Изменения Жилищного кодекса в пользу плательщиков за услуги ЖКХ

Изменения Жилищного кодекса в пользу плательщиков за услуги ЖКХ

Деньги и счет на оплату коммунальных услуг

Источник: Фотобанк Московской области , Александр Кожохин

Оплата жилищно-коммунальных услуг – обязанность всех потребителей. И для тех, кто ей пренебрегает, это может закончиться отключением услуг и судебными исками. На ком лежит ответственность за оплату ЖКУ и что грозит неплательщикам, читайте в материале портала mosreg.ru.

Кто должен оплачивать

Изменения Жилищного кодекса в пользу плательщиков за услуги ЖКХ Источник: Главное управление «Государственная жилищная инспекция Московской области»

  • Обязанность внесения своевременной и полной оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ, возлагается на:
  • – нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;
  • – арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;
  • – нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;
  • – члена жилищного кооператива;
  • – собственника помещения;
  • – лицо, принявшее от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме;
  • – застройщика в отношении помещений в доме, не переданных кому-либо.

Обязанность за оплату услуг ЖКХ возникает у гражданина с момента вступления в права собственника помещения или заключения договора аренды, найма и т. д.

Читайте, как в Подмосковье оплатить услуги ЖКХ онлайн >>

Порядок отключения услуг

Изменения Жилищного кодекса в пользу плательщиков за услуги ЖКХ

Люди моют руки подогретой водой во время отключения горячей воды.

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

В случае задержки оплаты за жилищно-коммунальные услуги жителям начинают начисляться пени. Пени начисляются уже с 31-го дня просрочки. Причем с этого дня и до 90 дня просрочки пени составляет 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, а с 91 дня – 1/130 ставки рефинансирования ЦБ.

Ставка рефинансирования с 1 января 2016 года приравнивается к значению ключевой ставки, то есть той, по которой осуществляются основные операции Банка России. С 18 сентября 2017 года ключевая ставка составляет 8,5%.

Таким образом, пени с десятидневного долга в 1000 рублей будет рассчитываться так: 0,085/300*10*1000= 2,83 рубля.

В случае наличия у гражданина задолженности по одной услуге, превышающей размер двух месячных платежей по ней, ему присылают предупреждение. Если потребитель не погасит задолженность в течение 20 дней, ему могут ограничить или даже приостановить предоставление этой коммунальной услуги. Предупреждение направят в письменном виде за три дня до применения меры.

Узнайте, как получить компенсацию за оплату ЖКУ в Подмосковье >>

Взыскание по суду

Изменения Жилищного кодекса в пользу плательщиков за услуги ЖКХ

Судебное заседание, обращение в суд

Источник: Главное управление «Государственная жилищная инспекция Московской области»

Если и после этого потребитель не погасит долг, взыскать его могут в судебном порядке. В этом случае в суд на неплательщика подает организация, предоставляющая услугу. Если последняя выиграет дело, то взыскание осуществляют из доходов должника – могут арестовать банковские счета, имущество.

Если наниматель жилья в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, он и проживающие с ним граждане могут быть выселены в судебном порядке.

К уважительным причинам относятся длительные задержки заработной платы, тяжелое материальное положение нанимателя и дееспособных членов его семьи в связи с невозможностью трудоустройства, болезнь нанимателя, наличие в семье инвалидов, несовершеннолетних детей и т. д.

В случае если решение о выселении принято, то выселенному гражданину предоставляют другое жилое помещение по договору социального найма, размер которого соответствует нормативам, установленным для вселения граждан в общежитие (6 кв. м на человека).

Виктория Кулагина

Почему собственник должен платить за жилищно-коммунальные услуги даже в отсутствие счёта

Согласно жилищному законодательству, потребители жилищно-коммунальных услуг обязаны вносить за них плату на основании выставленных исполнителем платёжных документов. ВС РФ поставил точку в вопросе, может ли собственник не платить за содержание общего имущества, если не получает квитанции, а УО – начислять на долг пени.

Собственник имеет право обратиться в УО для получения платёжных документов

Одна из управляющих организаций Хабаровска обратилась с иском к муниципалитету в суд. УО требовала взыскать с одного из департаментов городской администрации свыше 510 тыс.руб. долга за жилищные услуги и 75,6 тыс. руб. пени, поскольку администрация является собственником нежилого помещения в многоквартирном доме и не оплачивает ЖУ.

Муниципалитет возражал против претензий управляющей организации. Представители администрации города указали, что в договоре, заключённом с УО, значится, что оплата ЖКУ производится на основании счетов-фактур, которые подтверждают факт оказания услуг. Но счета муниципалитет не получал.

Управляющая организация в суде настаивала на том, что не выставление счетов не освобождает собственников помещений в доме от обязанности нести расходы на содержание общего имущества. Жители МКД имеют возможность самостоятельно получить платёжные документы в УО.

Также истец указал на то, что администрации была направлена досудебная претензия, к которой УО приложила квитанции и подробную информацию о расчётах за период неоплаты услуг муниципалитетом.

Изменения Жилищного кодекса в пользу плательщиков за услуги ЖКХСобственники нежилых помещений и плата за содержание ОИ в МКД

Собственник помещения в МКД обязан нести расходы по содержанию общего имущества

Суд первой инстанции внимательно рассмотрел условия договора, заключённого между истцом и ответчиком, а также требования ЖК РФ к содержанию общего имущества в доме.

  1. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
  2. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).

Поскольку муниципалитет является собственником нежилого помещения в МКД, то он обязан вносить плату за жилищные услуги, которые оказывает организация по договору управления с собственниками в указанном доме. Расчёт долга в 510 тыс. рублей, который был сделан управляющей организацией, суд проверил и признал правильным, обязав администрацию оплатить задолженность.

При этом судья подробно рассмотрел вопрос правомерности начисления на долг пени в отсутствие платёжных документов, направленных собственнику. Согласно договору управления, УО была обязана выставлять счета на оплату своих услуг в адрес всех собственников, но не делала этого.

Поскольку должник не обязан платить процент за время просрочки выполнения своих обязанностей кредитора, то УО имела право взыскивать пени только через 10 дней с момента направления в адрес муниципалитета досудебной претензии и расчётов платы за жилищные услуги в спорном периоде (ч. 3 ст. 406 ГК РФ). Сумма пени, которую муниципалитет должен был заплатить в адрес УО, составила 3,8 тыс.руб. вместо 75 тыс.руб.

Изменения Жилищного кодекса в пользу плательщиков за услуги ЖКХС кого управляющим компаниям взыскивать долги за коммуналку

Собственник имеет возможность самостоятельно рассчитать плату за жилищные услуги

Муниципалитет обратился в суд с апелляционной жалобой. Представители администрации обращали внимание суда на то, что их, как собственников помещения, не ознакомили с протоколом ОСС, на котором был установлен размер платы за содержание имущества. При этом счета на оплату услуг УО в адрес муниципалитета не направляла.

Суд отклонил довод собственника помещения о том, что в отсутствие счетов администрация не могла внести плату за услуги УО. Обязанность оплаты возникает из требований ЖК РФ и условий договора управления. Последним днём для внесения платы собственником за ЖКУ является 10 число месяца включительно (ст.ст. 190 – 192 ГК РФ).

Не выставление платёжных документов не освобождает собственника помещения в МКД от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и от ответственности за неисполнение данной обязанности. Плата за указанные услуги УО является фиксированной: определяется исходя из площади помещения и установленного размера платы за содержание 1 кв.м. помещения.

Поскольку муниципалитет знал о сроках внесения платежей, установленных договором управления, об утверждённом размере платы за содержание 1 кв.м.

площади помещения, он должен был самостоятельно рассчитать сумму платежа и вносить его ежемесячно.

Также у собственника была возможность обратиться непосредственно в УО для получения платёжных документов (определение ВС РФ от 13.07.2017 по делу № 34-3853/2016).

При этом ЖК РФ не требует, чтобы протоколы ОСС были направлены инициатором собрания в адрес каждого собственника в доме. А ответчик не был ограничен в праве ознакомиться с соответствующими документами, обратившись в управляющую компанию самостоятельно.

Решение суда первой инстанции было оставлено в силе, а жалоба городской администрации отклонена.

Изменения Жилищного кодекса в пользу плательщиков за услуги ЖКХ8 способов воздействия управляющей организации на должников за ЖКУ

Отсутствие квитанций не освобождает собственника от обязанности платить за содержание ОИ МКД

Муниципалитет попытался оспорить данные выводы, подав кассационную жалобу в окружной арбитражный суд, а затем – в Верховный суд РФ. Однако и арбитражный суд, и ВС РФ подтвердили правильность выводов самого первого суда.

ВС РФ в определении по делу отметил:

  1. Муниципалитет, как собственник помещения в доме, обязан нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (ст.ст. 125, 210, 249, 290 ГК РФ, ст.ст. 36, 39, 154, 155, 158 ЖК РФ).
  2. Расчёт задолженности, произведённый УО на основании утверждённого протоколом ОСС размера платы пропорционально доле собственника в общем имуществе жилого дома, выполнен правильно, и суды правомерно взыскали её с муниципалитета.
  3. Обязанность собственника по внесению платежей, сроки их внесения прямо установлены законом. Отсутствие платёжных документов не освобождает его от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и от ответственности за неисполнение данной обязанности.
  4. Внесение собственником помещения платы за содержание общего имущества предусмотрена законом, в связи с чем он, действуя добросовестно, может самостоятельно рассчитать и осуществить соответствующие платежи или обратиться к истцу за соответствующими платёжными документами.

Поэтому ВС РФ отклонил кассационную жалобу городской администрации Хабаровска и оставил в силе решение суда первой инстанции о взыскании с муниципалитета всей суммы задолженности за услуги УО за спорный период.

Запомнить

Несмотря на то, что нормами ЖК РФ и ПП РФ № 354 предусмотрено, что плата за жилищно-коммунальные услуги вносится на основании платёжных документов, которые должен выставлять исполнитель услуг, собственник или наниматель помещений в многоквартирном доме может самостоятельно рассчитать плату и обязан своевременно её внести.

При этом плательщик может обратиться к исполнителю услуг и получить платёжные документы и иную информацию, в том числе протоколы общих собраний собственников помещений в доме.

Однако если УО не направляет собственнику квитанции на оплату, она не имеет права начислять пени на сумму долга. Суд рассматривает это как ненадлежащее исполнение обязанностей кредитора, просрочку именно со стороны управляющей организации и отклоняет требования о взыскании пени до момента, когда УО предоставила должнику информацию о долге и платёжные документы.

Оплата ЖКУ в 2021 году: ключевые изменения

С января россиянам начнут начислять пени за долги по квартплате и обяжут проводить поверки счетчиков

Читайте также:  Адвокат по статье 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности

Изменения Жилищного кодекса в пользу плательщиков за услуги ЖКХ

Mariia Boiko/shutterstock

Из-за эпидемии коронавируса в этом году для российских граждан были введены различные послабления, в том числе установлен запрет на начисление неустойки за долги по коммуналке и мораторий на поверку приборов учета. В 2021 году все эти ограничения снимаются. Кроме того, в новом году россиянам придется платить за ЖКХ по повышенным тарифам и получать субсидии на оплату услуг по новом правилам.

Рассказываем подробнее, какие изменения в сфере жилищно-коммунального хозяйства ждут россиян.

Штрафы и пени

Запрет на начисление пеней и штрафов за долги по жилищно-коммунальным услугам был введен с 6 апреля до 31 декабря. С 2021 года гражданам снова будут начислять неустойку.

С 1 января неустойку могут потребовать по долгам, возникшим до 6 апреля уходящего года.

Если задолженность образовалась в период моратория, гражданам дадут шанс вернуть долг, а пени начислят только с 31-го дня просрочки платежа.

Персональные данные

С января 2021 года поменяются правила взыскания долгов за ЖКУ.

Управляющие компании и ресурсоснабжающие организации при подаче в суд иска на должника обязаны будут указать один из идентификаторов гражданина — паспортные данные, ИНН, СНИЛС или номер водительского удостоверения.

Эти данные они смогут запрашивать через суд у органов власти. Такой порядок позволит получить необходимые сведения и защитит персональную информацию граждан.

Поверка счетчиков

В 2021 году россиянам необходимо провести поверку счетчиков. С 6 апреля до 31 декабря этого года из-за ограничений, связанных с пандемией, был установлен мораторий на поверку.

Первые три месяца после отмены запрета — до апреля 2021 года — плату за услуги будут рассчитывать по средним показателям за последние полгода.

Но если не провести поверку, с 6 апреля плату начислят по нормативу с учетом повышающего коэффициента 1,5.

Рост тарифов

Ежегодно в России плата за коммуналку индексируется, но повышение не может быть выше уровня годовой инфляции. В 2021 году тарифы на услуги вырастут с 1 июля. В каждом регионе установлены свои индексы их повышения.

Например, в Москве — это 4,6%, в Подмосковье — 3,6%, а Санкт-Петербурге коммуналка может подорожать максимум на 3,5%.

В столице уже с января 2021 года вырастет ставка за пользование жилым помещением для нанимателей квартир госфонда на 3,5%, за содержание жилого помещения — на 4,6%, а минимальный размер взноса на капремонт — на 3,5%.

Льготы на ЖКУ

С января 2021 года россияне, имеющие право на льготы или компенсации по оплате коммуналки, освобождены от предоставления органам соцзащиты документов об отсутствии долгов по коммунальным платежам. Учреждения соцзащиты обязаны будут самостоятельно проверить наличие или отсутствие долгов по квартплате через информационную систему ГИС ЖКХ. При наличии задолженности право на субсидию отменяется.

Чем отличаются коммунальные и жилищные услуги

  • 1. Жилищные услуги
  • 1.1 Перечень жилищных услуг
  • 1.2 Исполнители жилищных услуг
  • 1.3 Обязательства исполнителя
  • 2. Коммунальные услуги
  • 2.1 Перечень коммунальных услуг
  • 2.2 Исполнители коммунальных услуг

2.3. Обязательства исполнителя

3. Учет жилищно-коммунальных услуг с помощью программного обеспечения

В сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) управляющие организации предоставляют два вида услуг собственникам помещений в многоквартирном доме:

  • жилищные услуги;
  • коммунальные услуги.

Жилищные услуги

Это услуги по содержанию, управлению и ремонту общего имущества, принадлежащего жителям многоквартирного дома по праву долевой собственности.

Перечень жилищных услуг

  • предоставление жилых помещений по договору найма;
  • содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома;
  • капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома;
  • вывоз бытовых отходов;
  • услуги разового характера, выполняемые по заявкам жителей многоквартирного дома:
    • замена электропроводки, сантехприборов и водоразборной арматуры;
    • смена неисправного выключателя, переключателя; 
    • установка фильтров для очистки воды и т.п. 

Исполнители жилищных услуг

Собственники помещений в отношении многоквартирного дома сами ответственны за предоставление жилищных услуг. Жители вправе выбрать способ управления многоквартирным домом и передать этот вопрос организации:

  • Управляющая организация может предоставлять жилищные услуги сама или передать эти обязанности сторонней организации. За нарушения всегда отвечает УК. 
  • Товарищество собственников жилья. Обязанности по предоставлению услуг исполняет коммерческая фирма или управляющая организация, которую наняли собственники помещений. Заключается соответствующий договор. За предоставление услуг отвечает товарищество, а перед товариществом отчитывается нанятая организация.
  • Специальная фирма, которую наняли по контракту, если принята форма непосредственного управления. Обязанности по содержанию, ремонту и контролю ложатся на плечи фирмы.

Обязательства исполнителя

  • Налаживать контакты с аварийной службой города, если есть жалобы жителей на работу диспетчерской службы.
  • Хранить и вести техническую документацию на жилое строение.
  • Вести технический контроль над многоквартирным домом, вовремя заключать соглашения со службами города по ремонтным и аварийным работам.
  • Проводить работы по поддержанию общего имущества многоквартирного дома в соответствующем состоянии. Утверждать сроки текущего и капитального ремонтов.
  • Начислять оплату за предоставление жилищных услуг собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений дома.
  • Взимать задолженности с неплательщиков.
  • По требованию жителей предоставлять финансовую и другую информацию, связанную с договорами услуг.

Коммунальные услуги

Коммунальные услуги обеспечивают благоустроенное проживание жителей в многоквартирном доме.

Перечень коммунальных услуг

Коммунальные услуги для физических лиц 

Список коммунальных услуг, которые предоставляют жителям многоквартирного дома:

  1. Холодная вода (ХВС).

  2. Горячая вода (ГВС).

  3. Тепловая энергия.

  4. Водоотведение.

  5. Электроснабжение.

  6. Газоснабжение, в том числе бытовой газ в баллонах.

  7. Отопление.

  8. Твердое топливо при наличии печного отопления.

  9. Содержание и ремонт общего имущества.

  10. Вывоз мусора.

Коммунальные услуги предоставляются круглосуточно. Если произойдет авария или проведут профилактические работы, исполнитель приостановит подачу ресурса до устранения причины (см.Требования к качеству коммунальных услуг).

Собственники помещений многоквартирного дома напрямую не заключают договор: этот вопрос относится к полномочиям управляющей организации.

Коммунальные услуги для юридических лиц

К юридическим лицам-собственникам помещений относится тот же перечень услуг, что и для физических. Юридические лица заключают договор с ресурсоснабжающей организацией на предоставление коммунальных услуг через управляющую организацию. (ч. II п. 6(1) Постановления Правительства РФ № 354).

Обязательные плательщики коммунальных услуг

Граждане и организации оплачивают коммунальные услуги за помещение, которое занимают, в соответствии со статьей 153 Жилищного Кодекса РФ.

Собственник, наниматель или арендатор обязаны оплачивать коммунальные услуги с момента установления права собственности или после заключения договора. Гражданин, который принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но при этом еще не установил право собственности, обязан оплачивать коммунальные услуги с момента подписания акта (ч. II Постановления Правительства РФ № 354).

Исполнители коммунальных услуг

Исполнитель коммунальных услуг – организация, которая предоставляет услуги жильцам многоквартирного дома. 

Исполнителем в многоквартирном доме может быть:

Исполнителями в доме может быть не одна организация: например, управляющая компания и поставщики ресурсов одновременно.

Обязательства исполнителя

  1. Предоставлять жителям дома коммунальные услуги круглосуточно и в полном объеме.

  2. Заключать договоры на поставку ресурсов с ресурсоснабжающими организациями.

  3. Проводить техническое обслуживание инженерных систем в многоквартирном доме. 

  4. Каждый месяц снимать показания общедомовых счетчиков и принимать показания индивидуальных приборов учета:

    • воды;
    • газа;
    • электричества.
  5. Рассчитывать размер платы и пересчитывать, если это необходимо.

  6. Рассматривать жалобы жильцов и устранять неполадки. 

  7. Сообщать жителям об авариях и работах, которые помешают подаче коммунальных услуг.

Учет жилищно-коммунальных услуг с помощью программного обеспечения

Рекомендуем использовать программное обеспечение для удобного начисления жилищно-коммунальных услуг и качественного сервиса обслуживания жильцов многоквартирного дома.

Автоматизируйте работу организации: делайте расчеты по показаниям счетчиков и по числу жильцов, учитывайте разные тарифы по норме и сверх нормы потребления. Продукт 1С-Рарус поможет начислять пени.

Все жилищные и коммунальные услуги будут рассчитаны согласно постановлениям Правительства России под номерами 354, 344, 1708, 307. Подробнее

  1. Чтобы вам было проще разобраться, подготовили схему. Она пригодится управляющим компаниям и жителям и разъяснит, что входит в жилищные и коммунальные услуги:
  2. Изменения Жилищного кодекса в пользу плательщиков за услуги ЖКХ
  3. Дата обновления материала: сентябрь 2019.
  4. Вам также может быть интересно: Как вести учет заявок в ЖКХ Переход дома из одной управляющей компании в другую Как работать с должниками Программа расчетов ЖКХ
  5. Дополнительные продукты ЖКХ:

Жилищный кодекс изменился с 1 ноября 2021 года – gkhhelp.ru

Редакцию Жилищного кодекса РФ изменил Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ, который вступил в силу с отсрочкой в 3,5 года.

В Кодексе закреплена возможность заключения прямых договоров между собственниками имущества в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями.

Кроме того, уточнены права общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и порядок эксплуатации общего имущества.

Прямые договоры

В Жилищном кодексе РФ появилась новая статья 157.2 ЖК РФ «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами», которая устанавливает для потребителей коммунальных услуг возможность прямого заключения договоров:

  • холодного и горячего водоснабжения;
  • водоотведения;
  • электроснабжения;
  • газоснабжения;
  • отопления;
  • на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами —
  • непосредственно с организациями, оказывающими соответствующие услуги.
  • Для этого должны быть выполнены два условия:
  1. общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме должно быть принято решение, предусмотренное пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ
  2. разрыв общих договоров, заключенных в соответствии с требованиями, установленными правительством РФ, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и ресурсоснабжающими организациями.

Пунктом 2 новой статьи 157.

2 ЖК РФ предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация имеет право в одностороннем порядке прекратить договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договор в этом случае разрывается независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом. О таком прекращении договора ресурсоснабжающая организация обязана уведомлять как саму управляющую организацию, так и всех собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с этим заключается «прямой» договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме. Такие «прямые» договоры не обязательно должны быть в письменной форме. В пункте 6 данной статьи об этом сказано так:

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

Договор заключается со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно.

По нормам новой редакции статьи 161 ЖК РФ, в случае заключения таких «прямых» договоров постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг обеспечивают все равно управляющие организации, которые обязаны, в том числе, обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в предусмотренных законом случаях. Также на управляющие организации и ТСЖ возложена обязанность осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывность их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме.

Читайте также:  Лишение родительских прав и алименты: будет ли освобождение от уплаты на детей

Общее собрание собственников

Статья 44 ЖК РФ «Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме» дополнена новым пунктом 4.4.

В нем сказано, что общее собрание имеет право принять решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с ресурсоснабжающей организацией и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с новой редакцией статьи 46 ЖК РФ, копия протокола собрания, а также принятого на нем решения подлежат направлению в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут, в соответствии с принятым решением, заключены договоры.

Плата за за жилое помещение и коммунальные услуги

Изменился пункт 16 статьи 12 ЖК РФ, регулирующей полномочия органов государственной власти РФ в области жилищных отношений. Теперь в их полномочия также входит:

  • установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • определение порядка расчета и внесения такой платы;
  • разработка методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом;
  • решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения;
  • установление порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы.

По нормам новой редакции статьи 20 ЖК РФ, в функции Государственного жилищного надзора, в том числе, входит проверка обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также надзор за соблюдением предельных индексов изменения размера такой платы.

В статье 155 ЖК РФ «Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги» пункты 6.3 и 7.1 утратили силу.

Важные изменения ноября: оплата и перерасчёт некачественно оказанных коммунальных услуг

Доброго времени суток, уважаемые читатели!

С 7 ноября 2020 г. стало легче добиться перерасчета за некачественно оказанные коммунальные услуги, например: холодные батареи в отопительный сезон, ржавую воду из крана, скачки напряжения электросети.

Чем вызвана необходимость изменений в Жилищном кодексе?

Пользователи ЖКУ и раньше имели право потребовать перерасчет за некачественно оказанные услуги, ссылаясь на правила предоставления коммунальных услуг. Однако Жилищным кодексом до настоящего времени был предусмотрен перерасчет только за предоставление коммунальных услуг с перерывами.

Кроме того, на практике часто возникали вопрос, кто именно должен делать перерасчет за некачественно оказанные услуги: управляющая компания или ресурсоснабжающая организация?

Нормы права, регулирующие перерасчёт некачественных услуг ЖКХ

27 октября 2020 года был принят федеральный закон от 27.10.

2020 № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 157 и 157-2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований», изменивший правила перерасчета за некачественные коммунальные услуги.

7 ноября вступили в силу поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации, которые внесли ясность по поводу перерасчетов платы за некачественные коммунальные услуги и за предоставление их с перерывами, а также устранили сомнения в том, кто должен производить перерасчет.

Перерасчет делает исполнитель некачественно оказанной коммунальной услуги

Теперь обязанность сделать перерасчет при некачественном оказании коммунальных услуг прописана и в Жилищном кодексе. Какие услуги считаются некачественными – приведено в правилах предоставления коммунальных услуг.

Определено, что «по умолчанию» перерасчет должна сделать управляющая организация, ТСЖ, жилищный кооператив.

Если, к примеру, жители заключили договор напрямую с ресурсоснабжающей организацией, перерасчеты за «свои» услуги становятся ее обязанностью.

А уже после перерасчета ресурсоснабжающая организация может потребовать компенсации расходов от управляющей организации, если та ненадлежащим образом содержит и ремонтирует общее имущество.

Как поясняет эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук:

«Нередко подача тепла в дома осложняется тем, что УК не провели опрессовку и промывку системы отопления, и если поставщик тепла вынужден будет сделать жителям перерасчет за это, расходы ему будет компенсировать управляющая компания».

Как получить перерасчёт за некачественно оказанную услугу: алгоритм

Чтобы получить перерасчёт платы за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества, необходимо официально оформить акт, фиксирующий некачественную услугу, для чего потребителю необходимо в устной или письменной форме обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации.

Управляющая компания обязана прислать представителя, который должен зафиксировать нарушения и составить акт. По закону представитель управляющей компании или ТСЖ должен прийти не позднее 2 часов с момента обращения в аварийно-диспетчерскую службу.

Если в течение этого времени никто не пришел, потребитель вправе самостоятельно составить акт и заверить его двумя жителями и председателем совета дома.

Составленный акт следует направить в адрес исполнителя коммунальных услуг, который должен сделать перерасчет некачественно оказанных услуг.

Исчезла норма о штрафе за некачественно оказанные услуги

  • Из закона исчезла норма о том, что виновник некачественного оказания услуг должен заплатить штраф жителю.
  • Штрафы использовались довольно редко и не становились стимулирующей мерой для ресурсников; чаще всего нарушения качества были связаны с отсутствием у организаций средств, необходимых для ремонта и модернизации, тем самым ещё больше ухудшали финансовое положение предприятий.
  • Вам могут быть полезны следующие публикации:
  • Минстрой о новых правилах оплаты ЖКУ: с кого возьмут больше Подробнее ➤
  • Когда могут выселить из квартиры за долги ЖКХ
  • Подробнее ➤
  • Россиянам предрекли ужасную расплату по долгам ЖКХ
  • Подробнее ➤
  • Треть россиян во время пандемии перестали платить за коммунальные услуги
  • Подробнее ➤
  • Какие льготы в сфере ЖКХ введены для населения в связи с пандемией
  • Подробнее ➤
  • Мораторий на отключение услуг и взыскание штрафа по ЖКХ
  • Подробнее ➤
  • Плата за жильё не должна включать «мнимые» услуги
  • Подробнее ➤
  • Источник: Подробнее ➤

485-ФЗ: изменения в Жилищном кодексе РФ начала 2018 года

Сегодня, 11 января 2018 года вступает в силу основная масса изменений, внесенных в федеральное законодательство, в том числе и в Жилищный кодекс РФ федеральным законом от 31.12.2017 г. № 485-ФЗ.

Мы подготовили детальный обзор данный изменений.

Расширили сферу полномочий жилищной инспекции по проведению проверок

Государственной жилищной инспекции добавили полномочий.

Теперь, в совокупности, она имеет право проверять соблюдение требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах (ч. 1 ст. 20 ЖК РФ).

А также ГЖИ теперь вправе проводить проверки нарушений требований по размещению информации в ГИС ЖКХ органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами.

К основаниям для проведения внеплановой проверки жилищной инспекцией теперь добавились: выявление в ГИС ЖКХ фактов нарушений, а также проверка может проводится по приказу главного жилищного инспектора РФ (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).

Напоминаем, что государственный жилищный контроль не действует в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

А вот в сфере лицензионного контроля произошли куда более существенные изменения.

Изменения в лицензировании управляющих компаний

Лицензия управляющей компании теперь предоставляется на срок в пять лет, и действует она только на территории того субъекта Российской федерации, в котором она была выдана (ч. 4 ст. 192. ЖК РФ).

Порядок продления срока лицензии позже будет установлен отдельным постановлением Правительства РФ. Вероятней всего каждую УК ждет переэкзаменовка раз в пять лет.

Для управляющих компаний, которые имеют лицензию уже сейчас, срок действия лицензии считается с даты вступления в силу данных изменений, то есть с 11 января 2018 г. А это значит, что массовой переэкзаменовки управляющих компаний нам не стоит ждать ранее 2023 года.

На федеральном законодательном уровне решили запретить создание УК-клонов. Теперь не выдадут лицензию или могут лишить лицензии управляющую компанию, наименование которой очень сильно (до степени смешения) совпадает с названием другой управляющей компании, получившей лицензию ранее (ч. 1.1 ст. 193 ЖК РФ).

Но лишат лицензии УК-клоны не сразу же. Для управляющих компаний, имеющих лицензию на момент принятия закона и чье название подозрительно сильно похоже на название другой управляющей компании, дали шесть месяцев для устранения такого нарушения и приведения учредительных документов в порядок (ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 31.12.2018 № 485-фз).

Сведения, содержащиеся в реестрах лицензий, теперь подлежат размещению не на сайтах органов государственного жилищного надзора каждого региона, а централизованно в ГИС ЖКХ (ч. 4 ст. 195 ЖК РФ).

А основанием для проведения неплановой проверки УК, в рамках лицензионного контроля теперь также может стать приказ главного жилищного инспектора Российской федерации (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ и ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).

Теперь немного о том, как УК могут лишиться права управления домом при невыполнении предписания ГЖИ

Если, в течение двенадцати месяцев с даты выдачи предписания от жилинспекции, судом два или более раз было назначено административное наказание за неисполнение данного предписания, дом исключается из лицензии такой УК (ч. 5 ст. 198 ЖК РФ). При этом для этого не требуется отдельного решения суда и такое действие производится исключительно на усмотрение контролирующего органа.

Если же жилинспекция выпишет предписание о устранении нарушений лицензионных требований, перечисленных в п.1 — 5 ч.1 ст. 193 ЖК РФ, и в течение двенадцати месяцев это предписание не будет исполнено, из лицензии такой УК могут быть исключены все дома (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ) также по усмотрению жилинспекторов.

При этом стоит помнить, что, если было принято решение об исключении многоквартирного дома из лицензии УК, собственники квартир в данном доме вправе принять на общем собрании решение о том, чтобы все-таки остаться в обслуживании у данной управляющей организации (ч. 7 ст. 198 ЖК РФ – и это не нововведение, это старая норма, приведенная здесь для справки).

Также, если в течение двенадцати месяцев с того момента как УК будет назначено административное наказание за грубое нарушение лицензионных требований, она опять совершит грубое нарушение лицензионных требований, из ее лицензии также могут быть исключены все многоквартирные дома (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ).

При этом перечень таких грубых нарушений лицензионных требований должно будет утвердить Правительство РФ (ч. 2 ст. 193 ЖК РФ).

Читайте также:  Адвокат по статье 176. Незаконное получение кредита

Соответственно описанная выше норма о грубых нарушениях лицензионных требований (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ и ч. 2 ст. 193 ЖК РФ) вступит в силу в течение 10 дней с момента, когда Правительство РФ утвердит этот самый перечень грубых нарушений лицензионных требований.

Если же в течение двенадцати месяцев управляющей компании три и более раз будут назначены административные наказания за воспрепятствование жилищному надзору при проведении проверок или за уклонение от таких проверок (КоАП РФ Статья 19.4.1.), из лицензии этой УК могут быть исключены все дома, в отношении которых она препятствовала проведению проверок (ч. 5.3 ст. 198 ЖК РФ).

Если вступило в силу решение о признании УК банкротом, из лицензии такой УК по решению жилинспекции исключаются все многоквартирные дома (ч. 5.4 ст. 198 ЖК РФ). Логичная норма, но процесс банкротства управляющих компаний можно было бы проработать гораздо детальнее.

При этом, если дом исключили из лицензии УК, но новая управляющая организация для данного дома не определена, УК обязана продолжить обслуживание данного дома, до того момента как домом начнет управлять новая управляющая организация (ч. 6 ст. 198 ЖК РФ, ч.3 ст. 200 ЖК РФ).

Если управляющая компания более чем 6 месяцев не управляет ни одним домом, то теперь она также лишается лицензии на право управления домами (ч. 2 ст. 199 ЖК РФ).

Если управляющую компанию лишили лицензии или из ее лицензии исключили дом, то она также обязана в течение 3-х рабочих дней с момента определения новых управляющих организаций для тех домов, которыми она управляла, передать этим управляющим организациям все документы, ключи, электронные коды доступа и оборудование от этих домов (ч. 1 ст. 200 ЖК РФ).

И кстати, про смену управляющей организации

При прекращении управления многоквартирным домом, в течение трех рабочих дней с даты принятия решения общего собрания собственников об изменении способа управления или выборе новой управляющей организации, старая управляющая организация обязана передать техническую документацию на этот дом и иные связанные с управлением им документы, ключи от помещений, электронные коды доступа, специализированное оборудование лицу, взявшему на себя обязательства по управлению данным многоквартирным домом (ч. 3.1 ст. 161 ЖК РФ и ч. 10 ст. 142 ЖК РФ).

Для всех управляющих организаций закрепили в законе итак фактически существующую обязанность заключать договоры поставки ресурсов, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ).

Узаконили временные управляющие компании.

Теперь, если жители не выбрали способ управления и управляющую компанию, или конкурс по выбору такой управляющей компании был признана несостоявшимся, органы местного самоуправления смогут назначать такому дому временную управляющую компанию, имеющую лицензию, работать которая будет до тех пор, пока собственники сами не выберут управляющую организацию или не будет проведен конкурс, но на срок не более одного года. Порядок выбора такой временной организации будет определен соответствующим постановлением Правительства РФ, которое должно выйти в 2018 году (ч. 17 ст. 161 ЖК РФ). Эта норма вступает в силу с 1 января 2019 года.

Убраны разночтения, касающиеся той даты, с которой новая УК должна приступить к своим обязанностям. Теперь в ЖК РФ однозначно закреплено, что новая УК обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий, то есть с момента включения данного дома в лицензию новой УК (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ).

Если УК расторгает договор управления многоквартирным домом, например, в случае, когда жители выбрали другую УК, эта «старая» управляющая компания обязана в течение пяти рабочих дней разместить информацию о прекращении управления таким домом в ГИС ЖКХ и направить в жилищную инспекцию (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ).

При этом, если управляющая компания такого не сделает, тогда жилинспекция самостоятельно проводит неплановую проверку, по итогам которой должна исключить сведения о данном доме из лицензии такой УК. Основанием для проведения такой проверки будет заявление от новой УК, о том, что она заключила договор управления данным домом (ч. 3 ст. 198 ЖК РФ).

И при этом же, если после того как жители поменяли управляющую организацию, судом было установлено, что соответствующее решение общего собрания неправомочно, например, это решение было принято с грубыми нарушениями закона, или фактически не было принято, жилищная инспекция (орган лицензионного контроля) вносит повторные изменения в реестр лицензий не ранее вступления в силе данного решения суда (ч. 3.1 ст. 198 ЖК РФ).

То есть, если вы переизбрали УК, но решение собрания было принято с нарушениями и затем отменено судом, то в этом случае «новая» УК все-таки поуправляет вашим домом до момента вынесения соответствующего решения суда.

Смена управляющей организации, не связанная с лицензированием

Если собственники приняли на общем собрании решение о выборе способа управления жилищно-строительным кооперативом, то в течении пяти дней с даты регистрации этого кооператива они должны уведомить об этом факте жилищную инспекцию. Точно также в течение пяти дней они обязаны уведомить жилинспекцию, в случае если они меняют управление жилищным кооперативом на другой способ управления многоквартирным домом (п.6 – 7 ст. 110 ЖК РФ).

Аналогично, в течение пяти дней передаются в жилинспекцию сведения в тех случаях, когда было зарегистрировано новое товарищество собственников жилья или же наоборот, оно прекратило свою работу (ч. 7 – 8 ст. 135 ЖК РФ).

Эти два положения вступают в силу с 30 июня 2018 года.

Новшества при проведении общих собраний собственников многоквартирных домов

Согласно новым изменениям, если совет многоквартирного дома не был переизбран по завершению срока его полномочий, его полномочия продлеваются повторно на тот же срок (ч. 10 ст. 161.1 ЖК РФ).

Также теперь человек, принявший от застройщика квартиру по акту приема-передачи, но не успевший оформить право собственности на эту квартиру имеет право участвовать в общих собраниях собственников, на таких-же правах, что и собственники жилых помещений. Действует это право в течение года со дня выдачи разрешения на введение такого дома в эксплуатацию (ч. 1.1 ст. 44 ЖК РФ).

Ранее по этому поводу сложилась достаточно противоречивая судебная практика, когда одни суды считали, что лицо принявшее от застройщика помещение не имеет права участвовать в общих собраниях собственников, а другие суды считали, что имеет.

Уже не надо тратить деньги на получение реестра собственников при проведении собраний

Теперь управляющие компании, ТСЖ или ЖСК обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий все реквизиты каждого собственника, необходимые для проведения общего собрания собственников. Такой реестр они должны дать каждому собственнику, обратившемуся с письменным заявлением, в случае если этот реестр необходим ему для проведения общего собрания собственников (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ).

При этом, для передачи этого реестра одному из собственников, согласие на передачу персональных данных от остальных собственников не требуется.

Оригинал протокола собрания собственников теперь надо отдавать в УК

Также появилось и существенное изменение в отношении документов общих собраний собственников.

Теперь подлинники решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, после проведения общего собрания в обязательном порядке передаются в управляющую организацию не позднее чем через десять дней после подведения итогов собрания, и затем уже в течение пяти дней после их получения управляющей организацией, она передает их в орган государственного жилищного надзора (ч. 1 и ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ), где они и будут храниться.

При этом в месте определенно решением данного собрания теперь хранятся только копии протоколов общих собраний и решений собственников (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ).

Про платежки, и штрафы с нерадивых управляющих организаций в пользу потребителя

Отменены требования по обязательному размещению платежек в ГИС ЖКХ (ч. 2.2 и 2.3 ст. 155 ЖК РФ, абзацы третий и четвертый подп. б) п. 10 ст. 2 и ч. 6 — 7 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ «О ГИС ЖКХ» утратили силу с 1 января 2018 г.).

При неправильном начислении платы за содержание жилого помещения собственник теперь может потребовать от управляющей организации уплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от того, что она начислила сверх положенного.

Штраф уплачивается в пользу собственника, кроме тех случаев, когда неверное начисление произошло по вине собственника, или, когда неверное начисление было устранено до обращения и/или до оплаты собственником (ч. 11 – 13 ст.

156 ЖК РФ).

Аналогичным образом был подкорректирован порядок оплата штрафа в пользу собственника при неправильном начислении оплаты за коммунальные услуги.

Теперь также при неправильном начислении платы за коммунальные услуги собственник теперь может потребовать от поставщика коммунальных услуг уплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от начисленного сверх положенного.

Штраф также уплачивается в пользу собственника, кроме тех случаев, когда неверное начисление произошло по вине собственника, или, когда неверное начисление было устранено до обращения и/или до оплаты собственником (части 6 и 7 статьи 157 ЖК РФ).

Ранее уже существовала возможность потребовать штраф при неверных начислениях за коммунальные услуги, однако существовавшие тогда формулировки не позволяли потребовать штраф потребителю, обнаружившему нарушения при начислении, но пока еще не оплатившему коммунальные услуги по таким начислениям. Штраф можно было потребовать, только если вы уже оплатили по неправильным начислениям.

Оплата всех этих штрафов производится путем уменьшения сумм в последующих платежках на сумму штрафа.

Важное изменение, ущемляющее права собственников

Если, выполняя обязательства по договору управления УК затратила фактически меньше средств, чем было рассчитано при установлении тарифа на жилое помещение, и при этом все работы и услуги по дому оказывались надлежащего качества, сэкономленные средства остаются в распоряжении управляющей компании (ч. 12 ст. 162 ЖК РФ).

При этом, в той же части ЖК РФ отмечено, что договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.

Про ГИС ЖКХ, еще немного

Положения об обязательности использования ГИС ЖКХ относятся теперь и к городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь (ст. 3 Федерального закона от 31.12.2017 № 485-фз). Однако для управляющих организаций, работающих в этих регионах, федеральным законом от 28.12.2017 № 437-ФЗ, до 1 июля 2019 года отсрочили введение штрафов за неразмещение информации в ГИС ЖКХ.

  • Об этом законе и других нововведениях, касающихся сферы ЖКХ, будет в следующих материалах на нашем сайте.
  • Дмитрий Иванов для нкжкх.рф

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *