Адвокат по статье 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента

Налоговые агенты должны перечислять в госбюджет удержанные с доходов налогоплательщиков налоги в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Какое наказание «грозит» этим посредникам между налогоплательщиками и государством за неисполнение возложенных на них законом обязанностей? Допустима ли уплата налога за счет средств налоговых агентов?

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (п. 1 ст. 24 НК).

Основная обязанность налогового агента состоит в правильном и своевременном исчислении, удержании из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислении в бюджеты налогов (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК). Чтобы исполнить эту обязанность, налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. А для этого ему необходимо иметь в своем распоряжении денежные средства налогоплательщика.

К другим обязанностям налогового агента относятся, в частности, письменное сообщение в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика, ведение учета начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов (п. 3 ст. 24 НК).

Такие обязанности могут быть возложены только на те организации, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, НДС (ст. 161 НК), НДФЛ (ст. 226 НК), налогом на прибыль (ст. 286 НК)).

Обязанности по налогу на прибыль

В качестве примера рассмотрим некоторые обязанности налогового агента, являющегося источником выплаты доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль.

В соответствии с пунктом 4 статьи 286 Налогового кодекса, если налогоплательщиком является иностранная организация, которая получает доходы от источников в нашей стране (не связанные с постоянным представительством в России), обязанность налоговых агентов возлагается на выплачивающую указанный доход налогоплательщику российскую организацию (или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в России только через постоянное представительство). При этом налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода, виды которого представлены в пункте 1 статьи 309 Кодекса (за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 НК), в валюте выплаты дохода (п. 4 ст. 286, п. 1 ст. 310 НК).

Пунктом 1 статьи 309 Кодекса установлен перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в России наряду с тем, что относятся к доходам иностранной организации от источников в нашей стране и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Не будем перечислять все 10 подпунктов указанного перечня доходов, а остановимся лишь на следующих из них.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 309 Кодекса, доходы иностранной организации (не имеющей постоянного представительства в России) от международных перевозок (в т. ч. демереджи) подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. В то же время Минфин в письме от 9 сентября 2005 г.

№ 03-08-05 придерживается «резонансного» мнения: «Доходы, выплачиваемые иностранному юридическому лицу на основании договора о транспортно-экспедиторских услугах, могут подлежать обложению налогом на прибыль в случае, если они оказываются через постоянное представительство в Российской Федерации».

При этом доход иностранной организации от оказания экспедиторских услуг за пределами нашей территории не подлежит налогообложению в России (письмо Минфина от 7 июня 2006 г. № 03-08-05).

Несмотря на то что под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами нашей территории.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса, обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, подлежат и «иные аналогичные доходы». Какие доходы можно отнести к этой «категории»?

Минфин полагает, что к ней можно отнести доходы, полученные иностранной организацией (не осуществляющей деятельность через постоянное представительство) в рамках доверительного управления ценными бумагами от источника в нашей стране (письмо Минфина от 13 мая 2005 г. № 03-03-01-04/2/84). По данному подпункту также учитываются, например, проценты по счетам, открытым иностранными организациями в российском банке.

Необходимо иметь в виду, что пунктом 1 статьи 309 Налогового кодекса устанавливается перечень доходов иностранных организаций, которые не связаны с предпринимательской деятельностью иностранных организаций в России (абз. 1 п. 1 ст. 309 НК).

Поэтому любые доходы, квалифицируемые в соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса, в том числе и «иные аналогичные доходы», должны удовлетворять единому квалифицирующему признаку, предусмотренному абзацем 1 пункта 1 статьи 309 Кодекса, а именно не быть связанными с предпринимательской деятельностью на территории нашей страны (см., например, письмо Минфина от 14 июля 2006 г. № 03-08-05).

Не удержал — тоже штраф?

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством (п. 5 ст. 24 НК).

Так, если налоговый агент неправомерно не перечислит (или перечислит не полностью) суммы налога, которые нужно удержать у налогоплательщика, то с него могут взыскать штраф в размере 20 процентов от неперечисленной суммы (ст. 123 НК).

Высший Арбитражный Суд разъяснил, что указанный штраф можно взыскать с налогового агента только в том случае, если он имел возможность удержать сумму налога из выплаченных налогоплательщику денежных средств.

При этом штраф должен быть взыскан независимо от того, удержал ли налоговый агент соответствующую сумму у налогоплательщика или нет (п. 44 постановления Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. № 5).

Таким образом, ответственность по статье 123 Кодекса применяется к налоговому агенту (при наличии фактической задолженности по налогу в бюджет) и в том случае, если он не удержал налог из средств, которые выплатил налогоплательщику (см. также постановление ФАС Московского округа от 25 декабря 2006 г.

№ КА-А40/12681-06). Конституционный Суд также указал, что ответственность применяется независимо от того, была ли сумма налога удержана налоговым агентом у налогоплательщика (определение КС от 2 октября 2003 г. № 384-О).

Хотя и здесь в судебной практике не обошлось без противоречий. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 17 сентября 2007 г.

№ КА-А40/9418-07 указал, что если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Кодексом на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (подп. 5 п. 3 ст. 45 НК).

Таким образом, в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он является должником перед бюджетом.

В случае же удержания суммы налога налоговым агентом обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы становится налоговый агент. Вслед за этой логической цепочкой рассуждений судьи пришли к заключению: «Нормы Налогового кодекса, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов».

Меры привлечения. Далее..

Кроме того, непредставление налоговым агентом инспекции ФНС в установленный срок документов и иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК).

Для налогового агента по НДС такими документами и сведениями являются налоговая декларация (налоговые агенты обязаны заполнить и представить в налоговую инспекцию титульный лист и разд. 2 декларации (п. 5 ст. 174 НК, п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утв. приказом Минфина от 7 ноября 2006 г.

Читайте также:  Адвокат по статье 200.2. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий

№ 136н)), письменное сообщение в налоговый орган (в произвольной форме) о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика (подп. 2 п. 3 ст. 24 НК). Для налогового агента по налогу на прибыль таким документом, например, является налоговый расчет (информация) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (утв.

приказом МНС от 19 декабря 2003 г. № БГ-3-23/701@).

Следует помнить, что в случае неуплаты или неполной уплаты налоговым агентом налога в установленный срок на его денежные средства (на банковских счетах) может быть обращено взыскание (п. 1 ст. 46, п. 2 ст. 76 НК).

А при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогового агента или при отсутствии информации о счетах налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет его иного имущества в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса (п. 7 ст. 76 НК).

За неисполнение налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов, совершенное в крупном размере и особо крупном размере (см. прим. к ст. 199 УК), предусмотрена уголовная ответственность (ст. 199.1 УК).

Как пояснил Верховный Суд (п. 17 постановления Пленума ВС от 28 декабря 2006 г. № 64), преступление, предусмотренное статьей 199.1 Уголовного кодекса, является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (п. 3 ст.

 24 НК), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика. Также Верховный Суд отметил, что неисполнение налоговым агентом своих обязанностей, не связанное с личными интересами, не образует состава преступления по статье 199.

1 Уголовного кодекса.

При этом судьи пояснили, что личный интерес как мотив преступления может выражаться, например, в стремлении извлечь выгоду, обусловленную карьеризмом, протекционизмом, семейственностью, желанием приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т. п.

Пени вдобавок

Правила об уплате пеней налогоплательщиками, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса, распространяются и на налоговых агентов (п. 7 ст. 75 НК).

В соответствии со статьей 75 Кодекса к налоговому агенту может быть применена мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора в виде начисления пеней в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (см.

 письмо УМНС от 9 марта 2004 г. № 26-08/15125). Пени должны уплачиваться одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК).

В арбитражной практике существуют споры по вопросу правомерности начисления пени налоговому агенту, не удержавшему налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в России. Приведем пример «образцово-показательного» решения суда (немосковского округа).

Арбитры установили, что налоговый агент был обязан произвести удержание и перечисление в бюджет налога с доходов, выплаченных иностранному юридическому лицу, так как документы, представленные им в качестве доказательств, подтверждающих местонахождение иностранного юридического лица, не отвечают требованиям, предъявляемым к официальным документам.

Учитывая неисполнение налоговым агентом обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 310 Налогового кодекса, суд пришел к выводу, что пени как правовосстановительная мера государственного принуждения за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества (постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 октября 2007 г. № А56-6800/2007).

Конституционный Суд, ссылаясь на пункт 5 статьи 108 Налогового кодекса, также ранее отмечал, что привлечение налогового агента к ответственности не освобождает его от обязанности перечислить сумму налога и пени (определение КС от 2 октября 2003 г. № 384-О).

Данные выводы судов пресекаются с позицией, высказанной Президиумом ВАС в постановлении от 26 сентября 2006 г. № 4047/06 в отношении исполнения обязанности налогового агента по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, (см. также постановление Президиума ВАС от 16 мая 2006 г. № 16058/05).

Судьями было указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 231 Налогового кодекса суммы налога, не удержанные (удержанные не полностью) налоговыми агентами с физических лиц, взыскиваются до полного погашения этими лицами задолженности по налогу (в порядке ст. 45 НК).

В то же время работники, с выплаченных доходов которых общество не удержало налог, на момент рассмотрения дела были уволены. А значит, организация лишена была возможности удержать с них налог.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 228 Кодекса, обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков — физических лиц. Поэтому инспекция не имела права возлагать на налогового агента обязанность уплатить за счет своих средств налог (подлежащий удержанию с лиц, уже не состоящих с ним в трудовых отношениях) и пени.

Юрий Лермонтов

комментарий

Старший юрист управляющей компании «Независимые директора» Игорь Богомолов:

— Хотелось бы обратить внимание на несколько ключевых моментов. Так, привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса наступает за невыполнение обязанности по перечислению налогов.

При этом неисполнение данной обязанности следует отличать от ее несвоевременного исполнения, то есть исполнения с нарушением установленного срока.

А поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не подлежат расширительному толкованию, то привлечение к ответственности за невыполнение обязанности налогового агента по перечислению налогов в случае, когда обязанность была исполнена с нарушением срока, невозможно (см.

, например, определение ВАС от 28 февраля 2008 г. № 2309/08, постановление ФАС Московского округа от 15 февраля 2006 г. № КА-А40/402-06). Нарушение установленных сроков влечет применение меры обеспечения в виде пени, а не применение санкций.

Кроме того, следует отметить, что поскольку необходимым условием для исполнения налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению сумм налога является факт выплаты денежных средств налогоплательщику, то в случае неденежной выплаты доходов, исполнить данную обязанность не представляется возможным.

Соответственно, и привлечение к ответственности за неперечисление сумм налога в бюджет в данном случае также неправомерно. В этом случае налоговый агент обязан лишь уведомить налоговый орган о факте выплаты доходов и невозможности удержать соответствующую сумму налога (см., например, письмо Минфина от 28 ноября 2007 г.

№ 03-04-06-01/420).

Также возникают споры в случае увеличения номинальной стоимости долей участников общества с ограниченной ответственностью. На наш взгляд, обязанности по перечислению сумм налога у налогового агента не возникает до момента реальной выплаты участнику дохода, то есть до момента реализации доли, ее выкупа и т. д. (см.

, например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 2 октября 2006 г. по делу № А40-46964/06-120-240). Однако налоговые органы придерживаются противоположной точки зрения и считают, что моментом выплаты дохода является дата регистрации увеличения уставного капитала общества (см., например, письмо Минфина от 26 мая 2006 г.

№ 03-05-01-05/87).

Адвокат по статье 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!Подпишитесь на Наши новости в Яндекс Дзен!

Подписаться

К вопросу о неисполнении обязанностей налогового агента (ст.199.1 ук рф)

Кузьменцова, М. В. К вопросу о неисполнении обязанностей налогового агента (ст.199.1 ук рф) / М. В. Кузьменцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 578-580. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36520/ (дата обращения: 17.12.2021).

Читайте также:  Адвокат по статье 274.1. Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации



В соответствии со статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налоги обязаны платиться лично налогоплательщиком либо перечисляться налоговым агентом в определенные сроки. Речь идет о двух одинаковых конфигурациях доведения налоговых платежей до бюджета.

Обязательство перечисления возлагается на налоговых агентов по таким налогам, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы (подоходный налог) с физических лиц. Налоговые агенты наделены теми же правами, что и налогоплательщики, однако ранее уголовная ответственность для них не была предусмотрена [1; с.324].

Обязанности налогового агента согласно исчислению, удержанию перечислению на добавленную стоимость и налога на прибыль появляются в чрезвычайно редчайших вариантах, когда налогоплательщиками являются иностранные лица, не состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, или зарубежное предприятие, получающая прибыль от источников в Российский Федерации, никак не сопряженные с постоянным представительством в Российский Федерации. Таким образом, наиболее распространенной формой участия налоговых агентов в налоговых правоотношениях является обеспечение поступления в бюджет НДФЛ с оплаты труда, дивидендов, процентов, доходов от операций с ценными бумагами и других доходов физических лиц. По нашим данным, именно НДФЛ является предметом неисполнения обязанностей налогового агента по подавляющему большинству уголовных дел [2; 2012].

Несоблюдение обязательств налогового агента образует состав преступления, предусмотренного статьей 199.

1 УК РФ, если в бюджет не поступили налоги в крупном (сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей) или особо крупном размере (сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей), а само неисполнение обязанностей преследовало личные интересы.

Рассматривая возможные мотивы неисполнения обязанностей налогового агента, некоторые авторы приходят к логичному выводу, что производственные, общественные и государственные интересы полностью или частично исключают наличие личного интереса.

В некоторых источниках допускается мотивация, обусловленная одновременно разными интересами, в том числе личными, производственными, общественными, государственными, в связи с чем предлагается определять «приоритетного выгодополучателя», т. е.

преобладающий интерес [3; c.123].

Отличительной чертой исследуемого состава от иных составов налоговых правонарушений, является его субъект. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла.

Субъект понимает социальную угрозу собственных операций согласно неисполнению в индивидуальных интересах обязательств налогового агента согласно исчислению, удержанию либо перечислению налогов и (либо) сборов, доступных в согласовании с законодательством Российский Федерации о налогах и сборах исчислению.

Следует отметить, что диспозиция нормы, предусмотренной ст. 199.1 УК РФ, носит типично бланкетный характер и требует обращения к нормам налогового законодательства. Исчерпывающий перечень обязанностей налогового агента дан в п. 3 ст. 24 НК РФ. Несоблюдение других обязательств налогового агента состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, не образует.

Буквальное толкование ст. 199.

1 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что действия налогового агента возможно совершить заключение о этом, то что действия налогового агента официально возможно квалифицировать по указанной статье в случае перечисления налога в несоответствующий госбюджет, к примеру, в госбюджет субъекта Российский Федерации либо местный бюджет вместо федерального бюджета, но при том условии, что будет доказан мотив — личная заинтересованность преступника. Представляется сложность применительно к данному составу преступления в установление личного мотива действий налогового агента. Это оценочное понятие законодатель не раскрывает, хотя оно встречается в ряде статей УК РФ [4; c.11–13].

Нарушение обязанностей налогового агента либо злоупотребление полномочиями, при наличии в действии абсолютно всех признаков составов данных преступлений должны квалифицироваться по совокупности ст. 199.1 и ст. 201 или 285 УК РФ.

Действие физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, совсем никак не исполнившее обязанностей налогового агента, квалифицируются по ст. 171 УК РФ без вменения ст. 199.1 УК РФ.

Совокупность данных преступлений возможна только реальная [5; c.12–17].

Сравнение наказаний, предусмотренных ст.ст. 198, 199 и 199.1 УК РФ дает возможность сделать вывод о несоблюдении законодателем основ правильности и равноправия людей пред законодательством.

Полагаем подходящим внедрение в уголовном законе дифференцированного подхода согласно к несоблюдению обязательств налогового агента — физического лица и налогового агента — организации в отношении равно как средства большого объема невыплаченных (неперечисленных) налогов и (либо) сборов, признаваемой уголовно наказуемой, так и санкций соответствующих статей.

В данном случае в статье 199.

1 УК РФ возможно было бы предусматривать дифференцированное обязательство за данное деяние, совершенное налоговым агентом — предпринимателем, и со стороны налогового агента — организации, в разных частях статьи. При этом санкции за неисполнение обязанностей налогового агента индивидуальным предпринимателем должны быть соразмерны санкциям ст. 198 УК РФ или абсолютно идентичны им.

Литература:

  1. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. Отв. ред. В. И. Радченко; Науч. ред. А. С. Михлин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Спарк, 2004. — С. 324.
  2. Ефимов И. А. Уголовно-правовая характеристика неисполнения обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ): Автореф. дис…. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012.
  3. Никифоров А. В. Уголовно-правовые риски налогового агента: Дис…. канд. юрид. наук. М., 2014. С. 123
  4. Иванов Ю. Уголовная ответственность за налоговые преступления/ Ю. Иванов // ЭЖ-Юрист. — 2014. — № 50. — С. 11–13.
  5. Черных А. Г. Личный интерес как признак состава неисполнения обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ) / А. Г. Черных // Общество и право. — 2011. — № 4. — С. 12–17.
  6. Ляскало А. Н. Судебное толкование «личных интересов» как признака неисполнения обязанностей налогового агента/ А. Н. Ляскало // Адвокат. — 2016. — № 5. — С. 34–38
  7. Пантюшов О. В. Ответственность налогового агента по ст. 123 НК РФ/ О. В. Пантюшов // Вестник арбитражной практики. — 2015. — № 3. — С. 12–14.
  8. О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 // СПС Консультан Плюс.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый агент, УК РФ, налог, добавленная стоимость, Российская Федерация, РФ, физическое лицо.

налоговый агент, Российская Федерация, УК РФ, РФ, налогоплательщик, крупный размер, налоговый орган, бюджетная система, налог, физическое лицо.

налоговый агент, Российская Федерация, УК РФ, РФ, налогоплательщик, налоговый орган, крупный размер, бюджетная система, физическое лицо, налог.

Читайте также:  Адвокат по статье 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни

В статье рассмотрена особенности налогообложения иностранных граждан в российской федерации.

Ставка данного налога в соответствии со статьёй 224 Налогового кодекса РФ составляет 13 % вне зависимости от налогового статуса.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ, принят ГД ФС РФ

Неисполнение обязанностей налогового агента — это… Что такое Неисполнение обязанностей налогового агента?

Неисполнение обязанностей налогового агента — преступление, предусмотренное статьёй 199.

1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, заключающееся в неисполнении в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере.

Состав преступления

Объект

Объектом преступления являются финансовые интересы государства.

Объективная сторона

Объективная сторона заключается в совершении в крупном размере любого из указанных в законе деяний:

  • неисполнение обязанностей по исчислению налогов
  • неисполнение обязанностей по удержанию налогов
  • неисполнение обязанностей по перечислению налогов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Субъективная сторона

Субъективная сторона заключается в прямом умысле. Обязательным признаком является мотив — личный интерес виновного, который может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера[1].

Если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества[2].

Субъект

Субъектом преступления преступления может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера)[2].

Квалифицирующие признаки

Квалифицированный состав данного преступления характеризуется совершением данного деяния в особо крупном размере.

Крупный и особо крупный размер

В соответствии с примечанием к статье 199 Уголовного Кодекса Российской Федерации, крупный размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Освобождение от ответственности

В соответствии с примечанием-2 к статье 199 Уголовного Кодекса Российской Федерации, лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 199.1, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Примечания

  1. Уголовное право РФ / Под редакцией Иногамовой-Хегай, Рарога А.И, Чучаева А.И. 2-е изд., исправл. и доп. — М.: Контракт, Инфра-М, 2008. С. 337
  2. 1 2 п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»// БВС РФ 2007. № 3.

Об уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента

За неисполнение обязанностей налогового агента Уголовным кодексом РФ установлена ответственность в ст. 199.1.

То есть, за уклонение от исполнения обязанностей налогового агента в крупном размере (более 2 000 000 рублей) и особо крупном размере (более 10 000 000 рублей) установлена ответственность в виде,  в том числе, лишения свободы.

Ключевым словом при привлечении к уголовной ответственности является тот факт, что это самое уклонение должно быть осуществлено в личных интересах. В личных интересах! Это важно. Это и доказывается, под это подбираются аргументы как защиты, так и обвинения.

Настоящей статьей я хочу донести до руководителя предприятия некоторые моменты, связанные с их легкомысленным поведением  из цикла (опять же по совету легкомысленного советчика): «Делай так как и я, и тебе за это ничего не будет.

Главное говори, что личного интереса  в неисполнении обязанностей налогового агента у тебя нет и не было никогда, было и есть тяжелое финансовое положение предприятия, сделай справку, что зарплату ты получал как и все, других вознаграждений не было, заручись заключением аудиторов, что предприятие вот-вот станет банкротом и не имеет реальной возможности заплатить НДФЛ, оденься поскромнее в суд и оправдательный приговор у тебя готов».

А теперь о том, что суды считают личными интересами (отсюда делаем вывод, что необходимо будет доказать и противопоставить): «неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов…»

Итак, под личным интересом понимаем следующее:

  1. Обеспечение комфортных условий для себя, своей семьи, близких.
  2. Формирование своего высокого социального статуса.
  3. Формирование своего имиджа как супер успешного руководителя.
  4. Сокрытие неудовлетворительного экономического положения своего предприятия (предприятия, которым управляешь).
  5. Желание обеспечить себе авторитет среди разных слоев населения.
  6. Обеспечения сохранения за собой занимаемой должности.
  7. Увеличение себе заработной платы.
  8. Благотворительность и формирование имиджа успешного руководителя и общественного деятеля, в том числе финансирование религиозных организаций.

В общем уголовно-правовая характеристика  неисполнения обязанностей налогового агента приведена в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 года «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».  В этом Постановлении расшифровывается и понятие «личный интерес».

Возражения (контраргументы) налогоплательщиков (в принципе правильные, но в проанализированных мною случаях не подкрепленные надлежащими  доказательствами):

  1. Не поступали требования от налоговых органов, а потому мы и не знали, что надо платить.
  2. Лично руководитель не получал зарплату и вообще она не выше, чем у других.
  3. Акционеры, совет директоров, учредители положительно оценивали мою деятельность как руководителя по итогам.
  4. Тяжелое финансовое положение предприятия.
  5. Необходимость в гашении заработной платы.
  6. Денежные средства пошли на развитие производства.
  7. Большая кредиторская задолженность.
  8. Не знал, бухгалтер не сообщил.

К сожалению, наша практика показывает, что на предварительной стадии подозреваемые не придают должного значения последствиям вызова на опрос (допрос, беседу) в правоохранительные органы, не заботятся о подготовке надлежащих доказательств.

Надеюсь, что настоящая статья  даст необходимое понимание тем, кто находится в преддверии проверки или ее самом начале и сможет воспользоваться нашими советами.

Налоговый адвокат Тылик П.Ю.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *