Все государственные службы, федеральные, областные и муниципальные органы, бюджетные учреждения содержатся в основном за счёт средств различных уровней бюджета. Руководители должны строго соблюдать законодательство и не допускать нецелевое расходование бюджетных средств на нужды, не указанные в отчётных документах и планах. Выделяемые средства нельзя направлять на неверные статьи расхода. За выявленные нарушения норм по принятым бюджетным обязательствам ответственные должностные лица несут административное наказание по КоАП РФ или уголовное наказание по УК РФ.
Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40
Статья 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств)
Для выделения денег из государственной казны учреждения должны представить на рассмотрение чиновникам бумаги, в которых чётко расписано, на решение каких задач требуются бюджетные деньги и в каком количестве. Как правило, такими документами могут являться бюджетные планы, росписи, уведомления об ассигнованиях, смета и прочее.
Неправомерное растаскивание или хищение бюджетных средств подразумевает растрату больших денег на цели, не предусмотренные в отправленной заявке.
[bold]За нецелевое использование бюджетных средств ответственность УК РФ такая:[/bold]
- взыскание от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. или заработка / других поступлений за 1-2 года;
- обязательные работы до двух лет или судьёй может быть наложен запрет на исполнение осуждённым должностей или осуществление определённой трудовой деятельности на срок до трёх лет;
- строгая изоляция до шести месяцев либо тюремное заключение до двух лет, к этому наказанию может быть добавлено лишение прав на определённые должности или на какую-нибудь деятельность на период до трёх лет.
[bold]Если растрата средств на нецелевые нужды совершена несколькими лицами в очень крупной сумме, тогда применяется следующая уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств:[/bold]
- Взыскание от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо заработка / других выплат за один-три года.
- Обязательные работы до пяти лет без разрешения трудиться на обозначенных должностях или осуществлять конкретную деятельность до трёх лет.
- Тюремное заключение до пяти лет без прав на определённые должности или осуществление какой-нибудь деятельности на период до трёх лет.
Законодательством определено, что крупным объёмом средств бюджета считается более полутора миллионов рублей. За нецелевой расход в особо крупном размере придётся отвечать, если была растрачено более 7 500 000 руб.
Комментарий к статье 285.1 УК РФ
Должностные лица, осуществившие нецелевую растрату денег, признаются преступниками. Опасность их деяний состоит в подрыве функционирования государства, основы финансового обеспечения со стороны Правительства, а также в создании условий для экономических преступлений.
[bold]Вся российская бюджетная система состоит из фондов следующих уровней:[/bold]
- федеральный;
- региональный;
- муниципальный;
- внебюджетный.
Деньги из казны могут быть выданы определённому получателю на обозначенные нужды. Если средства фактически были переданы другому лицу или потрачены на незапланированные задачи, это считается нарушением законодательства, за которое устанавливается административное или уголовное наказание.
Цели, на которые выделяются деньги из казны, могут быть такими: промышленное, сельскохозяйственное, транспортное и другие виды государственного развития; охрана природы, восстановление ресурсов и т.д.
[bold]Средства из бюджета выдаются в следующих формах:[/bold]
- Дотации (выплаты компаниям, у которых расходы, заложенные в плане, превышают выручку).
- Субсидии (дополнительная поддержка бюджетам меньшего уровня, предприятиям и гражданам).
- Субвенции (помощь региону, городу, юридическому лицу из государственной казны для финансового обеспечения какой-либо программы).
- Бюджетные ассигнования (деньги, получаемые на основе документа о бюджетном исполнении, то есть бюджетной росписи. В документе указываются денежные поступления в казну, источники, а также возможный дефицит).
- Бюджетный кредит (предоставление финансовых активов регионам, городам и организациям с условием возврата. За расходование этого вида финансирования не применяется наказание, как за нецелевое использование бюджетных средств по статье 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Каким образом привлекается к ответственности за растрату государственных кредитов группа лиц, рассмотрено ст. 176 ч.4).
Использованием предоставленные денежных средств не по назначению считается их направление на расходы, не указанные в смете, или оплата одних затрат бюджетного плана за счёт других.
Растрата средств осуществляется путём списания всей предоставленной суммы со счёта и выдачи её какой-нибудь организации или человеку. Если было потрачено менее 1,5 млн руб., то это деяние не рассматривается как хищение бюджетных средств по статье УК. За это предусматривается только административная ответственность.
Другой комментарий к ст. 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
Объектом преступления за нецелевое использование бюджетных средств в УК РФ считаетсяпроцесс, который состоит из 3 этапов:
- Поступление бюджетных средств на оплату счетов на основании подписанного договора с какой-нибудь компанией.
- Разрешение оплаты за услуги / товары.
- Убытие денег со счёта.
Субъектом преступления считается должностное лицо государственной власти, администрации, бюджетного учреждения, которое вправе принимать средства из казны и расходовать их на заранее обозначенные нужды.
Судебная практика
По данным статистики, в судах рассматриваются различные дела о неправомерных растратах. Многие из них касаются неправильного применения кодов бюджетной классификации (КБК) и классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), на которые направляются денежные средства из бюджета. Вся информация о КБК и КОСГУ в обязательном порядке должна быть доведена до всех должностных лиц бюджетных учреждений.
Если деньги списываются на КБК, которые не могут быть применены для данных расходов, то это действие признаётся нарушением закона.
Также в судебной практике насчитывается много дел, когда деньги, полученные от предоставления платных услуг,руководство госоргана или бюджетной организации, не передавало в соответствующий бюджетный фонд. Вместо этого они были использованы на решение иных задач, которые даже не указывались в бюджетном плане доходов и расходов.
Каждый год для бюджетных учреждений составляется план расходов. В нём обозначается предел для учёта затрат, превышать который запрещено.
Если по какой-нибудь статье расходов установлена определённая сумма, а на неё было списано денежных средств выше лимита, такое действие автоматически считается основанием для рассмотрения в суде.
[bold]Также на заседаниях слушаются следующие дела о нецелевом использовании денежных средств по УК РФ:[/bold]
- осуществление расходов, которые не могут быть оплачены за счёт денежных выделений из федерального бюджета;
- покрытие расходов подведомственной организации, т.е. каждое бюджетное учреждение должно оплачивать свои долги самостоятельно за счёт средств бюджета, а не гаранта.
Срок давности за кражу/растрату средств составляет 6 лет.
Каждое нарушение рассматривается в индивидуальном порядке, и невозможно заранее предугадать, признает ли суд виновность подсудимого, и какой приговор будет вынесен.
Консультация юриста
На судебных заседаниях рассмотрение дел о нецелевом расходовании бюджетных средств по УК РФ происходит по определённым правилам.
[bold]В х к ст. 285.1 сказано, что для признания подсудимого виновным в растрате нужно, чтобы основания для наказания сошлись на одном совершённом преступлении:[/bold]
- К ответственности можно привлечь того сотрудника бюджетного органа/учреждения, который вправе единолично распоряжаться денежными поступлениями.
- Должна быть доказана умышленность преступления, то есть подсудимый на момент совершения противозаконных дел прекрасно осознавал, какие изменения принесут его действия и никак не помешал их свершению.
Очень часто при поступлении обвинения от надзорного органа о растрате целевых сумм руководство проверяемой организации всеми силами сопротивляется и пытается доказать правомерность своих действий.
Оспорить выводы контролирующей службы разрешается до заседания суда и на слушании дела в суде. Чтобы узнать, как это сделать до судебного рассмотрения, нужно изучить нормативные документы уполномоченной организации, которая осуществляла проверку в бюджетном учреждении.
Главе проштрафившейся организации даётся всего лишь пять рабочих дней со дня получения акта, чтобы письменно составить своё несогласие.
В документе необходимо указать неправильную страницу в решении надзорной службы, привести статьи законодательства, которые способны подтвердить правоту учреждения.
Если в оспаривании обвинения в воровстве не найдётся сторонников в контролирующем органе, то дело о нецелевом использовании бюджетных средств дойдёт до судаи будет грозить ответственность по УК.
Нецелевое расходование бюджетных средств — ст. 285.1: состав преступления, предмет, субъект и ответственность по статье
Бюджет РФ является средством для образования и расходования денежных масс, которые в дальнейшем обеспечивают функции государства и его подразделений. На эти деньги проводится социально-экономическая политика, реализация государственных программ и многое другое.
Для наиболее эффективного и целенаправленного использования средств бюджета государству также приходится развивать уголовно-правовое регулирование в этой сфере.
Расследование нецелевых расходований бюджета уже введено Федеральным законом №162 от 2003 года и закрепилось в статье №285.1 УК РФ.
Из нашего материала вы узнаете содержание статьи, состав преступления, квалификационные признаки, меры наказания и случаи, когда дело за такое правонарушение рассматривается по административному, а не уголовному кодексу.
Виды бюджетных средств
Бюджет РФ подразделяют по территориальному признаку на:
- федеральный;
- территориальный (региональный), включая бюджеты автономных республик, областей, краев, Москвы и Санкт-Петербурга;
- местный (бюджет административного района, города);
- консолидированный (совокупность всех ранее перечисленных).
Средства бюджета могут распределяться на различные сферы деятельности: промышленность, наука, сельское хозяйство, социальная политика, оборона, здравоохранение, правоохранительная область, гос. управление и международная деятельность.
Что такое нецелевое расходование бюджета
Под самим расходованием понимается финансирование путем перечисления средств с единого счета бюджета в объеме санкционированного денежного обязательства в пользу физических и юридических лиц, единиц бюджетной системы РФ, субъектов международного права (определение из статьи №219 Бюджетного кодекса).
Таким образом, расходование бюджетных средств — это процесс, который включает в себя:
- Принятие получателем денег из бюджета за счет заключения соответствующего договора.
- Подтверждение и санкционирование оплаты обязательства.
- Списание оговоренной суммы с бюджетного счета.
Нецелевым признается использование денег, не соответствующее условиям их приема, который был ранее прописан в:
- утвержденном бюджете соответствующего уровня;
- бюджетной росписи;
- уведомлении о бюджетных ассигнованиях;
- смете доходов и расходов;
- ином документе, который может послужить основанием для выделения средств из бюджета.
Явным проявлением нецелевого расходования считается использование средств на растраты, не указанные в смете доходов и расходов, а также финансирование в объемах, превышающих запланированные, с помощью недоимок при оплате других растрат.
Краткое содержание статьи 285.1 УК РФ с ми
В ч.1 статьи 285.1 УК РФ сказано, что под преступным деянием понимается использование государственным служащим бюджетных средств в целях, не предусмотренных документами, по которым он получил эти деньги.
В качестве наказания виновный получит штраф, обязательство принудительных работ либо тюремный срок. Также могут применяться дополнительные условия, о которых будет сказано чуть позже. Для части первой необходимо, чтобы правонарушение было совершено в крупном размере.
Во второй части речь идет о том же деянии, но с усугубляющими признаками: действиями организованной группой и в особо крупном размере. Далее говорится о том, какая ответственность предусмотрена за нецелевое расходование бюджетных средств.
В х представлена объективная сторона преступления, понятие о расходовании бюджетных средств и его этапы, условия нецелевого использования государственных денег, субъект правонарушения и момент, когда оно признается выполненным.
В х идет ссылка на нормы:
- 285.2, ч. 2 статьи 176 УК РФ;
- 38, 289, 227 статьи Бюджетного кодекса;
- статью 15.14 Кодекса об административных правонарушениях.
В чем заключается преступление
Действия такого рода опасны тем, что они могут навредить функционированию аппарата государственной власти и, как следствие, органам местного самоуправления. Поступление финансирования в бюджет ставится под угрозу, потому что за одним преступлением, которое осталось безнаказанным, может последовать череда других. В этом и заключается состав преступления.
Предметом нецелевого расходования бюджетных средств могут быть деньги, которые направил и утвердил соответствующий бюджет.
Утверждаются они бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и иными документами, которые закрепляют право на получаемые суммы. Предназначение этих средств самое разнообразное.
Их могут направить, например, на развитие промышленности или сельского хозяйства, транспорта, охраны природы и т. д.
Когда действия становятся преступными
Неправомерными считаются те действия, из-за которых адресат, на которого были утверждены бюджетные деньги, не получил своих средств, либо эти средства применили не на те цели, на которые просили.
Примечание. Злодеяние считается свершенным с момента начала нецелевого расходования, т.е. списания денежной суммы со счета.
Объективная сторона правонарушения
- В основе объективной стороны лежит действие по растрате бюджетных денег должностным лицом ради достижения целей, не соответствующих заявленным при запросе этих средств.
- Основной объект преступления – это отношения в обществе, поддерживающие установленный порядок применения государственными служащими (которые получают деньги бюджета) выделенных бюджетных средств в соответствии с их назначением.
- Интересы физических и юридических лиц — адресатов средств — рассматриваются законом как факультативный объект.
Субъективная сторона
Преступник должен действовать с прямым умыслом. Цели и мотивы нарушителя не влияют на квалификацию его действий и состав преступления, но все же могут приниматься к сведению в ходе заседания по делу.
Субъектом нецелевого расходования бюджетных средств является должностное лицо их получателя. Получателем, в свою очередь, может быть бюджетное учреждение, имеющее право на эти деньги в соответствующий срок.
Ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации по ст. 199.2 УК РФ.
Как определить ставку НДС на товар и какие они бывают.
Что такое камеральная таможенная проверка и как она производится.
Проблемы при доказательстве
Сложность в расследовании нецелевого расходования представляет вопрос состава субъекта преступления. В судебной практике применение ст. 285.1 УК РФ — достаточно редкое явление, потому что к ответственности могут привлекаться только получатели бюджетных средств.
Объясним на примере: Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесской республики по делу №1-6/2014 в оправдательном приговоре пояснил, что согласно нормам БК РФ и материалам следствия получается так, что мэр Администрации Карачаевского городского округа не может быть привлечен к ответственности по статье 285.1. Причина тому – Администрация КГО не была получателем бюджетных средств. Мэр не расходовал полученную субсидию, поскольку не мог являться лицом, непосредственно расходующим ее на выделенные цели.
Из-за подобных проблем в квалификации перечня субъектов, которые должны быть наказаны, следственные органы и судебные инстанции попусту тратят время на расследование подобных дел, которые потом переквалифицируют, либо обвиняемые вовсе освобождаются от наказания.
Квалифицирующие признаки
Нецелевое расходование бюджетных средств в УК РФ квалифицируется по двум признакам:
- размер нарушения (крупный или особо крупный);
- предварительный сговор между несколькими лицами.
Группой считается количество от двух и более должностных лиц получателя денежных средств, которые предварительно договорились о совершении нарушения.
Важно! Крупный размер нецелевого расходования должен превышать 1 млн 500 тысяч рублей. Особо крупный объем – более 7 млн 500 тысяч рублей.
Если преступление квалифицируют по первой части, то оно относится к категории небольшой тяжести. Вторая часть уже относится к средней тяжести.
Какое наказание грозит правонарушителю
Нецелевое расходование денег государства наказывается в зависимости от тяжести совершенного злодеяния. Если его квалифицировали как «небольшой тяжести», то преступник может получить одно из наказаний (либо несколько):
- штраф в диапазоне от 100 до 300 тысяч рублей или лишение дохода в течение 1-2 лет;
- принудительные работы максимум на два года, с лишением права на работу в определенных сферах деятельности и на некоторых должностях, либо без этого лишения;
- арест не более, чем на шесть месяцев;
- тюремное заключение на два года (или меньше) с лишением права на определенные виды деятельности, если суд сочтет это дополнение необходимым.
За деяния средней тяжести осужденный может получить:
- штраф от 200 до 500 тысяч рублей или лишение дохода на период от одного до трех лет;
- принудительные работы максимум на пять лет с лишением права на работу в определенных видах деятельности и должностях не более, чем на три года (или без такового);
- тюремным сроком максимум на пять лет и возможным лишением прав на получение некоторых должностей и работу в определенных сферах деятельности.
Когда не применяется ответственность по УК
Стоит отметить, что бюджетные деньги могут получать любые коммерческие организации и физические лица, которым были выделены бюджетные инвестиции, а также некоторые некоммерческие организации в случаях, определенных федеральным законом. Но, согласно ст. 6 БК РФ, они не рассматриваются как получатели, из-за чего не являются субъектами правонарушения по статье 285.1 УК РФ и не будут привлечены к уголовной ответственности.
Если сумма израсходованных бюджетных средств не превысила 1 миллион 500 тысяч рублей, то суд будет рассматривать нецелевое расходование бюджетных средств по ст. 15.14 КоАП РФ.
Административное наказание влечет за собой штрафы. Для должностных лиц он составит от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию от года до трех лет.
Для юридических лиц – от 5 до 25% суммы бюджетных денег, которые были использованы не по назначению.
Судебная практика
В качестве примера предлагаем дело, которое рассматривалось Октябрьским районным судом г. Ростов-на-Дону, датируемое 9 марта 2017 года под номером 1-3/2017.
Гражданка П.
, будучи главным бухгалтером, имела доступ к организационно-распорядительным и административно-хозяйственным функциям по управлению и распоряжению средствами, размещенными на счетах Федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации. Она отвечала за ведение бухгалтерской отчетности, контролировала движение материальных ценностей и сохранность государственной собственности.
Движимая личными корыстными интересами, подсудимая перевела средства со счета учреждения на счет индивидуального предпринимателя, общества с ограниченной ответственностью, не для целевого назначения. После свершения правонарушения она была поймана и осуждена за деяния, предусмотренные статьей 285.1 УК РФ.
Заключение
Итак, уголовная ответственность по ст. 285.1 УК РФ не будет применяться, если преступление в сумме не превысило один миллион пятьсот тысяч рублей. За нецелевое расходование в подобных размерах следователи применяют квалификацию по ст. 15.14 КоАП.
Адресатами бюджетных средств могут являться не только юридические, но и физические лица. Отмечен факт недостаточного правового регулирования субъективного состава. Этот момент может помешать правильному вынесению судебного решения и оставить виновных безнаказанными.
Нецелевое использование бюджетных средств. Виды, ответственность
Если государство выделило организации деньги из бюджета на определенные цели, оно будет пристально контролировать, чтобы они были употреблены исключительно по назначению.
Применить бюджетные деньги на иные задачи – уже серьезное правонарушение.
Как квалифицировать такие действия? Кто привлекается к ответственности, если нарушения совершены бюджетной организацией или организацией, получившей субсидию? Как решается, имело ли место именно нецелевое применение? Рассуждаем в статье.
Как устанавливается административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств?
Особенности понятия нецелевого применения средств
Распределение государственных средств находится в ведении Бюджетного кодекса РФ.
Какие используются бюджетные меры принуждения за нецелевое использование бюджетных средств?
Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования. А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:
- законе о бюджете;
- сводной бюджетной росписи;
- бюджетной смете;
- договоре о предоставлении субсидии;
- соглашении;
- в другом правомочном документе.
Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.
Какие штрафы за нецелевое использование бюджетных средств?
Последствия нецелевых расходов
Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:
- Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
- главным распорядителем;
- распорядителем;
- получателем бюджетных средств.
- Ошибки в межбюджетном финансировании: на цели одного бюджета направлены деньги из другого. Ошибочно внесенные финансы будут взысканы из бюджета, который получил их неправомерно, плюс плата за их использование. Также может быть приостановлена или сокращена программа данных финансовых трансферов.
При выявлении часть финансовых полномочий нарушителя передается уполномоченному по тому или иному бюджету.
Виды нецелевого применения государственных финансов
Данное правонарушение можно классифицировать по типам участников:
- допущение нецелевого использования участниками бюджетного процесса;
- нарушение целей направления средств из бюджета автономными учреждениями.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несмотря на то что во 2 случае бюджетные деньги до использования становятся по факту средствами автономных учреждений (переходят на их расчетные счета), их применение по заявленным в соглашении (договоре) целям остается строго обязательным и подконтрольным. Это уже не «бюджетные средства», но по-прежнему «средства из бюджета», на которые распространяются требования административного законодательства в части бюджетных нарушений (ст. 15.14 КоАП РФ).
Варианты средств из бюджета «не на те цели»
Группы примеров затрат «не по целям» родились из практики. Проверочными мероприятиями, контролирующими использование государственных финансов, установлены следующие виды самых распространенных нарушений, которые можно отнести к нецелевым расходам:
- по плану хозяйственной деятельности на тот или иной финансовый год затраты не предусматривались, но были совершены;
- перепутан уровень финансирующего бюджета, например, обязательства, являющиеся целями финансирования муниципальным бюджетом, погашены за счет средств из федерального;
- бюджетными деньгами оплачены цели, рассчитанные на внебюджетные источники;
- данными деньгами профинансированы затраты другой организации;
- деньги применены на оплату услуг, находящихся вне деятельности профинансированной организации;
- бюджетными деньгами воспользовались арендаторы и не возместили этих расходов;
- затраты на финансирование объектов без принятой проектной сметы;
- нарушение условий предоставления субсидий;
- смещено финансирование по разделам бюджета: на средства одних разделов профинансированы цели других разделов;
- прибыль от вложения бюджетных средств используется не по финансово-хозяйственному плану;
- неправильное движение финансов по статьям и подстатьям бюджетной классификации, которая распределяет операции по секторам государственного управления.
Субсидии, примененные нецелевым образом
Когда бюджетные деньги выделяются на основании договора (соглашения), говорят о субсидировании. Нарушение договора в позициях оговоренных целей финансирования случается не так уж редко. Судебная практика выделяет такие распространенные случаи нецелевого направления государственных дотаций:
- Оплата не тех услуг. Условия субсидии или государственного задания оговаривали адресность оплачиваемых за счет субсидии услуг, а деньги были потрачены на то, что в соглашении не указано. Например, образовательное учреждение оплатило дотационными деньгами страховые полисы сотрудников: в госзадание входят только услуги по образованию, а не юридические, каковые надо было оплатить из внебюджетных средств.
- Оплата за неоказанные услуги. Работа по документам выполнена, что подтверждается актом приемки, бюджетные деньги на ее оплату списаны. Проверка выясняет, что по факту подрядчик не оказал упомянутых услуг – полностью или частично. Налицо административное нарушение лица, подписавшего акт, из-за чего субсидия оказалась примененной не по целевому назначению. В данном случае не так уж важно, соответствовали ли эти услуги целям субсидии: ведь средства, бесспорно, в любом случае потрачены необоснованно, а значит, неправомерно.
- Оплата содержания чужой собственности. Учреждение государственными деньгами оплачивает содержание имущества, ему не принадлежащего. Госзадание предусматривает затраты на содержание имущества, прикрепленного к организации, прямо связанного с целевой деятельностью. Но если в суде доказать, что затраты на неприкрепленное имущество регулярны и имеют отношение к госзаданию, можно добиться признания неправомерности нарушения.
Кто виноват
Любое нарушение предусматривает ответственность. На кого она возлагается в случае неправильных расходов бюджетных средств?
В первую очередь, на саму организацию. Юридические лица могут быть оштрафованы, а их деятельность приостановлена.
Во-вторых, на конкретное должностное лицо. Человек может получить штрафные санкции, направление на принудительные работы, лишиться права на занятие конкретных должностей либо даже лишиться свободы на определенный законом срок.
Таким должностным лицом чаще всего является руководитель как ответственный за экономические вопросы.
Его подпись обязательна на всех важных финансовых документах – без нее они не повлекут за собой правовых действий.
Но иногда вместо руководителя бумаги подписывает уполномоченное лицо, например, заместитель. Если право подписи ему передано официально, то и отвечать в случае нарушений придется ему.
ВАЖНО! Юридическая ответственность за нарушение цели применения бюджетных средств возлагается на то лицо, чья подпись на финансовых документах повлекла соответствующее действие.
Формы ответственности
Данный тип нарушений предусматривает два вида ответственности: административную и уголовную.
Административные кары за «нецелевку»
Санкции за использование бюджетных средств не по назначению предусмотрены ст. 15.14 КоАп РФ. Если признаков уголовного деяния в нарушении не усмотрено:
- организация отделается штрафом, который составит от 5 до 20% нецелевых денег;
- должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-3 года либо оштрафовано на 20-50 тыс. руб.
Уголовные наказания за несоответствие бюджетным целям
Такие преступления рассматривает ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» Уголовного кодекса РФ. По ней для виновного должностного лица могут быть применены:
- штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
- штраф в размере его зарплаты или других годовых-двухлетних доходов;
- принудительные работы с отлучением от определенных должностей на 1-3 года;
- арест до полугода;
- заключение в тюрьму до 2 лет с лишением права на определенную деятельность либо без него в течение последующих 3 лет (либо без такого запрета).
Наказание ужесточится, если «нецелевка» осуществлялась группой лиц либо размер ее оказался особо крупным (из бюджета растрачено 7,5 млн. руб. и более):
- штраф вырастет до 200-500 тыс. руб.;
- длительность принудительных работ – до 5 лет;
- сроки лишения свободы – до 5 лет.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Буква закона классифицирует «нецелевку» как правонарушение, только если доказан умысел в ее совершении. В противном случае имеет место ошибка. Если проверяющие вынесли решение о бюджетном правонарушении, а оно было совершено неумышленно, то правомерность санкций можно оспорить в суде.
Страница отображения — Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Нецелевое использование бюджетных средств
При осуществлении надзора в бюджетной сфере довольно часто встречающимся нарушением законодательства является нецелевое использование бюджетных средств, предполагающее направление и использование денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаётся направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статьей 15.
14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, что влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (ст. 4.5 КоАП РФ).
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
Таким образом, к административной ответственности привлекается руководитель учреждения.
За нецелевое расходование бюджетных средств в крупном (свыше 1,5 млн. рублей) или особо крупном размере (свыше 7,5 млн. руб.) статьей 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.
Отдел по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы