Министерство юстиции предлагает отменить исполнительные листы в современном виде

Министерство юстиции предлагает отменить исполнительные листы в современном виде

Как отменить исполнительное производство? Приветствую уважаемые читатели блога юридической компании «Вертум»! Сегодня пойдет речь об исполнительном производстве и возможно ли его отменить? Говоря образно, то это последняя стадия процесса, при котором в дело вступают судебные приставы.  Этой стадии предшествуют судебные – вынесение решение суда или выдача судебного приказа. Мы не будем сильно углубляться в стадии гражданского процесса – апелляционное и кассационное производство. Исполнителю попадают решения (приказы) вступившие в законную силу. Это такая категория, по которым срок обжалования уже пропущен или применен порядок апелляционного обжалования.

Еще иногда ее именуют стадией принудительного исполнения судебного акта. Вместо истца возникает взыскатель, а вместо ответчика появляется должник. Судебному приставу-исполнителю отведена роль инспектора, образно говоря.

Последний наделен правами и обязанностями: привлечение сторон к ответственности, обращение взыскание на имущество, наложение запретов, ограничений. Далеко не исчерпывающий перечень. В своей деятельности он руководствуется гражданским законодательством.

В частности, Гражданским кодексом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О судебных приставах».  Должностное лицо действует в отношении граждан, юридических лиц и государственных органов.

  Требования пристава обязательны для всех без исключения, государственных органов, должностных и частных лиц.

С чего начинается исполнительное производство?

Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства.

Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.

В ходе принятия должностным лицом документа к исполнению, он обязан убедиться в том, что документ соответствует требованиям предъявляемым законом. Это очень важно, поскольку на данной стадии судебный пристав наделен правом и вовсе отказать в возбуждении дела, если установит, что документ не соответствует требованиям. 

Поэтому, грамотный должник или его представитель всегда проверит документ на соответствие статье ФЗ «Об исполнительном производстве».  В случае наличия основания для отказа в возбуждении позволит сторонам растянуть время и отсрочить появление дела.

Особенно привлекательно для должника. Ведь пока устраняются препятствия можно не исполнять решения суда законно. Берите на заметку уважаемые читатели!

Прекращение исполнительного производства. Общие сведения

Кстати, нет такого понятия «отменить исполнительное производство». В законе Вы такого не найдете. Однако закон позволяет окончить дело, прекратить или приостановить. Все зависит от задачи и стечения обстоятельств, при которых возможно применить одну из процедур. В Частности нас интересуют ст. 43 и 47 Закона (прекращение и окончание).

Начнем с первой: прекращение.Такое действие может принять суд или самостоятельно судебный пристав. Статья 43 содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым дело может быть прекращено.

Суд может прекратить дело в следующих случаях:

  • Умер взыскатель или должник или объявлен безвестно отсутствующим и не назначен правопреемник;
  • Невозможно исполнить требования в тех условиях, которые существуют на данный момент. В пример можно привести следующую ситуацию. Должника обязали снести незаконную постройку. Однако комиссия, дала заключение, что снести постройку невозможно из-за вероятности оползневых процессов. Заключение экспертов явилось основанием для обращения должника в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства. Суд первой инстанции в требованиях отказал. Однако суд апелляционной инстанции, проверив законность решения, отменил его и принял новое – об удовлетворении требований.
  • Отказ взыскателя от получения предмета, изъятого у должника. Думаю тут все понятно. Например, передача автомобиля от должника к взыскателю. Если взыскатель отказывается от получения автомобиля делопроизводство должно прекратиться. Вышесказанное совсем не означает, что дело прекращается «автоматически». Для этого стороне необходимо подготовить документы и обратиться с ходатайством в суд.

Теперь рассмотрим основания, по которым пристав имеет право самостоятельно принять решение:

  • Вынесение определения судом о прекращении судебного акта, на основании которого возбуждено делопроизводство
  • Взыскатель отказался от взыскания в судебном порядке
  • Стороны (истец и ответчик) утвердили мировое соглашение по вопросу исполнения решения
  • Отмена судебного акта на основании, которого ведется дело.

Нет смысла перечислять все основания, при необходимости каждый из нас может заглянуть в закон и посмотреть весь список.

Основание №1 — отмена судебного приказа.

Министерство юстиции предлагает отменить исполнительные листы в современном виде

Что такое судебный приказ и порядок его отмены рассмотрен в нашей статье. При вынесении судебного приказа мировым судьей стороны о рассмотрении не извещаются. Рассматриваемый документ принимается в отсутствии сторон, судом единолично. Но ведь должен должник должен узнать о существовании судебного приказа и как следствие наличие задолженности? У суда есть обязанность направить копию должнику. С момента получения копии должнику дается срок для его отмены – 10 дней с момента получения. 

Не секрет, что почта у нас в стране работает не всегда хорошо. Важные отправления порою не доходят до адресатов. Приходится часто наблюдать ситуацию, при которой должник не знает о вынесенном приказе и возбужденном делопроизводстве. Обращаясь в суд, должник, отменяя судебный приказ, получает соответствующее определение.

Это определение и будет являться основанием для прекращения исполнительного производства. Получив такое определение на руки, необходимо самостоятельно направить его в структурное подразделение приставов. Направить определение необходимо с ходатайством об прекращении дела. Лучший способ – нарочно через канцелярию с отметкой о принятии определения и ходатайства.

Основание №2 — восстановление пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы.

Решение суда так просто не отменить, как и исполнительный лист. Если для судебного приказа достаточно наличие спора о праве (несогласие с суммой взыскания), то для решения суда все иначе. Как отменить решение суда, подробно описано в этой статье.

  Нужно понимать, что к приставу попадают документы, вступившие в законную силу. В случае с решением суда истец или ответчик лишен возможности направить апелляционную жалобу в установленный законом срок – 30 дней.

Могут возникнуть проблемы с почтовой связью или работники суда не проконтролируют отправку.  Все мы люди, человеческий фактор.

При этом может возникнуть ситуация: лист уже направлен в подразделение. Истец или ответчик имеет право направить ходатайство о восстановлении пропущенных процессуальных сроков на обращение с апелляционной жалобой.

Если срок будет восстановлен, апелляционную жалобу передадут в суд вышестоящей инстанции. Если суд примет решение ее удовлетворить это будет означать, что у должника появится шанс прекратить исполнительное производство.

Кстати, если пристав примет процессуальное решение о прекращении делопроизводства, то он обязан снять все аресты, запреты и ограничения.

Основание №3 — утверждение мирового соглашения.

Закон позволяет взыскателю и должнику договориться на стадии исполнения решения суда о добровольном (мировом) порядке исполнения решения.

Для утверждения мирового соглашения в суд необходимо направить ходатайство и проект соглашения. Заявление необходимо направлять в суд, который ранее рассматривал дело.

Это далеко не быстрый процесс, поскольку утверждение мирового соглашения происходит по правилам рассмотрения иска с извещением сторон и организацией заседания.

К участию в рассмотрения ходатайство в качестве заинтересованного лица будет привлечен пристав, в производстве которого находится дело.  Он вправе высказать свое мнение (предоставить отзыв) относительно условий заключения мирового соглашения.

Суд обязан проверить законность соглашения. Если окажется, что условия не соответствуют закону, то суд обязан отказать в утверждении соглашения. После утверждения суд выносит соответствующее определение.

Оно будет являться основанием для прекращения исполнительного производства.

В нашей практике был случай, когда должник – физическое лицо и взыскатель ПАО «Сбербанк» договорились об утверждении мирового соглашения.

Речь шла о задолженности лица, образовавшейся в результате тяжелого финансового положения.  На кону была квартира, поскольку являлась предметом залога по ипотеке. Суд не утвердил соглашение.

  О чем вынес соответствующее определение. Определение обжаловалось в кассационной инстанции, отменено не было.

ВАЖНО: В случае неисполнения условий мирового соглашения сторона имеет право обратиться в суд с ходатайством о выдаче исполнительного листа. В таком случае дело может быть возбуждено повторно. Следовательно, стоит внимательно отнестись к условиям соглашения, чтобы снова не оказаться в статусе должника.

Окончание исполнительного производства

Необходимо отметить, что пристав ведет производство 2 месяца. За это время он обязан принять конечное решение и окончить исполнительные действия.

Закон обязывает его либо окончить производство фактическим исполнение (например, полностью взыскать денежные средства), либо возвратить исполнительный документ взыскателю без исполнения. Вы спросите, что значит без исполнения? Все очень просто.

Проведя набор необходимых исполнительных действий: не выявив имущество, не установив должника, денежные средства пристав имеет право окончить дело актом о невозможности исполнения. Дорогие друзья, поэтому еще на судебной стадии необходимо смоделировать ситуацию на будущее.

Заранее позаботьтесь о том, чтобы должностное лицо не смогло выявить какое-либо имущество. Тогда велика вероятность, что пристав напишет акт, в котором укажет, что имущества за счет которого можно исполнить решение нет.

В завершение

Читайте наши статьи, мы подробно рассказываем людям, как вести себя с представителями власти. Так же мы анонсируем новое направление в деятельности нашей компании. Мы предоставляем видео консультации.

Юристы юридической компании «Вертум» обладают необходимыми знаниями и практическими навыками для решения большинства задач гражданско-правового характера. Мы – профессионалы своего дела! Одновременно у специалистов нашей компании находится не более 5-6 дел.

Это позволят с наибольшей отдачей подходить к решению проблемы. Консультацию можно получить по телефону указанного ниже.

Не откладывайте решение своей проблемы на потом — позвоните нам прямо сейчас:
+7(351)215-97-00

Задать вопрос
Задайте вопрос онлайн
или напишите в соцсетях

Задайте вопрос юристу

Это займет всего несколько минут, но может оказаться очень полезным для вас. Наш юрист ответит в кратчайшие сроки и подскажет, как правильно поступить в вашей ситуации.

Минюст предложил изменить правила взыскания налоговых долгов, алиментов и прочих задолженностей

Министерство юстиции предлагает отменить исполнительные листы в современном виде

Минюст предложил отказаться от традиционного направления исполнительных документов для взыскания долгов и ввести реестр исполнительных документов. Соответствующие нормы содержит законопроект, опубликованный на Едином портале для размещения проектов НПА.

Законопроект предусматривает создание государственного электронного реестра исполнительных документов (реестра, содержащего сведения об исполнительных документах). В этот реестр будет вноситься все исполнительные документы с указанием сведений о сторонах и ходе принудительного исполнения.

Формирование и ведение реестра исполнительных документов предполагается осуществлять в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

При этом данный реестр будет доступен ограниченному кругу лиц. Доступ к нему получат стороны исполнительного производства, органы, формирующие исполнительные документы, судебные приставы, ведущие исполнительное производство, а также иные должностные лица службы судебных приставов.

Доступ к информации об исполнительном документе, находящемся на исполнении, будет предоставляться также банкам, организациям или иным лицам, выплачивающим должнику зарплату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.

Сам процесс выдачи или направления ‎на исполнение исполнительного документа будет замещен процессом регистрации исполнительного документа (сведений о нем) в реестре.

Это значит, что после вступления в силу новых норм органы власти не будут направлять исполнительные документы судебным приставам для возбуждения исполнительного производства и взыскания средств с должников. Для этого будет достаточно зарегистрировать исполнительный документ в указанном реестре.

При этом основанием для удержания (списания) средств с должника или возбуждения исполнительного производства будет являться уже не исполнительный документ (его оригинал, экземпляр и т.д.), а запись, сделанная в реестре исполнительных документов.

Читайте также:  Совет Федераций поддержал изменения в уголовном законодательстве о неправомерных действиях при проведении процедуры банкротства. Увеличен срок и за преднамеренное сокрытие имущества.

Соответственно, организации и ИП также должны будут взыскивать, например, алименты, не по исполнительному документу, а по выписке из реестра исполнительных документов.

В связи с этим Минюст одновременно подготовил поправки в ТК РФ, которые устанавливают, что удержания из зарплаты осуществляются по записям в реестре исполнительных документов. Также в ТК РФ будет установлено, что на основании записи в реестре исполнительных документов судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам ‎в исполнение в принудительном порядке.

Кроме того, Минюст подготовил поправки в НК РФ. Они устанавливают, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) производится по решению налогового органа по факту регистрации такого решения в реестре исполнительных документов. Напомним, в настоящее время налоговый орган направляет исполнительный документ судебному приставу.

Цифровое исполнительное производство

29 июля 2021 г. 11:06

«Российская газета»: Минюст предложил автоматически направлять приставам судебные решения

Министерство юстиции РФ вынесло на общественное обсуждение пакет законопроектов, направленных на отмену исполнительных листов.

Вместо этого судебные и любые другие решения, обязывающие человека заплатить или что-то сделать, будут заноситься в реестр исполнительных документов.

По мнению члена Совета Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ, советника ФПА РФ Елены Авакян, для того, чтобы система смогла эффективно функционировать, требуется дополнительная проработка подготовленных законодательных изменений.

  • Выдача на руки исполнительных документов и направление в Федеральную службу судебных приставов для исполнения органом, выдавшим исполнительный документ, больше не предполагается, отмечается в документе Минюста России.
  • Предполагается, что суды перестанут выдавать гражданам исполнительные листы, а вместо этого будет делаться запись в электронном реестре исполнительных производств.
  • По мнению члена совета Федеральной палаты адвокатов Елены Авакян, учитывая наличие цифрового неравенства, стоит проработать дополнительный механизм, позволяющий отзывать, подавать исполнительный лист не только в электронном, но и бумажном виде.

«Также необходимо разработать соответствующий механизм взаимодействия граждан с органами госвласти и банками через портал государственных услуг, – считает адвокат. – Необходимо продумать процедуру таким образом, чтобы она не стала обременительной для граждан».

Елена Авакян отмечает, что в настоящее время в арбитражных судах уже действует единая картотека всех арбитражных дел.

«Но прозрачная картотека судебных дел судов общей юрисдикции до сих пор отсутствует, – продолжает Елена Авакян. – В настоящее время представляется жизненно необходимым объединить две системы и создать единую прозрачную картотеку судебных дел, интегрированную с сервисами портала государственных услуг».

  1. По ее словам, важно иметь возможность видеть не только исполнительный лист, но и судебное решение, явившееся основанием для его выдачи, чтобы избежать мошенничества.
  2. Кроме того, отмечает Елена Авакян, следует проработать систему, которая позволяла бы физлицу в своем личном кабинете на портале Госуслуг автоматически видеть не только исполнительные листы, но и поданные на него заявления в суды, по аналогии с существующей в арбитражных судах системой «Электронный страж».
  3. Источник – «Российская газета».

Минюст готовится перевести исполнение судебных решений в реестр

Минюст подготовил пакет законопроектов о запуске реестровой модели принудительного исполнения судебных решений — одного из ключевых мероприятий для создания суперсервиса «Цифровое исполнительное производство», пишет «Коммерсант». Его запуск предусмотрен нацпроектом «Цифровая экономика», разработка ведется с 2019 года, сейчас в нем доступны, например, получение сторонами исполнительного производства документов и информации о ходе дела через портал госуслуг.

Выдачу и направление приставам исполнительных документов предложено заменить их регистрацией в электронном реестре — в нем будут содержаться сведения о документах, сторонах спора и ходе принудительного исполнения. Вести его будет Федеральная служба судебных приставов (ФССП).

Для наполнения реестра Минюст подготовил поправки ко всем процессуальным кодексам (от арбитражного до уголовного), по ним именно запись в реестре, а не бумаги, станет основанием для возбуждения исполнительного производства и удержания средств должника.

Предполагается, что обязательным такой порядок станет с 2023 года, до этого документы могут предъявляться к исполнению как в бумажном или электронном виде, так и через реестр.

Тот же подход Минюст детализирует и в отраслевых законах — например, в Налоговый кодекс вносится норма о том, что взыскание налогов с должника будет производиться не путем направления соответствующего решения руководителя налогового органа приставу, а путем его регистрации в реестре.

Отдельно юристы Белого дома описывают регламент работы с реестром ограниченного круга лиц и их права.

Так, доступ к реестру и документам в нем получат взыскатель, должник и приставы, а к информации о документах, уже находящихся на исполнении, — банки и организации, выплачивающие должникам зарплаты, пенсии и стипендии.

Взыскатели будут направлять заявления об исполнении требований также через реестр, сделать это можно будет с использованием портала госуслуг или МФЦ (для юрлиц — через систему межведомственного электронного взаимодействия).

По мнению Минюста, это решит проблемы подделки и двойного исполнения оригинала и дубликата исполнительных документов, а также снизит временные издержки. Параллельно Минюст совместно с ФССП разработает и механизмы защиты прав граждан от неправомерного списания долгов для учета риска сбоев в работе информсистем.

«Даже удивительно, что исполнительные документы до сих пор должны выдаваться на бумажном носителе, а гражданам приходится тратить время на то, чтобы подать их приставам», — говорит председатель коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго.

Адвокат Forward Legal Олег Шейкин добавляет, что часто в суде не хватает бланков исполнительных листов и их выдача затягивается, а в условиях ковидных ограничений сроки стали еще более непредсказуемы.

Однако, считает он, нужно решить вопрос корректировки данных при возникновении неточностей и урегулировать использование банками информации из реестра как основания для списания денег — сейчас «закон позволяет взыскателю получить погашение не только через приставов, но и через обращение в банк должника».

Корчаго также говорит о необходимости защиты от недобросовестного списания — граждане должны быть участниками электронного взаимодействия и иметь возможность информировать суды и приставов о нарушениях или ошибках.

*На основании исследования Tiburon Research, июнь 2021 года ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

Минюст предложил отменить исполнительные листы по алиментам

Фото: Правозащитник�нфо, Алёна Черепкова

Согласно РЅРѕРІРѕР№ инициативе Минюста РІСЃРµ данные РїРѕ присужденным алиментам РІ СЃРєРѕСЂРѕРј времени Р±СѓРґСѓС‚ направлять РІ специальный Реестр исполнительных документов, РІ который СЃСѓРґСЊРё или РґСЂСѓРіРёРµ уполномоченные лица Р±СѓРґСѓС‚ вносить записи. Выдаваться РЅР° СЂСѓРєРё исполнительный лист РЅРµ будет, также РЅРµ потребуется последующее его направление РІ Федеральную службу судебных приставов. Создание Единого реестра упростит взыскание долгов, сообщает «Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєР°СЏ газета».

Как сообщили в Минюсте, получателям алиментов достаточно будет обратиться к работодателю в бухгалтерию с запросом о выплате алиментов.

При этом доступ к Реестру исполнительных документов получат не только должники и исполнители, но также и работодатели, банки и суды.

Реализация проекта позволит ускорить исполнительное производство.

Важный момент: РІ Минюсте Рё службе приставов пообещали дополнительно продумать Рё реализовать защитные механизмы РѕС‚ неадекватных списаний средств, РЅР° которые установлен запрет РЅР° взыскание. Также Р±СѓРґСѓС‚ предусмотрены технические меры, защищающие РґРІРѕР№РЅРёРєРѕРІ должников СЃ совпадающими Р¤Р�Рћ РѕС‚ возможных ошибок. РћС‚ автоматического взысканий Р·Р° личные долги выведут алименты, которые получает женщина РЅР° детей, Р° также РґСЂСѓРіРёРµ социальные РїРѕСЃРѕР±РёСЏ. 

Для защиты «РґРІРѕР№РЅРёРєРѕРІ» РѕС‚ чужих долгов РІ решениях Рѕ взыскании начнут указывать РЅРµ только Р¤Р�Рћ реального должника, Р° также его уникальные данные — Р�РќРќ, РЎРќР�ЛС.

Кроме того, все уведомления о возбуждении исполнительного производства будут отображаться в личном кабинете гражданина на госуслугах.

Поэтому, если произойдет ошибка, то граждане получат шанс вовремя отреагировать Рё уведомить госорганы  РґРѕ фактического исполнения решений. 

Минюст предложил автоматически направлять приставам судебные решения

 Российская ГазетаРоссийская Газета

Судья сделает запись, и приставы сразу увидят, что у них прибавилось работы.

«Выдача на руки исполнительных документов и направление в Федеральную службу судебных приставов для исполнения органом, выдавшим исполнительный документ, больше не предполагается», — подчеркнули в минюсте.

По словам председателя правления Ассоциации юристов России Владимира Груздева, подготовленный пакет законопроектов направлен на модернизацию системы исполнения судебных решений.

«Согласно положениям законопроекта реестр исполнительных документов — это государственный информационный ресурс, ведение которого осуществляется в электронной форме.

Он предназначен для учета сведений об исполнительном документе, его сторонах, ходе его принудительного исполнения. Формирование и ведение реестра исполнительных документов будет осуществляться на базе Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах», — пояснил он.

Член АЮР Артем Коростелев назвал идею революционной. По его мнению, новация ускорит исполнение судебных решений. Хотя тут многое зависит от того, есть ли деньги у должника.

В свою очередь, по словам члена совета Федеральной палаты адвокатов Елены Авакян, для того, чтобы система смогла эффективно функционировать, требуется дополнительная проработка подготовленных законодательных изменений.

Суды перестанут выдавать гражданам исполнительные листы. Вместо этого будет делаться запись в электронном реестре исполнительных производств. Приставы сразу увидят, что дел прибавилось

«Учитывая наличие цифрового неравенства, необходимо проработать дополнительный механизм, позволяющий отзывать, подавать исполнительный лист не только в электронном, но и бумажном виде, а также разработать соответствующий механизм взаимодействия граждан с органами госвласти и банками через портал государственных услуг, — считает адвокат. — Необходимо продумать процедуру таким образом, чтобы она не стала обременительной для граждан».

Также она отмечает, что в настоящее время в арбитражных судах уже действует единая картотека всех арбитражных дел.

«Но прозрачная картотека судебных дел судов общей юрисдикции до сих пор отсутствует, — продолжает Елена Авакян. — В настоящее время представляется жизненно необходимым объединить две системы и создать единую прозрачную картотеку судебных дел, интегрированную с сервисами портала государственных услуг.

Важно иметь возможность видеть не только исполнительный лист, но и судебное решение, явившееся основанием для его выдачи, чтобы избежать мошенничества».

Прекращение взыскания по исполнительному производству: причины и последствия

Принудительное взыскание задолженности судебными приставами-исполнителями (СПИ) не может длиться вечно. Рано или поздно СПИ вынесет постановление, прекращающее действие исполнительного производства (ИП). Расскажем, как узнать, что прекращено взыскание по исполнительному производству и можно ли самому добиться отмены его действия.

Как узнать об исполнительном производстве и его прекращении

В соответствии с 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» СПИ обязан известить стороны о начале и прекращении исполпроизводства, и о проводимых в его рамках мероприятиях. Делается это путем направления письменных уведомлений по месту жительства (или регистрации) обоих сторон конфликта, повлекших за собой суд и возбуждение исполнительного производства.

Читайте также:  Иск о взыскании денежных средст с застройщика

Но часто этого недостаточно и должники, как и взыскатели, остаются в неведении об этапах взыскания задолженности и принимаемых СПИ мерах. Поэтому стоит периодически самостоятельно проверять, что происходит с вашими исполпроизводствами.

Как я могу узнать, что дело о моем долге попало в работу к приставам?

Спросите юриста

Сделать это можно следующими способами:

  1. Через Госуслуги. В настройках личного кабинета портала размещена опция отправки email-уведомлений при изменении суммы судебной задолженности. Тогда при появлении новых или завершении старых исполпроизводств на почту пользователя будут приходить соответствующие письма.

    Но это лишь в теории — в Госуслугах сведения о судебных задолженностях часто отображаются некорректно, поэтому такой способ мониторинга взысканий стоит воспринимать в качестве запасного.

  2. У судебного пристава при личном обращении. Этот способ хорош, когда вы знаете, какой именно пристав ведет или вел ваше исполнительное производство. Тогда достаточно посетить его в часы приема — узнать эти сведения должник сможет на сайте территориального отдела ФССП.
  3. Если вы не знаете фамилию вашего специалиста в СПИ, то сможете уточнить информацию о нем и о действующих в вашем отношении взысканиях в приемной отдела ФССП.
  4. Через сайт ФССП в разделе «Банк данных исполнительных производств». Здесь все просто — нужно выбрать регион, свои ФИО и дату рождения. Затем на экран будут выведены все действующие и прекращенные исполпроизводства по вашим долгам с указанием размера задолженности (но не всегда), а также фамилии и контактов судебного пристава-исполнителя.
  5. С помощью мобильных приложений. Можно установить на смартфон приложения от ФССП или Госуслуг, доступные в официальных магазинах приложений для Android и iPhone.

Кроме того, некоторые банки уведомляют своих клиентов по СМС об аресте или снятии ареста со счетов судебными приставами.

К примеру, вам пришло СМС от Сбербанка с номера 900, в котором указано, что «по карте прекращено взыскание… (далее будет идти номер и дата исполлиста, фамилия и контакты пристава)».

Это значит, что исполнительное производство в вашем отношении было прекращено, отменено или приостановлено.

Выход ли из проблемы — открыть карту Сбербанка в таком регионе, который максимально далек от места вашей постоянной регистрации. Дойдет ли до пристава мысль запросить данные о вас во всех регионах России, где есть Сбербанк.

Что означает прекращение исполпроизводства

Итак, вы узнали, что приставами было прекращено взыскание по исполнительному производству — что это значит? Это означает, что ранее в вашем отношении принимались меры принудительного взыскания долга приставами.

Причинами взыскания могли стать:

  • кредитные задолженности, включая микрозаймы или ипотеку;
  • платежи по налогам, взносам и в бюджет;
  • алименты;
  • штрафы;
  • платежи, направленные на возмещение вреда имущества или здоровья.

Прекращение исполнительного производства означает безусловную отмену взыскания с невозможностью его возобновления в рамках данного судебного решения.

Другими словами, если взыскатель решит повторно взыскать с должника деньги, ему снова придется обращаться в суд за новым решением. В этом скрыто коренное отличие процедуры прекращения исполпроизводства от его возврата или приостановки.

Теперь разберемся, что значит «прекращено взыскание по карте» — это сообщение присылается банком по окончании исполнительного производства.

Оно означает, что с карты снят наложенный на нее приставом арест, а все находящиеся на ней средства — разблокированы.

С этого момента гражданин может беспрепятственно пользоваться банковской картой — до возбуждения нового исполнительного производства на основе других судебных решений.

Пристав арестовал банковскую карту? Закажите звонок юриста

Когда завершают производство

В ст. 43 229-ФЗ есть подробная информация, как закрыть исполнительное производство. СПИ наделен полномочиями отменять его на следующих основаниях:

  • судом было принято решение прекратить исполнение выданного им же или иной судебной инстанцией (должностным лицом) исполнительного документа;
  • взыскатель выразил отказ от взыскания средств в суде (именно в суде, поскольку если взыскатель просто заберет исполнительный документ у приставов, то он сможет его повторно предъявить к исполнению);
  • между взыскателем и задолжавшим ему лицом было заключено мировое соглашение;
  • суд отменил предыдущие исполнительный документ, на основании которого взыскатель мог инициировать принудительное взыскание задолженности приставами;
  • исполнительный документ, в рамках которого СПИ возбудил исполпроизводство, отменили или признали недействительным;
  • в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Непосредственно порядок прекращения исполпроизводства прост: пристав получает сведения, на основании которых он должен закрыть исполпроизводство, затем он его закрывает и снимает все ограничения с гражданина. Банки, в свою очередь, после получения сведений о прекращении ИП, обязаны разблокировать счета гражданина.

Когда пристав закончит исполнительное производство по моему делу?

Спросите юриста

Когда ИП прекращается судом

Стоит выделить следующие основания прекращения исполнительного производства:

  1. Должник-физлицо или взыскатель-физлицо умерли, объявлены погибшими или пропавшими без вести. Но только в случае, если право требования или обязанности по исполнению не будут переданы преемникам или наследникам, доверительным управляющим.
  2. Служивший основанием для взыскания долга исполнительный документ утратил возможность исполнения.
  3. Взыскатель отказался от имущества, изъятого у должника в рамках исполнения исполдокумента, в котором содержались требования передачи его взыскателю. Другими словами, если предметом спора был автомобиль, который должник по суду обязан передать взыскателю, но после изъятия машины взыскатель отказался ее принять, то исполнительное производство будет прекращено.

При наличии веской причины для прекращения исполнительного производства у судебных приставов суд выносит определение, которое СПИ обязан исполнить незамедлительно.

Кто может прекратить исполнительное производство

Действующая редакция ГПК РФ определяет, что решение о прекращении исполпроизводства принимает суд общей юрисдикции, находящийся в районе деятельности исполняющего свои обязанности судебного пристава.

То есть по тому же населенному пункту или району, по которым действует территориальный орган ФССП. Основанием для принятия судом решения служит поданное одной из сторон заявление.

На отмену исполпроизводства у суда есть 10 дней.

О дате и времени рассмотрения судом дела обязаны быть извещены все участвующие в нем стороны: судебный пристав-исполнитель, сам должник и взыскатель. Их неявка не является препятствием к принятию судом решения. После рассмотрения заявления судом выносится определение, направляемое взыскателю, судебному приставу и должнику.

Стоит отметить, что в соответствии со ст. 440 ГПК РФ стороны могут подать частную жалобу на выданное судом решение.

Если находящийся на исполнении у судебного пристава исполнительный документ ранее был выдан арбитражным судом, то его отмена осуществляется той же судебной инстанцией. Либо арбитражным судом, находящимся в зоне исполнения СПИ его обязанностей.

Арбитражные суды привлекаются, если должником выступает юрлицо или прошедшее в ФНС регистрацию в качестве предпринимателя физическое лицо.

Несмотря на прямое участие суда, точку в исполнительном производстве ставит именно судебный пристав. Он наделен следующими полномочиями:

  • прекращать ИП по причине фактически исполненных требований;
  • возвращать исполнительный лист взыскателю по его требованию или по причине выявления нарушений в нем, отмены документа;
  • прекращать исполпроизводство по причине отсутствия у должника средств и имущества для взыскания;
  • отменять исполнительный лист по причине истечения срока давности судебного акта.

Как мотивировать пристава завершить мое дело? Закажите

звонок юриста

Однако приставы редко проявляют инициативу, поэтому должнику стоит самостоятельно искать причины законного аннулирования исполнительного документа, а затем уже заставлять судебного пристава закрыть исполпроизводство.

Поскольку не всегда должники способны убедить приставов закрыть исполпроизводство, помощь юристов будет просто неоценима.

Прекратить можно практически любое исполнительное производство по кредитным задолженностям — все зависит от квалификации и опыта юристов

Мы поможем вам списать кредитные долги и защитим ваши права при их нарушении судебными приставами.

Последствия прекращения исполнительного производства

Окончание взыскания задолженности судебным приставом наступает с момента выдачи СПИ постановления. В нем параллельно отменяются все назначенные приставом ранее меры по принудительному взысканию долга:

  • розыск должника и принадлежащего ему имущества;
  • приостановление действия водительского удостоверения;
  • запрет на регистрационные действия в отношении движимого и недвижимого имущества (арест);
  • запрет на выезд за границу.
  • Копии постановления о прекращении исполпроизводства и сопутствующих постановлений об аннулировании проводимых в рамках взыскания с гражданина долгов мероприятиях в течение 3 дней с момента вынесения обязаны быть направлены взыскателю, должнику и в выдавшую исполнительный документ инстанцию.
  • Также копии постановлений будут направлены СПИ в органы и службы, занимающиеся исполнением накладываемых в рамках взыскания долгов ограничений: ГИБДД, Росреестр, Пограничную службу.
  • Что делать, если на границе мне говорят, что я до сих пор нахожусь в базе приставов как невыездной?

При завершении исполпроизводства все документы по нему остаются в материалах дела, направляемого в архив. Выданное приставом постановление стороны вправе обжаловать согласно общим правилам подчиненности или в суде.

Чтобы узнать больше о том, как отменить решение суда о принудительном взыскании долгов и прекратить исполпроизводство, обратитесь к юристам компании любым удобным способом: позвонив нам самостоятельно или заказав обратный звонок, воспользовавшись онлайн-формой на странице.

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

Интервью: изменились правила исполнительного производства – ilex

Изменения, внесенные в Закон об исполнительном производстве, вступают в силу 15.07.2021. Об основных новшествах рассказывает заместитель начальника главного управления принудительного исполнения — начальник управления правового обеспечения Минюста Людмила Михайловна Макаренко.

Чем обусловлена корректировка законодательства об исполнительном производстве? Каковы ее предпосылки, цели, ожидания от изменений?

Применение на практике положений Закона об исполнительном производстве и иных смежных актов законодательства выявило проблемные вопросы, требующие изменения нормативного регулирования определенных правоотношений.

Цель принятия Закона от 06.01.2021 N 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (далее — Закон) — совершенствование законодательства об исполнительном производстве и повышение эффективности деятельности ОПИ.

Закон внес изменения не только в Закон об исполнительном производстве, но и в другие законы и кодексы, в частности в Закон о судебных исполнителях, ГПК, ХПК, ТК.

Некоторые включенные в Закон положения довольно прогрессивны. Они позволят повысить качество, оперативность и реальность исполнения требований исполнительных документов. Отдельные положения разработчики проекта предложили с учетом практики применения в иностранных государствах.

  • Закон предусматривает как концептуальные изменения порядка исполнения, так и незначительные, в том числе уточняющие отдельные нормы законодательства. Как видится, реализация предусмотренных в Законе норм позволит:
  • — сократить количество находящихся на исполнении исполнительных документов, в том числе в случае отсрочки и (или) рассрочки исполнения, заключения взыскателем и должником мирового или медиативного соглашения;
  • — повысить результативность реализации имущества, что приведет к росту показателя исполнения требований исполнительных документов;
  • — увеличить количество заключаемых должниками и взыскателями мировых и медиативных соглашений, что приведет к исключению применения к должникам мер принудительного характера;
  • — повысить контроль судебного исполнителя за исполнением исполнительных документов при их направлении по месту получения должником зарплаты и приравненных к ней доходов;
  • — повысить образовательный уровень судебных исполнителей и, как следствие, качество выполняемых ими обязанностей.
Читайте также:  На постановление о возбуждении дела по ст. 315 УК РФ

Появился новый вид исполнительных документов — решение налоговых органов. Что это значит для должника по налогам?

С 15.07.2021 судебные исполнители смогут возбуждать исполнительное производство на основании решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты.

Такое изменение вовсе не свидетельствует о перераспределении функций между налоговыми органами и ОПИ. Просто налоговый орган сможет направить вышеназванные исполнительные документы судебному исполнителю.

Это целесообразно, когда в отношении того же должника ОПИ возбудил исполнительные производства и по ним проводится работа.

Подобный порядок исключит конфликт интересов разных органов, осуществляющих взыскание задолженности с одного и того же лица.

Как видится, если ОПИ уже проводит работу в отношении должника, взыскание задолженности по налогам, сборам (пошлинам), а также по иным обязательным платежам в бюджет будет оперативным с учетом преимущественной очередности их погашения. С 15.07.2021 это четвертая очередь удовлетворения требований (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Взыскатель до направления заявления о возбуждении исполнительного производства воспользовался правом на бесспорное взыскание долга путем выставления требования к расчетному банковскому счету должника. Станет ли судебный исполнитель, получивший от взыскателя документы об отсутствии денег на счете должника, вновь направлять платежное требование через АИС ИДО?

От взыскателей теперь не требуется направлять исполнительный документ о взыскании задолженности с юридического лица или ИП в ОПИ только после предъявления платежного требования в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию.

При исполнении исполнительного документа, связанного с взысканием денежных средств, взыскание обращается в первую очередь на эти средства должника в белорусских рублях и валюте (ч. 1 и 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве). И только при их отсутствии — на иное имущество должника (ч. 4 ст. 70 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, принцип взыскания задолженности в первую очередь за счет денежных средств сохранился. Вместе с тем, даже если взыскатель реализовал право на бесспорное взыскание долга путем выставления требования к расчетному банковскому счету должника, судебный исполнитель может выставить платежное требование через систему АИС ИДО.

Срок предъявления исполнительного документа сокращается на период нахождения в ОПИ, если взыскатель отозвал документ. Не нарушает ли прав взыскателя такое нововведение? Что стало основанием для его принятия?

В соответствии с решением Конституционного Суда от 14.02.2018 N Р-1121/2018 в целях реализации конституционного принципа верховенства права и принципа правовой неопределенности следовало устранить правовую неопределенность в конституционно-правовом регулировании перерыва срока предъявления к исполнению исполнительного документа, который ранее вернули взыскателю по его заявлению.

В связи с этим дополнение в ст. 35 Закона об исполнительном производстве предусмотрело уменьшение общеустановленного срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

Так, если исполнительный документ вернут по заявлению взыскателя, период со дня предъявления документа к исполнению до дня окончания исполнения теперь будут вычитать из срока, определенного законодательными актами. Закон закрепил аналогичное правило применительно к окончанию исполнительного производства в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих исполнению исполнительного документа.

Будет ли применяться вышеназванное правило о сокращении срока предъявления к ранее выданным исполнительным документам?

НПА не имеет обратной силы. Исключение составляют случаи, когда НПА смягчает или отменяет ответственность граждан или юридических лиц (ст. 66 Закона о НПА).

НПА, иным образом ухудшающие положение граждан и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) обязанности, ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если законодательные акты не предусматривают иного (ч. 2 п. 2 ст. 66 Закона о НПА).

Закон не содержит норм о распространении действия на отношения, возникшие до его вступления в силу. Другие НПА по данному вопросу не принимались. Таким образом, ч. 4 ст.

35 Закона об исполнительном производстве не применяется в отношении исполнительных документов, возвращенных судебными исполнителями взыскателям до 15.07.2021 на основании абз. 2 и 9 ч. 1 ст.

53 Закона об исполнительном производстве.

Постановление судебного исполнителя о приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц будет направляться только должнику.

В настоящее время оно адресуется сторонам исполнительного производства, третьим лицам, банку и (или) небанковской кредитно-финансовой организации.

Как взыскатель, направивший ходатайство о принятии обеспечительной меры в виде приостановления операций по банковским счетам должника, узнает, удовлетворил ли судебный исполнитель его ходатайство? Какие способы уведомления взыскателя предусматриваются?

Если Закон об исполнительном производстве не устанавливает иного, постановления судебного исполнителя, руководителя ОПИ не позднее дня, следующего за днем вынесения, направляются сторонам исполнительного производства, при необходимости — иным лицам (ч. 5 ст. 12 Закона об исполнительном производстве).

Постановление судебного исполнителя о приостановлении операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц представляет собой исполнительный документ, который направляется должнику, третьим лицам, в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию.

Таким образом, Закон об исполнительном производстве закрепил особый порядок, определивший круг лиц, которым направляется постановление о приостановлении операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц.

Приостановление операций по банковским счетам не относится к мерам по обеспечению исполнения исполнительного документа (ст. 60 Закона об исполнительном производстве). Это одно из исполнительных действий, которые вправе совершить судебный исполнитель. Следовательно, оно не соотносится с процедурой принятия мер по обеспечению исполнения исполнительного документа по ходатайству взыскателя.

В каких случаях судебные исполнители будут применять ограничение на управление транспортом?

Раньше меры по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения права должника на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, права на охоту входили в компетенцию суда. Сейчас такие полномочия получают судебные исполнители.

С 15.07.2021 судебный исполнитель будет вправе принимать указанные меры с вынесением постановления. Это повлекло изменение порядка их исполнения. Однако в целом, как и прежде, меры по обеспечению исполнения исполнительного документа будут приниматься на любой стадии исполнительного производства, если того потребует исполнение исполнительного документа.

В целях реализации положений Закона в данной части Минюст принял постановления от 21.05.2021 N 93 «О взаимодействии органов принудительного исполнения с государственными органами и организациями» и N 94 «О признании утратившим силу постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 6 ноября 2012 г. N 262».

Обратим внимание, что вышеупомянутые меры по обеспечению исполнения исполнительного документа будут подлежать исполнению с момента надлежащего извещения должника о постановлении судебного исполнителя.

Новые основания для приостановления исполнительного производства — рассрочка, отсрочка. Что происходит после их предоставления?

В случае предоставления должнику судом, иным уполномоченным органом (уполномоченным лицом) отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом, иного исполнительного документа судебный исполнитель будет обязан приостановить исполнительное производство (ст. 49 Закона об исполнительном производстве с учетом изменений с 15.07.2021).

Таким образом, после истечения срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения, исполнительное производство будет возобновлено и судебный исполнитель продолжит работу по нему.

Вместе с тем, в случае когда актами законодательства должнику предоставлены отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом, иного исполнительного документа, судебный исполнитель вернет исполнительный документ взыскателю.

Как будет определяться цена имущества должника при продаже? В каких случаях взыскатель сможет оставить данное имущество себе?

Общие подходы к оценке арестованного имущества не изменились. Если законодательство не предусматривает иного, стоимость арестованного имущества должника устанавливает судебный исполнитель в акте ареста по цене, существующей в данной местности, по остаточной стоимости, отпускной цене.

Закон внес дополнения в положения об оценке земельных участков. Их стоимость будет устанавливаться исходя из кадастровой.

В случае определения стоимости имущества в исполнительном документе судебный исполнитель укажет ее в акте ареста имущества.

Если установить стоимость всего арестованного имущества или его части затруднительно, в акте ареста судебный исполнитель укажет предварительную стоимость. Далее потребуется привлечение специалиста либо проведение независимой оценки.

Статья 88 Закона об исполнительном производстве определяет имущество, для которого обязательна предварительная стоимость в акте ареста. С учетом изменений, вступающих в силу с 15.07.

2021, не понадобится устанавливать предварительную стоимость имущества, реализуемого с торгов (электронных торгов) (если оно не относится к тому, в отношении которого необходимо указывать предварительную стоимость).

Закон внес изменения в нормы о переоценке арестованного имущества должника. Вместо одной переоценки, которая составляла до 20% от первоначальной стоимости имущества, будут проводиться четыре. При этом закрепляется фиксированный размер переоценки — 20% от первоначальной стоимости.

Следует учитывать, что Закон устанавливает особенности переоценки в сторону уменьшения стоимости арестованного имущества, находящегося под таможенным контролем. Переоценка такого имущества не будет проводиться, если после этого его стоимость будет меньше размера таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, иных платежей либо равна ему.

Взыскатель вправе будет до каждой из четырех переоценок реализовать право принять имущество в счет погашения задолженности.

Будет ли удерживаться принудительный сбор в случае заключения медиативного соглашения, если должник ничего не перечислил в счет погашения долга по исполнительному документу? Если да, в каком размере?

В случае заключения взыскателем и должником мирового или медиативного соглашения и при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер составит 50% от установленного (п. 180 Инструкции по исполнительному производству). Размер принудительного сбора рассчитывается на день утверждения мирового соглашения или на день заключения медиативного соглашения.

Таким образом, если на день утверждения мирового соглашения или на день заключения медиативного соглашения должник задолженность не погасил, принудительный сбор взыскиваться не будет.

Исполнительное производство прекратят, если истечет срок давности исполнения исполнительного документа. Какие сроки давности и для каких исполнительных документов предусматриваются?

Основания для прекращения исполнительного производства дополнило истечение срока давности исполнения требований исполнительного документа при отсутствии у должника денежных средств и (или) иного имущества, на которое можно обратить взыскание.

Норма призвана упорядочить работу по исполнению постановлений о наложении административных взысканий и по установлению предельного срока, в течение которого такие исполнительные документы могут находиться на исполнении. В связи с указанным нормы ПИКоАП дополнили положения, закрепляющие двухлетний срок давности исполнения постановления о наложении административного взыскания.

В частности, не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации, взыскания стоимости, не исполненное в течение двух лет со дня вступления в законную силу, когда ОПИ установил, что у должника нет денежных средств и иного имущества, на которые можно обратить взыскание (ч. 3 ст. 14.5 ПИКоАП) .

Важно!
В случае приостановления исполнения постановления в соответствии со ст. 13.7 ПИКоАП (обжалование), предоставления отсрочки, рассрочки, а также приостановления исполнительного производства приостанавливается течение срока давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации, взыскания стоимости.

Будут ли изменения в порядке предоставления информации из банка данных исполнительных производств сторонам исполнительного производства, третьим лицам?

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *