40 часов.

Кроме того, участники массовых мероприятий могут понести более суровую ответственность, если в результате нарушения правил проведения митинга имуществу или здоровью граждан будет причинен вред. В этом случае меры наказания куда серьезнее. Размер штрафа может достигать 300 тысяч рублей, а срок обязательных работ – 200 часов. Кроме того, участника могут арестовать на 15 суток.

Уголовная ответственность по статье 212.1 УК РФ: наказание за неоднократные административные нарушения

Основанием для применения мер уголовной ответственности является неоднократное нарушение порядка организации или проведения мероприятия.

Меры ответственности суровые.

Данное деяниенаказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Уважаемые граждане!

Принимая решение участия в том или ином мероприятии, нужно задуматься о последствиях.

Данные о привлечении лица к уголовной и административной ответственности хранятся в базах информационного центра МВД РФ даже после погашения судимости.

Информация о привлечении вас к ответственности негативно скажется не только на вас, но и на детях и родственниках при трудоустройстве на работу либо  поступлении высшие учебные заведения.

Завели административное правонарушение за участие в митинге, где я просто проходил и не участвовал в нем

Мы — ваш онлайн-юрист ????????‍⚖️Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Здравствуйте, в августе я приехал в Москву с знакомыми родителей для того чтобы погулять неделю по Москве и отдохнуть(Я несовершеннолетний, 17 лет). Жил я отдельно от них, в отеле.

3 августа я купил билет в театр на 17:00, погуляв по красной площади в 15 часов я пошел в этот театр, по пути я встретил огромную толпу людей и полиции, заинтересованно я решил пройти мимо них, после чего меня схватили омоновцы и не дав задать никаких вопросов отнесли в автозак, где сидели около 20 таких же людей как я. Только в автозаке у этих людей я узнал, что я шел по улице, где происходит митинг, то, что на улице всех предупреждали уйти с митинга, а я не слышал, ибо был в наушниках ¯\_(ツ)_/¯

До этого об этом митинге я и не знал, абсолютно не слышал, да и не нужен он мне — я не в Москве живу, я отдохнуть приехал.

В общем, всех в автозаке отвезли в мвд, все кроме меня и одного чувака были совершеннолетние. К этому чуваку приехали родители и начали разбираться, а со мной сказали будет тяжело, так как родители в другом городе. В итоге все стало реально тяжело, меня расспрашивали как все было, я сказал что шел в театр и т.д.

и составили протокол, пошла большая проблема — без родителей меня не выпустят, вообще никак, папа решил ехать за мной, а меня отправили в другое отделение(хз что за отделение), где сотрудник полиции опять расспрашивал меня и дал подписать документ, я спросил что я подписываю и что написано в документе, ибо я не понимаю почерк, там было написано что я умышленно участвовал в митинге, выкрикивал всякие лозунги, ЧЕГО Я АБСОЛЮТНО НЕ ДЕЛАЛ, я спросил как от него отказаться и мне сказали напиши «от подписи отказываюсь и оставь свою подпись», я написал. Далее меня отправили в центр обеспечения несовершеннолетних до прибытия их родителей, где было где-то 12 человек с абсолютно, полностью идентичной проблемой как у меня. На следующий день за мной приехал папа, меня отвезли снова в мвд, меня отдали и мы уехали.

Как обстоят дела у тех 12 человек — я не знаю, но лично мне пришла повестка в суд. Я до последнего думал что все не серьезно и будет максимум беседа об этом, ведь, я реально просто прошел мимо митинга, не участвовав в нем.

Сегодня, 1 октября, я с родителями пошел в суд, нас направили в зал «малый суд».

Суд начался с того, что девушка описала мое нарушение: «Находился на митинге и выкрикивал лозунги», спросила — действительно ли это, я ответил нет. Далее пошла беседа о том, зачем я приехал в мск, как приехал, с кем приехал, где гулял по мск, где находился, спрашивала где учусь(а я нигде не учусь…), прессовала родителей мол зачем вы его отпустили в мск.

Родители соврали, что я жил у этих их знакомых, она начала говорить что мы все врем и я жил в отеле(да, это так, я сам же об этом сказал в протоколе, видимо, зря). Она спросила откуда я узнал о театре и зачем я туда шел — я сказал, посоветовал друг с мск, который в этот момент был не в мск.

Говорит, что театр и митинг далеко друг от друга, и мой билет в театр, на который я потратил 600р это мое прикрытие, что я не похож на любителя искусства(согласен, в театры я не хожу вообще, ну вот в мск захотел…). Она начала расспрашивать про друга, я о нем вообще ничего не знаю, так как живем в других городах и знакомы только в интернете.

Она сказала показать переписку о том, как он советовал мне пойти в театр.

Я согласился показать, нашел переписку, подхожу к ней, она начинает листать вверх переписку в другой день, я был против, ибо это личная переписка, далее она говорит «ну и смысл мне вообще ее читать, если ты стер переписку», хотя я ничего не стирал, просто хотел чтобы она читала только то, что я предоставляю.

Читайте также:  Адвокат по статье 160. Присвоение или растрата

В каком-то контексте она сказала, что мое нарушение можно рассудить даже как уголовное, чего я вообще не понял, ведь, 20.2 грозит максимум административным штрафом 10-20к р или арестом. Они сказали нам выйти, чтоб им принять решение, когда нас позвали назад, они сказали что суд продолжится 3 октября, мне сказали распечатать и принести доказательства с перепиской которые я посчитаю нужными, один полицейский намекнул, что удалять переписку нет смысла, мы можем ее восстановить.

Что мне стоит ожидать в следующем суде? Как мне защищаться и что говорить? Почему она сказала что это можно расценить даже как уголовное правонарушение, если участие в митинге, хоть даже я не участвовал, это максимум административное? Как распечатать переписку… Сделать скрины диалогов вк на телефоне и распечатать?

У них получается превратить мою обычную пешую гулянку в правонарушение так, что я даже не знаю уже что говорить.

Здравствуйте.

Что мне стоит ожидать в следующем суде? Как мне защищаться и что говорить?

Олег

того же самого и ждать. Как вариант если не до конца уверены, лучше наймите адвоката. Если Вы шли в театр и у Вас были билеты, приобщите их к материалам дела.

Плюс, если друг может приехать и подтвердить Ваши слова, будет неплохо. Ну и как вариант приобщить переписку, где он советует Вам идти в театр.

Протокол Вами дали или нет? Вы в целом можете пользоваться всеми правами, предусмотренными ст. 25.1 КоАП РФ

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.Почему она сказала что это можно расценить даже как уголовное правонарушение, если участие в митинге, хоть даже я не участвовал, это максимум административное?

Олег

уголовная ответственность может быть за неоднократные нарушения, о чём говорится в ст. 212.1 УК РФ

Примечание.

Нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, совершенным лицом неоднократно, признается нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней.Как распечатать переписку… Сделать скрины диалогов вк на телефоне и распечатать?

Олег

сделайте принт скрин экрана, распечатайте на компьютере. И как вариант заверить её нотариально, чтобы было более веским доводом в защите. В целом я бы посоветовал бы также отстаивать свою версию и не забывать про ст. 1.5 КоАП РФ

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. 3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. 4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Это полиция должна доказать, что Вы принимали участие в митинге, а не Вы должны доказывать что-либо. Но свои доводы конечно лучше подтвердить.

Консультация юриста бесплатно

Добрый день!

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования) могут затрагивать права широкого круга лиц — как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Вам при защите стоит обратить внимание на Постановление Конституционного Суда РФ от 18 мая 2012 г. N 12-П «По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.

2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона „О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях“ в связи с жалобой гражданина С.А. Каткова»

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статей 49, 50, 52-54 и 64 Конституции Российской Федерации, принципы презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличия вины является необходимым элементом состава правонарушения.

Согласно КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.

5); при этом административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1 статьи 2.

2); административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2 статьи 2.2); лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2 статьи 1.5). По смыслу части 1 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 2 части 1 его статьи 24.5, отсутствие вины в совершении административного правонарушения является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.https://base.garant.ru/7018013…

Почему она сказала что это можно расценить даже как уголовное правонарушение, если участие в митинге, хоть даже я не участвовал, это максимум административное?

Олег

Доброго времени суток! Насколько я помню 3 августа в МСК не митинг был, а несогласованное шествие по садовому кольцу. согласно ст. 2 Закона о собраниях

см. норму http://www.consultant.ru/docum…

Если углубится в тему летних протестов в МСК, то нетрудно догадаться, что действия гос. органов носят политический характер, что в таком случае говорить об объективном исследовании всех материалов дела на суде не приходиться. Если по конкретней то есть в уголовно кодексе такие статьи как

ст. 212.1 Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования http://www.consultant.ru/docum…

ст. 212 Массовые беспорядки ( было возбуждено СК после аналогичных событий за неделю до шествия 3 августа) http://www.consultant.ru/docum…

Практическое применение санкций можете ознакомиться в интервенте. Для этого достаточно в поисковике указать «московское дело» ( будет информация кого, когда и как задерживали и арестовывали).

Что мне стоит ожидать в следующем суде? Как мне защищаться и что говорить? мне сказали распечатать и принести доказательства с перепиской которые я посчитаю нужными

Олег

Полагаю, что судья хочет увидеть любую переписку, которая дает понять, что Вы действительно находились в МСК на правах туриста, то что цель выхода на улицу -посещение театра ( то есть участником публичного мероприятия по смыслу п. ст.20.2 КоАП не являлись)

5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Если очень сильно хотите добиться справедливости, то есть вариант придачи Вашей ситуации публичной огласки (связаться с журналистами например), но мне кажется с этим лучше повременить до момента оглашения решения, что при плохом сценарии развития событий ( признания судом виновным по 20.2 КоАП или еще хуже) может оказать влияние на ход расследования уже в апелляции. Например вот случаи

https://zona.media/theme/golun…

https://zona.media/theme/mosco…

Ответственность за участие в несанкционированном митинге

Право на проведение митингов гарантировано статьей 31 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе собираться мирно и без оружия.

         Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (далее – ФЗ № 54) определен порядок организации митингов; правила определения мест для проведения мероприятий; субъектный состав участвующих (организаторы, участники); основания для приостановления и прекращения митинга.

         Закон запрещает незапланированный массовый сбор людей. В силу статьи 7 ФЗ № 54 организатору необходимо предварительно подать заявку на проведение митинга в орган исполнительной власти того субъекта, где он проводится.

         Далее производится согласование места его проведения.          К территориям, на которых проведение митингов запрещено, относятся железнодорожные пути, площадки, примыкающие к зданиям органов власти, и т.д. Кроме того, нельзя проводить митинги там, где они могут нарушить работу инфраструктурных объектов, повлиять на движение транспорта.

         Ответственность за любые нарушения, связанные с организацией и проведением массовых собраний людей установлена  статьей 20.2 КоАП РФ.

         В ч. 1 статьи 20.2 КоАП РФ закреплена ответственность для организаторов, которые не соблюдали порядок проведения мероприятия, предусмотренный законом, а также не выполняли обязанностей, которые должны выполнять организаторы митинга.

         То, какой вид наказания понесет нарушитель, зависит от того, кем он является – простым гражданином, должностным, либо юридическим лицом.

Если для граждан максимальный штраф – 20 тысяч рублей, то для юридических лиц его размер может доходить до 100 тысяч. Для граждан возможна замена штрафа обязательными работами (до 40 часов).

         Кроме того, граждане могут быть арестованы (максимальный срок ареста – 10 суток), или привлечены к обязательным работам (до 50 часов).

         Ответственность по указанной статье КоАП РФ наступает с 16 лет.

Читайте также:  Речь защитника об оправдании подсудимого по ст. 159 УК РФ

         Также к административной ответственности при участии несовершеннолетнего ребенка в несанкционированном публичном мероприятии могут быть привлечены и его законные представители (родители), а именно по ст. 5.

35 КоАП РФ, то есть за неисполнение, ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию несовершеннолетних, что в свою очередь влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

  •          Указанные дела об административных правонарушениях рассматриваются Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  •          В случае недостижения несовершеннолетним возраста, с которого наступает административная ответственность, либо освобождения его от предусмотренной законом ответственности, членами КДН и ЗП может быть принято решение о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями).
  •          Поведение участников любого публичного мероприятия — митинга, шествия, пикетирования, регламентировано законом. Федеральный закон запрещает участнику:
  • ·        скрывать свое лицо, применять маскировку и предметы, которые затрудняют идентификацию личности человека по его внешним признакам;
  • ·        хранить и носить при себе предметы, ограниченные или запрещенные в гражданском обороте: любое оружие, колющие и режущие предметы, взрывопожароопасные вещества, предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, пиротехнические изделия, ядовитые и едко пахнущие вещества и другие предметы, согласно перечня, указанного в части 4 статьи 6 Федерального закона;
  • ·        хранить, употреблять, распространять алкогольную и спиртосодержащую продукцию, включая пиво и пивные напитки;
  • ·        находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения;
  • ·        совершать иные противоправные действия, нарушающие общественный порядок (нецензурная брань, непристойные жесты, неповиновение законным требованиям сотрудника полиции, призывы к насилию и прочее);
  • ·        причинять вред имуществу или личности.

         Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за участие в митинге с нарушением установленного законом порядка.

В частности, участники массового мероприятия не вправе носить маски, находиться в состоянии опьянения, приносить оружие, алкоголь, фаеры, и т.д.

Если правила участия в массовом мероприятии нарушены, возможно наложение штрафа до 20 тысяч рублей, либо назначение наказания в виде обязательных работ (до 40 часов).

         Кроме того, участники массовых мероприятий могут понести более суровую ответственность, если в результате нарушения правил проведения митинга имуществу или здоровью граждан будет причинен вред. В этом размер штрафа может достигать 300 тысяч рублей, а срок обязательных работ – 200 часов. Кроме того, участника могут арестовать на 15 суток.

         Законом предусмотрена уголовная ответственность для организаторов митинга.

   В соответствии со ст. 212.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно, наказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Особенности рассмотрения административных дел о нарушениях установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

Объектом посягательства соответствующих административных правонарушений являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Статьей 20.

2 КоАП предусмотрена административная ответственность за организацию либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а также проведение указанных несанкционированных массовых акций и активное участие в них в непосредственной близости от территории объектов, производящих и использующих атомную энергию либо обеспечивающих хранение ядерных материалов или радиоактивных веществ.

В указанной статье сформулирован ряд составов административных правонарушений:

  • – нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;
  • – организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия;
  • – нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;
  • – составы правонарушений, выражающихся в организации либо проведении массовых акций, а равно в активном участии в них в непосредственной близости от территорий объектов, связанных с атомной энергией;
  • – составы правонарушений, выражающихся в нарушении участником публичного мероприятия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу.

К организации публичного мероприятия относятся оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Нарушения порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований могут быть совершены путем: а) несоблюдения обозначенных в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников мероприятия и др.

; б) нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия; в) ношения участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, могущих быть использованными против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам; г) неповиновения законным требованиям организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; д) нарушения регламента проведения публичного мероприятия, т.е. требований документа, содержащего повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа.

Признак непосредственной близости необходимо понимать как проведение массовой акции па границе или рядом с ограждающими (защищающими) соответствующий объект устройствами, например стеной, забором, полосой безопасности, контрольно-пропускным пунктом, либо проведение массовой акции приводит к осложнению выполнения персоналом названных в комментируемой статье объектов служебных обязанностей или создает угрозу безопасности населения и окружающей среды. Квалифицирующий признак состава связан с участием в указанных акциях, причем административная ответственность может наступить только при активных действиях участников массовых мероприятий.

С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

212.1. Сколько раз повторять

Появлению статьи о неоднократных нарушениях на митингах в Уголовном кодексе РФ предшествовало принятие нескольких законов, ужесточающих правила проведения митингов, шествий и пикетов.

Уже через месяц после событий на Болотной площади 6 мая 2012 года, которые следователи СК квалифицировали как «массовые беспорядки», был принят и подписан президентом Владимиром Путиным ФЗ-65 «О внесении изменений в КоАП и закон «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях»».

Законодательные изменения увеличили штрафы за «нарушение установленного порядка проведения митингов»: для обычных участников — до 20 тысяч рублей, а для организаторов — до 300 тысяч рублей. Кроме того, КоАП РФ дополнился статьей 20.2.

2, объявившей незаконными не только митинги и шествия, не согласованные заранее с властями, но и «организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах». Под запрет попали так называемые «народные гуляния», продолжавшиеся в течение нескольких дней на бульварах и площадях Москвы после 6 мая.

Теперь за них полагается штраф: до 20 тысяч рублей для граждан, до 600 тысяч рублей для должностных лиц, для юридических лиц — до миллиона рублей.

Новый ФЗ также запретил участникам массовых мероприятий скрывать свои лица шарфами и масками и ввел понятие «специально отведенного места для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем» (в Москве таким местом стала площадка у моста недалеко от входа в парк Горького). Даже одиночные пикеты были дополнительно ограничены: региональные власти получили право устанавливать минимальное расстояние между пикетчиками (в столице нельзя проводить пикеты на расстоянии менее 50 метров), а суд получил право признавать несколько пикетов, объединенных единой темой, массовым мероприятием.

Статья 212.1 как ответ Майдану

Через два года после принятия ФЗ-65 нарушения порядка проведения массовых акций стали уголовно наказуемы: 22 июля 2014 года вступил в силу ФЗ-258.

Авторы закона — депутаты от «Единой России» Александр Сидякин и Андрей Красов и депутат от «Справедливой России» Игорь Зотов. «Перед нашими глазами события на Украине», — объяснял инициативу Сидякин.

Опасаясь Майдана в Москве, единороссы включили в текст закона даже запрет на «материалы, которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий и дымов» и другие предметы, «использование которых может привести к задымлению» — например, автомобильные покрышки, которые поджигали на баррикадах в Киеве.

Санкция статьи 212.1 УК РФ предусматривает штраф до миллиона рублей, до 480 часов обязательных работ либо до двух лет исправительных работ, до пяти лет принудительных работ или же лишение свободы — тоже до пяти лет.

Уголовно наказуемым считается неоднократное «нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» — то есть более двух административных правонарушений по статье 20.

2 КоАП в течение 180 дней.

А у них на десять лет сажают

Комментируя разработанный ими закон, депутаты Сидякин, Красов и Зотов и их коллеги, одобряющие уголовную ответственность за нарушения на митингах, неоднократно ссылались на международный опыт, указывая, в частности, что в США за несанкционированные митинги можно отправиться в тюрьму на 10 лет.

Предположительно, сторонники ужесточения наказания имели в виду принятую Сенатом США весной 2012 года поправку HR-347. Российские СМИ сообщали, что, приняв эту поправку, законодатели «запретили гражданам США участвовать в митингах, наказание — 10 лет тюрьмы».

Читайте также:  Жалоба в ЕСПЧ станет доступна и для осужденных

Впрочем, в самом документе, принятом после прокатившейся по стране кампании протестов «Оккупай Уолл Стрит», речь идет лишь о запрете протестовать в местах резиденций и временного пребывания президента, вице-президента и других представителей власти, а также в местах проведений мероприятий национального значения (например, Суперкубка).

За нарушение запрета для организаторов протестных акций предусмотрены штрафы или лишение свободы на срок до года. 10 лет нарушителям грозит лишь в том случае, если участники акции были вооружены либо нанесли увечья гражданским лицам или сотрудникам полиции. Поправка HR-347 была жестко раскритикована либеральной прессой США и активистами и получила название «Прощай, первая поправка».

Наказание за «незаконные демонстрации и митинги» предусматривает и Уголовный кодекс Франции.

Согласно статье 431-9, до шести месяцев тюрьмы или до 7500 евро штрафа полагается организаторам шествий по автомагистралям, если они не уведомили об акции заранее или указали в уведомлении неверные условия и цели ее проведения.

Статья 431-10 предусматривает наказание в виде трех лет лишения свободы или 45 тысяч евро штрафа для вооруженных участников демонстраций. Если с оружием на массовой акции будет задержан иностранец, ему грозит выдворение с запретом на последующий въезд во Францию на 10 лет или пожизненно.

В немецком УК предусмотрена ответственность только за массовые беспорядки, нарушение же правил проведения митингов не относится к сфере уголовного регулирования.

В испанском Уголовном кодексе есть похожая на российскую статью 212.1 статья 513. Она предусматривает наказание за повторную организацию или проведение митинга, если он ранее был признан незаконным.

Для организаторов это грозит штрафом или тюремным сроком до года. Но незаконными признаются только те демонстрации, которые имеют своей целью совершение преступления, или участники которых вооружены.

Знак журналиста и 30 суток ареста

Прежде чем начать привлекать активистов к уголовной ответственности по статье 212.1, российские суды успели применить на практике другие нормы закона Сидякина-Красова-Зотова.

В частности, ФЗ-258 обязывает журналиста иметь на массовом мероприятии «ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации».

14 октября 2014 года за отсутствие такого знака Фрунзенский суд Саратова оштрафовал на пять тысяч рублей корреспондента ИА «Версия-Саратов» Антона Наумлюка. «Дело рассмотрели заочно, а меня, получается, признали участником пикета. Хотя я находился там по работе.

Кроме того, неизвестно как должен выглядеть этот знак, которого у меня не было, и какое наказание по закону полагается за его отсутствие», — рассказывал журналист «Медиазоне». Пресс-карта у Наумлюка на акции была с собой.

В силу решение Фрунзенского суда Саратова так и не вступило: областной суд его отменил, удовлетворив апелляционную жалобу журналиста и признав его действия на митинге законными.

В начале января 2015 года московские суды вынесли несколько решений в рамках измененного ФЗ-258 административного кодекса: теперь в статьях 19.3 и 20.2 КоАП есть пункты, позволяющие назначать до 300 тысяч рублей штрафа или до 30 суток ареста.

Первым оштрафованным по этому закону стал 75-летний пенсионер Владимир Ионов: он получил 20 тысяч рублей штрафа за проведенный с нарушениями пикет в поддержку французского журнала Charlie Hebdo 10 января и еще 150 тысяч рублей — за участие в акции в поддержку Алексея Навального 15 января.

Первым, кому суд дал за административное правонарушение 30 суток, оказался 46-летний активист Марк Гальперин. Он обвинялся в том же, в чем и Ионов: одиночный пикет у памятника Жукову 10 января, якобы проведенный с нарушениями, и участие в несанкционированной акции 15 января.

Сначала суд назначил Гальперину даже не 30, а 38 суток ареста, но позже апелляционная инстанция снизила срок.

Первые уголовные

О возбуждении уголовного дела в отношении Владимира Ионова стало известно в тот же день, когда он был оштрафован. Из суда его отвезли в Хамовническую межрайонную прокуратуру и там предъявили постановление о возбуждении дела.

Через три дня фигурантом аналогичного уголовного дела стал Марк Гальперин. «Меня забрали из спецприемника и отвезли в СК: я даже не знал, куда мы едем, только на месте заметил табличку. Там сообщили, что я привлекаюсь к уголовной ответственности.

Я отказался что-либо подписывать без адвоката, но следователи пригласили двух понятых и зачитали мне это постановление», — рассказал активист «Медиазоне». После освобождения из спецприемника Гальперин, как и Ионов, оказался под подпиской о невыезде.

Помимо двух январских административных дел, в уголовных делах Ионова и Гальперина фигурируют материалы задержаний прошлой осенью, ведь согласно примечанию к статье 212.

1, для привлечения к уголовной ответственности достаточно быть привлеченным к административной ответственности «два и более раз» в течение шести месяцев — в случае с Владимиром Ионовым и Марком Гальпериным это период с августа 2014 года по январь 2015-го.

«Я не такая уж известная личность, чтобы думать, что это дело как-то спланировали против меня лично. К тому же, сначала эту статью вменили даже не мне, а Ионову. Считаю, ее решили просто обкатать на нас.

Я обратил внимание, что когда 15 января нас задерживали, Ионова бросили в отдельный автозак, а потом к нему меня туда втащили.

Наверное, сверяли по спискам каким-то, смотрели, у кого сколько задержаний и на кого можно дело завести», — предполагает Гальперин.

После возбуждения дела на митинги и акции он ходить не перестал: «На рожон не лезу, но я и раньше не лез. Но и прятаться не собираюсь. Ходил к посольству Украины, на траурную акцию памяти Бориса Немцова, на согласованные и на несогласованные тоже». После тридцати суток в специприемнике менеджер по маркетингу Гальперин остался без работы: «Работа, конечно, таких отлучек не предполагала».

Следственных действий за месяц с лишним, прошедший с момента возбуждения дела, с ним ни разу не проводили. По данным «Новой газеты», в расследовании первых дел по статье 212.1 УК РФ заняты девять следователей по особо важным делам СУ СК по Москве.

«Следователи заняли выжидательную позицию. Мы ходатайствовали о допросе свидетелей, нам отказали», — говорит адвокат Ионова Ольга Чавдар. «Никакого расследования, собственно, нет. Ни с Гальпериным, ни с Дадиным не провели ни одного следственного действия, Дадин просто сидит под домашним арестом», — говорит адвокат Ксения Костромина, представляющая интересы Марка Гальперина и Ильдара Дадина.

На Дадина дело по статье 212.1 завели в конце января, как только у него истек срок содержания в спецприемнике по административному делу: активиста тоже задерживали на Манежной площади 15 января, дали 15 суток.

До этого было задержание на Мясницкой 5 декабря, всего за последние полгода Дадина штрафовали на сумму более 50 тысяч рублей, говорится в постановлении Замоскворецкого суда, который 3 февраля поместил активиста под домашний арест на два месяца.

Следователь требовал для задержанного ареста в СИЗО, ссылаясь на то, что Дадин был участником киевского Майдана (сам активист не скрывает, что несколько раз ездил в украинскую столицу во время уличного противостояния протестующих с полицией).

Но суд избрал для Дадина более мягкую меру пресечения, запретив ему покидать квартиру в подмосковном Железнодорожном, где он прописан. Активисты, поддерживающие домашнего арестанта, каждое утро пишут ему в фейсбуке: «Доброе утро, Ильдар!» — но пользоваться средствами связи, в том числе интернетом, Дадину не разрешается.

Конституция рассудит

«Самая прямая и простая линия защиты — это апелляция к статье 50 Конституции Российской Федерации, ведь меня дважды судят за одно и то же», — говорит Марк Гальперин.

Его защитник Ксения Костромина и адвокат Ионова Ольга Чавдар занимают сходную, хотя и более детально аргументированную позицию: обвинение в том виде, в каком оно предъявлено Ионову, Гальперину и Дадину, — это попытка дважды вменить одно и то же деяние в качестве сначала административного правонарушения, а затем — уголовного преступления.

«Исходя из того, что написано в Уголовном кодексе, мы понимаем эту статью так: за 180 суток человек должен совершить три правонарушения, за которые он должен быть привлечен к ответственности, а затем совершить в этот же период четвертое — и вот только тогда он может быть привлечен к уголовной ответственности. Иначе это попытка судить за одно и то же», — говорит адвокат Чавдар.

«Позиция адвокатов и правозащитников по этой статье такова, что обвиняемых пытаются дважды наказать за одно и то же деяние, за участие в митинге или пикете с нарушением правил его проведения. Позиция правоохранительных органов такова, что уголовный закон в данном случае наказывает не за участие, а за неоднократность», — объясняет адвокат Костромина.

Эту позицию полицейских и следователей раскритиковали эксперты правозащитного центра «Мемориал»: «Состав преступления, предусмотренный статьей 212.1 УК в качестве единственного признака, позволяющего квалифицировать действия лица как преступные, выделяет неоднократность совершения лицом административных правонарушений.

Однако неоднократность совершения противоправного деяния не может влиять на характер и степень его общественной опасности, а потому не может являться квалифицирующим признаком, порождающим самостоятельный состав преступления. Такая неоднократность является одной из категорий, характеризующих личность лица, совершившего противоправное деяние.

Характеристика личности, в соответствии с требованиями уголовного закона, учитывается при решении вопроса об индивидуализации наказания, в то время как при квалификации содеянного учитывается характеристика совершенного деяния. Состав статьи 212.

1 УК устанавливает характеристику личности человека в качестве квалифицирующего признака его действий, что прямо противоречит принципу равенства всех перед законом, закрепленному в статье 19 Конституции Российской Федерации», — говорится в заключении правозащитников.

Дадина, Ионова и Гальперина, обвиненных по этой статье, «Мемориал» признал преследуемыми по политическим мотивам.

Защита обвиняемых планирует обратиться в Конституционный суд, как только получит первые судебные решения по делу, а они не заставят себя ждать: в Хамовнический и Замоскворецкий суды уже поданы жалобы на возбуждение уголовного дела, их рассмотрение ожидается в середине марта.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *