МОСКВА, 22 октября. /ТАСС/. Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов разработал законопроект, который запрещает назначать принудительные работы осужденным мужчинам и женщинам, имеющим право на получение страховой пенсии по старости — 65 и 60 лет. Документ, который в пятницу будет направлен для отзыва в правительство РФ, есть в распоряжении ТАСС.
На эту тему
Согласно действующему законодательству, принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим 55-летнего возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а также военнослужащим.
«Данный законопроект является продолжением законодательной работы по приведению законодательства в соответствие с изменениями относительно пенсионного возраста.
Закон касается положений Уголовно-исполнительного кодекса РФ, согласно которым осужденные лица пенсионного возраста могут привлекаться к труду по их желанию, а также положений о профессиональном обучении и других», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Таким образом, документ вносит изменения в действующую статью УК РФ в части повышения возраста осужденных, которым не назначаются принудительные работы.
В случае принятия законопроекта принудительные работы не будут назначаться лицам, достигшим возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости. Верховный суд, согласно его официальному отзыву (есть в распоряжении ТАСС), не имеет замечаний к законопроекту.
Принудительные работы в ряде случаев применяются как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.
Закон об изменении пенсионной системы в РФ был принят в 2018 году, согласно ему пенсионный возраст был увеличен на пять лет: с 60 до 65 лет — для мужчин, с 55 до 60 лет — для женщин.
Постепенное повышение пенсионного возраста началось в 2019 году, а переходный период продлится до 2028 года.
Ранее представители парламентской оппозиции неоднократно вносили законопроекты, направленные на возвращение прежнего пенсионного возраста, однако они не были поддержаны фракцией большинства — «Единой Россией».
Возраст, с которого не назначаются принудительные работы, предлагается повысить
В Госдуму внесен проект поправки в ст. 53.1 УК РФ (законопроект № 1239188-7), которым предлагается установить, что принудительные работы не назначаются женщинам, достигшим 60 лет, и мужчинам старше 65 лет.
Согласно действующей редакции данной нормы, принудительные работы не назначаются женщинам в возрасте от 55 лет и мужчинам, достигшим 60 лет.
В пояснительной записке указывается, что многие осужденные полагают несправедливым сохранение действующего возрастного ограничения для назначения принудительных работ после повышения пенсионного возраста.
По мнению адвоката, партнера АБ Criminal Defense Анны Голуб, законопроект является достаточно «безматериальным». В пояснительной записке в качестве основания для внесения изменений авторы законодательной инициативы приводят довод, что многие осужденные полагают несправедливым сохранение такого возрастного ценза.
«Возникает вопрос, какова задача законодателя: всех уравнять или быть гуманными и лояльными к гражданам? За последние пять лет с применением положений ст. 53.1 УК наказание назначено чуть более 4000 осужденных. Для сравнения – к реальному лишению свободы приговариваются в среднем 200 тыс.
осужденных в год», – указала адвокат.
Анна Голуб посчитала, что изменения ухудшат положение осужденных, поэтому их внесение представляется нецелесообразным. «Если увеличение возрастного ценза повлияет на применение положений ст.
80 УК о замене неотбытой части наказания более мягким, а именно – будет более распространено среди осужденных предпенсионного возраста, – оно будет соответствовать государственной политике по гуманизации уголовного права», – заметила она.
Адвокат указала, что авторы поправок ссылаются на то, что пенсионный возраст для женщин и мужчин – 60 и 65 лет соответственно – будет достигнут к 2023 г. Ссылаться в ст. 53.
1 УК на применение ее норм в соответствии с иным законом, тем самым заставляя суд исчислять возраст лица, подлежащего уголовной ответственности, по мнению эксперта, нелогично.
Данный тезис сам по себе указывает на несвоевременность обсуждаемых целей и требует более тщательной проработки, посчитала Анна Голуб.
Адвокат КА «Галоганов и партнеры» Юрий Катейкин заметил, что, хотя поправки формально не значительны по объему, они затрагивают широкую сферу правоотношений в сфере назначения наказаний и их исполнения, а потому их значение нельзя недооценивать.
Изменения в ч. 7 ст. 53.1 УК, указал адвокат, в основном носят бланкетный характер. На первый взгляд, они затрагивают все возрастные группы граждан, в том числе льготные, делая ссылку на ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях, которая, в свою очередь, имеет ссылки на другие нормы и приложения.
В изменения в УК заложен возрастной критерий (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин), который позволит судебным инстанциям применять в отношении более широкой возрастной категории граждан, совершивших преступления небольшой и средней тяжести или совершивших тяжкое преступление впервые, принудительные работы в качестве альтернативы лишению свободы.
«В случае принятия изменений также расширятся возможности применения ст. 80 УК – замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания. К примеру, ч.
2 указанной нормы регламентирует возможность замены лишения свободы принудительными работами, если лицо, совершившее тяжкое преступление, отбыло не менее одной трети назначенного срока наказания.
Аналогичные смягчения в указанной норме предусмотрены по всем категориям преступлений», – добавил Юрий Катейкин.
Два шага назад из колонии. Предложенные Минюстом поправки улучшат жизнь одних заключенных и ухудшат — других
Минюст разработал ряд предложений для гуманизации отбывания наказания осужденными.
Ведомство предлагает переводить больше заключенных на принудительные работы, облегчая им при этом возможность освобождаться условно-досрочно, а также разрешить переходить из колоний строгого режима в колонии-поселения.
Тем не менее гуманизация «светит» не всем, положение некоторых категорий заключенных поправки фактически ухудшают. Прежде всего это касается лиц, осужденных за распространение наркотиков, а также за ряд экономических преступлений.
Поправки в законодательство об отбывании наказания глава Минюста Константин Чуйченко анонсировал в июне. Это было сделано на фоне дискуссии о необходимости шире использовать осужденных на различных работах, заменив ими трудовых мигрантов.
Для этого предполагалось шире применять принудительные работы как вид уголовного наказания, в том числе и в порядке замены лишения свободы. Сами заключенные встретили идею без энтузиазма.
Дело в том, что при переходе на принудительные работы необходимый для УДО срок обнуляется и начинает отсчитываться заново — не с первого дня наказания, а с момента его замены.
Как следует из пояснительной записки, поправки «должны позволить осужденным, имеющим право перейти на принудительные работы, не лишаться возможности УДО».
Одновременно Минюст предлагает увеличить срок, который осужденному за особо тяжкое преступление необходимо отбыть для перевода на принудительные работы — с половины наказания до двух третей.
Таким образом, «сроки для возможности обращения с ходатайством об УДО и о замене наказания уравниваются», указывает руководитель юридического департамента «Руси сидящей» (НКО внесена в реестр иностранных агентов) Ольга Подоплелова.
«По сути дела, предлагается альтернатива: либо человек подает на УДО, либо просит перевести его в исправительный центр»,— указывает эксперт.
Госпожа Подоплелова считает необходимым новый порядок исчисления срока наказания для УДО при переводе на принудительные работы без «обнуления».«Несмотря на отрицательную позицию ВС и КС, Минюст, по сути дела, пытается привести законодательство в соответствие с европейскими стандартами», — добавила она.
Также Минюст предлагает сократить для осужденных за особо тяжкие преступления срок, после которого станет возможным перевод из колонии строгого режима в колонию-поселение, с двух третей до половины.
Но по ряду преступлений — в их числе преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних либо связанные с незаконным оборотом наркотиков, террористической деятельностью, организацией преступного сообщества и участием в нем — срок увеличивается с половины до двух третей.
Эксперт Института прав человека (внесен в реестр иноагентов) Арсений Левинсон считает, что поправки ударят по одной из самых многочисленных категорий заключенных — людям, которые отбывают сроки за распространение наркотиков.
«Сейчас для них нет дискриминационных положений по переводу из колонии строгого режима в колонии-поселения,— пояснил правозащитник.— Есть более строгие нормы для УДО — три четверти срока. А теперь ещё и сроки перевода «на поселок» ужесточили.
Если они не допускают дисциплинарных нарушений, работают, получают поощрения, то почему они должны оказываться в таком положении?» Господин Левинсон считает, что изменения, которые ухудшают положение осужденных, «ничем не мотивированы».
Пакет поправок в целом характеризует как «шаг вперед, два шага назад».
Зампред Общественной наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачева отмечает, что «осужденные за наркопреступления — чаще всего молодые люди, нередко — студенты, которые оступились по молодости»: «Возможность смягчения наказания только после двух третей срока — это очень долго.
То же самое и с осужденными за экономические преступления. В последние годы организация и соучастие в преступном сообществе вменялись почти всем обвиняемым по экономическим статьям.
Получается, что им нужно отсидеть 10 из 15 лет на строгом режиме, прежде чем они смогут попросить о смягчении наказания».
Мария Литвинова
Источник — Коммерсант
Продовольственный сертификат для неимущих, запрет образовательных услуг в правовом обзоре
Обзор законопроектов о правах и обязанностях граждан за август 2021 года.
Пенсионные права
Снижение пенсионного возраста — Законопроект № 1233921-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В Пояснительной записке указывается, что в ближайшие десятилетия во всем мире одной из главных проблем станет технологическая безработица, связанная с роботизацией экономики.
А Правительство России вместо того, чтобы проводить такую роботизацию, заставляет старшее поколение работать сверх меры и тем самым обеспечивает стране «отставание навсегда!
Службу по призыву учтут для пенсии – Законопроект № 1228722-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому в страховой стаж включается период прохождения военной службы по призыву.
В Пояснительной записке указывается, что в указанный страховой стаж не включен период прохождения военной службы по призыву, то есть период, связанный с исполнением конституционного долга по защите Отечества.
Это вызывает социальную напряженность среди граждан, ставя в неравное положение лиц, выполнивших свой конституционный долг по защите Отечества, и лиц, не проходивших военную службу по призыву, в том числе уклонявшихся от нее.
Службу по призыву учтут для досрочной пенсии – Законопроект № 1231328-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассмотрят законопроект, согласно которому предлагается включить период прохождения военной службы по призыву в стаж для досрочного начисления страховой пенсии по старости (на 2 года раньше) для лиц, имеющих длительный стаж (42 года для мужчин, 37 лет для женщин).
В Пояснительной записке указывается, что прохождение военной службы по призыву, хотя и является не страховым периодом (за него не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации) имеет высокую общественную полезность и социальную значимость для государства и общества.
При этом, зачастую именно из-за почетной обязанности прохождения военной службы по призыву (вместо трудовой деятельности) гражданину может не хватить страхового стажа для назначения досрочной пенсии.
Включение в страховой стаж службы по призыву – Законопроект № 1240157-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому период прохождения военной службы по призыву включается в страховой стаж при назначении досрочной страховой пенсии по старости лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины). В Пояснительной записке к законопроекту указывается, что в исключении вышеназванных периодов из страхового стажа для оформления досрочной пенсии за длительную работу усматриваются признаки дискриминации в отношении определенных категорий граждан. Особенно важно изменить ситуацию и зачесть в стаж для назначения досрочной пенсии за длительную работу периоды службы вооруженных силах России по призыву, т.е. когда гражданин действовал в интересах государства, выполняя свою конституционную обязанность и почетный долг.
Срок выплаты пенсии составит 22 года – Законопроект № 1232062-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета ее размера, на 2022 год устанавливается продолжительностью 264 месяца.
В Пояснительной записке указывается, что Продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии определена на основании статистических данных о количестве и продолжительности жизни мужчин и женщин в возрасте 60 и 55 лет.
Сохранение повышенной пенсии работникам села – Законопроект № 1228724-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому повышение фиксированной выплаты к пенсии в размере 25% сохраняется независимо от переезда за пределы сельской местности.
В Пояснительной записке указывается, что бывают ситуации, когда граждане, имеющие огромный стаж работы в сельском хозяйстве, вынуждены вследствие преклонного возраста переехать на новое место жительства в связи с тяжелым состоянием здоровья и необходимостью получения ухода со стороны родных и близких.
Лишение указанных граждан, не проживающих по независимым от них причинам в сельской местности, но имеющих значительный стаж работы в сельском хозяйстве, данной надбавки к их страховой пенсии является несправедливым.
Работающим пенсионерам на селе сохранят повышенную пенсию – Законопроект № 1235820-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве устанавливается независимо от того является пенсионер работающим либо нет.
В Пояснительной записке указывается, что учитывая низкие размеры страховых пенсий сельских жителей, многие пенсионеры для поддержания приемлемого уровня жизни вынуждены работать и наряду с другими финансовыми потерями, связанными с неиндексацией пенсий работающим пенсионерам и ограничением до 3 количества индивидуальных пенсионных баллов при перерасчете пенсий работающим пенсионерам, сельские жители, имеющие продолжительный стаж работы в сельском хозяйстве, лишаются еще и права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Обзор налоговых новостей за август 2021
Жилищные права
Ограничение коммунальных расходов – Законопроект № 1227899-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи составляет 15 процентов.
В Пояснительной записке указывается, что Принятие предлагаемого законопроекта позволит устанавливать в субъектах Российской Федерации региональный стандарт максимально допустимой доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг не выше 15 процентов, то есть поддержит малообеспеченных граждан в условиях пандемии, обеспечит адресность оказываемой гражданам социальной поддержки, снизит количество неплательщиков жилищно-коммунальных услуг.
Расширение прав сотрудников МВД на жилье – Законопроект № 1227901-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, направленный на обеспечение реализации жилищных прав сотрудников органов внутренних дел, уволенных со службы. Законопроект предполагает:
- сохранение права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
- предоставление сотрудникам, уволенным с правом на пенсию, жилого помещения в собственность;
- предоставление членам семьи погибшего (умершего) сотрудника, инвалидам I и II групп жилых помещений общей площадью, превышающей норму предоставления, с оплатой такого превышения за счет их собственных средств;
- сохранение за сотрудниками, уволенными со службы, имеющими стаж службы не менее 25 лет, права пользования жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Комментарий к налоговым спорам за июль 2021
Права детей
Наследники смогут оспаривать отцовство наследодателя – Законопроект № 1238545-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому запись об отце ребенка в книге записей рождений может быть оспорена в судебном порядке также по требованию наследника лица, записанного в качестве отца ребенка. В Пояснительной записке указывается, что действующее законодательство отрицает возможность защиты интересов наследников лица, записанного в качестве отца ребенка в книге записей рождений на основании подложных документов.
Расширение льгот для сирот – Законопроект № 1238573-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому льготы будут предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (то есть лицам, достигшим 18 лет), продолжающим образование по программам основного общего, среднего общего образования. В Пояснительной записке указывается, что это необходимо для устранения неравных подходов оказания социальной поддержки.
Практика Конституционного Суда за 1-е полугодие 2021
Вопросы ответственности
Уголовная ответственность за невыполнение предвыборного обещания – Законопроект № 1233926-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому невыполнение предвыборного обещания, то есть непринятие лицом, избранным на выборные должности всех зависящих от него мер для обеспечения выполнения содержащегося в тексте предвыборной программы в период ведения избирательной кампании предвыборного обещания, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. В Пояснительной записке указывается, что законопроект ориентирован на создание эффективного механизма воздействия на недобросовестных кандидатов на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, активно применяющих самые порочные методы ведения избирательной компании, сопряжённые с обманом и злоупотреблением доверием избирателей.
Изъятие загранпаспорта у должника – Законопроект № 1231732-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому при неисполнении решения суда у должника, в отношении которого принято решение об ограничении выезда за пределы РФ, будет изыматься заграничный паспорт.
В Пояснительной записке указывается, что принятие поправок позволит усовершенствовать информирование гражданина Российской Федерации об ограничении его права на выезд из России, что снизит негативные последствия для гражданина при прохождении им паспортного контроля в целях выезда за границу.
Применение принудительных работ к предпенсионерам – Законопроект № 1239188-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому принудительные работы не назначаются женщинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятипятилетнего возраста.
Ранее принудительные работы не применялись к мужчинам, достигшим 60 лет, и к женщинам, достигшим 55 лет.
В Пояснительной записке указывается, что Многие осужденные полагают несправедливым сохранение имеющегося возрастного ограничения (для мужчин — 60 лет и женщин — 55 лет) для назначения принудительных работ после повышения пенсионного возраста.
ТОП-10 Налоговых споров за 2020
Другие события
Продовольственно-лекарственный сертификат – Законопроект № 1227900-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, направленный на установление новой меры социальной поддержки – продовольственно-лекарственный сертификат.
Продовольственно-лекарственный сертификат – предоставляемый малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненном ситуации, именной документ, позволяющий его владельцам приобрести на выделенную фиксированную денежную сумму социально значимые продовольственные товары первой необходимости и необходимые лекарственные препараты для медицинского применения. Номинальная стоимость продовольственно-лекарственного сертификата составляет 30 процентов величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации в месяц.
В Пояснительной записке указывается, что как следует из отчета Счетной палаты Российской Федерации по итогам анализа госполитики, направленной на снижение бедности, на российские бедные домохозяйства, то есть семьи с подушевым доходом ниже прожиточного минимума, приходилось только 22-26% от всего объема социальных выплат от государства, а 19-20% малоимущих домохозяйств, то есть каждая пятая нуждающаяся семья с 2014 по 2018 год вообще не получала никаких социальных выплат от государства.
Увеличение МРОТ – Законопроект № 1230867-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому минимальный размер оплаты труда с 1 января 2022 года составит 20 000 рублей в месяц.
В Пояснительной записке указывается, что низкий уровень МРОТ приводит к работающим бедным, обширной теневой экономике, повсеместной коррупции, дифференциации доходов населения, к снижению совокупного спроса, то есть к спаду производства, тормозит рост зарплат, пособий, социальных выплат, не стимулирует работодателей внедрять новые технологии и применять рациональные и справедливые системы оплаты труда, повышать производительность труда, тормозит рост ВВП страны, приводит к недоверию граждан к государственным институтам и росту социальной напряженности.
День Сибири – Законопроект № 1239699-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, устанавливающий новую памятную дату 8 ноября — День Сибири. В Пояснительной записке указывается, что роль Сибири в истории России, в ее социально-экономическом и культурном развитии трудно переоценить. Пророчество М.В.
Ломоносова о том, что Российское могущество прирастать будет Сибирью, полностью оправдалось. Здесь добывается 85 процентов российского природного газа, 60 процентов нефти, 75 процентов угля, выплавляется 75 процентов алюминия, расположены высокотехнологичные производства.
Запрет на образовательные услуги – Законопроект № 1241929-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому термин «образовательные услуги» заменяется на «обучение на возмездной основе».
В Пояснительной записке указывается, что концепция образования как услуги — концепция образовательных услуг вызывает справедливое недовольство педагогического сообщества, обучающихся и их родителей.
Руководители Министерства образования и науки неоднократно высказывались за исключение этого понятия из действующего законодательства.
Практика Конституционного Суда по налогам за 2020
Другие материалы по теме
- Обзор Писем Минфина по налогам за июнь 2021 — ссылка
- Налоговые споры за июль 2021 — ссылка
- Пенсионные новости за август 2021 — ссылка
- Налоговые новости за август 2021 — ссылка
- Правовые новости за июль 2021 — ссылка
- Обзор Практики КС РФ по налогам за 2020 — ссылка
Принудительные работы: проблемы назначения и исполнения
Малышев, В. О. Принудительные работы: проблемы назначения и исполнения / В. О. Малышев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 333-334. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75380/ (дата обращения: 18.12.2021).
Настоящая работа посвящена исследованию принудительных работ как наказанию, не связанному с лишением свободы. В статье выявлены основные проблемы, которые препятствуют назначению и эффективному исполнению принудительных работ в правоприменительной практике, а также предложены пути решения указанных проблем.
Ключевые слова: принудительные работы, исправительные центры, наказание, преступление, уголовное законодательство, практика применения.
Принудительные работы, как уголовное наказание, не связанное с лишение свободы, было включено в систему уголовных наказаний в результате непрекращающейся либерализации российского уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в 2011 году.
Несмотря на то, что назначаться принудительные работы судами стали с 1 января 2017 года, российские правоприменители сразу столкнулись с большим количеством проблем, связанных с назначением и исполнением данного наказания.
Некоторые из этих проблемы были решены Верховным Судом РФ, который своими разъяснениями попытался достичь единообразия судебной практики по вопросам назначения и исполнения принудительных работ [4].
Однако следует признать, что большинство из проблем, обнаруженных за столь непродолжительное время функционирования института принудительных работ, так и остались неразрешенными.
В Уголовном кодексе РФ (далее — УК РФ) [3] принудительным работам посвящена ст. 53.
1, согласно которой данный вид наказания может быть назначен судом при наличии следующих условий: а) лицом совершено преступление небольшой или средней тяжести, или впервые совершено тяжкое преступление; б) за совершенное преступление назначено наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы; в) суд пришел к выводу о том, что лицо может исправиться без нахождения в учреждениях, осуществляющих исполнение наказания в виде реального лишения свободы. Сущность принудительных работ заключается в привлечении осужденных лиц труду в местах, перечень которых определяют учреждения и органы, входящие в российскую уголовно-исполнительную систему.
Выбранная законодателем формулировка «принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы…» не зря критикуется в научном сообществе. Из буквального толкования ч. 1 ст. 53.1 УК РФ следует, что принудительные работы не могут быть назначены в качестве основного наказания, а могут назначаться только в порядке замены лишения свободы.
Это утверждение подтверждает и особый порядок назначения принудительных работ: сначала суд должен назначить лицу наказание в виде лишения свободы, затем, проанализировав все обстоятельства и придя к выводу, что добиться исправления осужденного возможно без реального отбытия наказания в виде лишения свободы, суд должен указать в резолютивной части приговора о замене лишения свободы на принудительные работы на тот же срок.
Согласно правилам назначения уголовного наказания, более строгое наказание из предусмотренных санкцией уголовно-правовой нормы назначается судом только в том случае, если менее строгий вид наказания не способен обеспечить достижение целей наказания (ч. 1 ст. 60 УК РФ).
Таким образом, выбранный законодателем и разъясненный Верховным Судом РФ порядок назначения наказания в виде принудительных работ противоречит указанному правилу.
Возникает закономерный вопрос: почему суд не может сразу назначить лицу наказание в виде принудительных работ, минуя при этом назначение наказания в виде лишения свободы? Кроме того, указание в ч. 1 ст. 53.1 УК РФ на альтернативность назначения принудительных работ, по нашему мнению, противоречит положениям ст.
45 УК РФ, в которой принудительные работы названы в качестве основного вида уголовного наказания. В связи с выявленными нами противоречиями считаем, что из диспозиции ст. 53.1 УК РФ следует исключить словосочетание «как альтернатива лишению свободы». Подлежит исключению из уголовного закона и часть 2 ст. 53.2 УК РФ.
Правовое регулирование института принудительных работ не позволяет ответить на вопрос: как действовать суду, если принудительные работы предусмотрены санкцией нормы в качестве наказания, а лишение свободы — нет? Подобным образом сконструированы санкции рядом норм уголовного закона (например, ч. 1 ст. 159.1, ч. 1 ст.
207 УК РФ). Правомочен ли суд в таких ситуациях назначать в качестве наказания принудительные работы, ведь подобные действия суда будут противоречить правилам ч. 2 ст. 53.1 УК РФ? В доктрине уголовного права однозначный ответ на данный вопрос отсутствует.
Если обратиться к букве закона, то, действительно, принудительные работы могут быть назначены только в том случае, если они выступают альтернативой лишению свободы. Однако мы считаем, что принудительные работы должны расцениваться правоприменителем как самостоятельный вид уголовного наказания.
Поэтому мы поддерживаем мнение Идрисова И. Т., считающего, что данное наказание может назначаться и в том случае, если лишение свободы не указано в санкции соответствующей статьи [6, c. 135]. В противном случае включение законодателем в ряд санкций статей Особенной части УК РФ лишено логики.
И если бы подобное единичное включение можно было бы списать на дефекты юридической техники, то указание в санкциях ряда статей Особенной части УК РФ только принудительных работ возможность данных дефектов исключает.
Мы солидарны с учеными, считающими, что принудительные работы должны назначаться в качестве самостоятельного наказания в случае, если санкция статьи Особенной части УК РФ устанавливает данное наказание как самое строгое [4, с. 65].
В силу ч. 1 ст. 60.7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ [2], лица, осужденные к принудительным работам, должны трудиться в организациях любой организационно-правовой формы.
Системное толкование указанной нормы, а также норм российского гражданского и налогового законодательства позволяет прийти к выводу, что законодатель под организациями имеет ввиду только юридических лиц, исключая из поля действия данной нормы индивидуальных предпринимателей.
Полагаем, что осужденные к принудительным работам лица могут быть трудоустроены и к индивидуальным предпринимателям. В связи с этим считаем изложить последнее предложение ч. 1 ст. 60.
7 УИК РФ в следующей редакции: «Осужденные к принудительным работам привлекаются к трудовой деятельности у юридических лиц любой организационно-правовой формы и у индивидуальных предпринимателей».
В россии решили изменить правила освобождения по удо — мк
Минюст России представил долгожданный для многих осужденных-тружеников (именно так можно назвать тех, кто отбывает наказание в виде принудительных работ) законопроект. Документ предлагает внести изменения в УК и УИК, четко прописав: право на условно-досрочное освобождение возникает с момента начала срока отбывания наказания, назначенного по приговору.
Готовы и поправки, которые не дадут слишком строгому или даже нерадивому «гражданину начальнику» превратить ИЦ в настоящую тюрьму. Администрация не сможет воспрепятствовать встречам осужденных с родными, походам в кино и театры.
«Наконец-то свершилось!» «Мы ждали этого столько времени!» — сотни звонков и смс от осужденных (я не оговорилась: те, кому суд назначил принудительные работы, могут пользоваться мобильными телефонами) «взорвали» редакцию с утра 26 октября 2021 года. Накануне Минюст вывесил на своем сайте законопроект об УДО, который касается каждого из них.
Итак, о чем речь. Любой осужденный к реальному сроку может, по закону, после части отбытия наказания просить суд смягчить его, заменив колонию на принудработы. Этой возможностью до недавнего времени мало пользовались: во-первых, исправительных центров не хватало. Во-вторых, работы для осужденных найти там не могли.
Однако в период пандемии рабочие руки стали особенно востребованы (на фоне отъезда мигрантов), так что были построены новые ИЦ, которые тут же заполнились, и где никто без дела не сидит. И каково же было изумление осужденных, когда суды им стали массово отказывать в УДО.
Аргумент: право на УДО отчитывается якобы с момента перевода на другой режим, а не с момента вынесения приговора.
— Я получил 10 лет колонии строгого режима, — рассказывает бывший столичный полицейский Александр. — После 5 лет обратился в суд о смягчении наказания, и тот перевел на принудительные работы. Думал, я так: вот поработаю, а потом и на УДО.
По закону УДО можно просить после отбытия 2/3 части наказания. Но! Большинство судов России отчитывают этот период не с момента вынесения приговора, а с момента, когда реальный срок был замен на работы. То есть мне нужно отбыть больше трех лет, чтобы просить уложено-досрочно освобождение.
Если бы я остался в колонии, то достаточно было бы отбыть еще год.
Арестанты завалили жалобами все инстанции.
Нашлись и те, кто потребовал: верните обратно в колонию! И все это на фоне разговоров власти о том, что надо как можно больше осужденных (право на замену срока на принудительные работы имеют около 200 тысяч человек) привлекать к труду за пределами исправительных учреждений.
К слову, инициатива эта не просто благая, а крайне необходимая в борьбе с рецидивом: осужденные социализируются во время принудработ и обычно после наказания уже не совершают преступления (тем более что берут работать на тех же предприятиях, где они «мотали срок»).
Но это не единственная хорошая новость. Вместе с правозащитниками Минюст подготовил поправки в Правила внутреннего распорядка исправительных центров. Предполагается, что отпускать за пределы ИЦ на выходные всех осужденных не право, а обязанность начальника.
Если человек нарушил порядок — то его могут отставить, во всех остальных случаях он распоряжается своими выходными сам. Кроме того осужденные смогут после работы заходит в магазины, культурные и образовательные учреждения, общепит просто уведомив начальника ИЦ (скажем, по телефону).
Сейчас во многих регионах такое можно только с письменного согласия руководства, а оно зачастую запрещает абсолютно все, включая поход в частную клинику.
— Наш ИЦ похож на тюрьму, даже в колонии было легче, — говорит осужденных из исправительного центра Норильска. — В город впускают три раза в неделю на три часа, при том, что автобус до центра идет почти час. О том, чтобы провести с близкими выходные, и речи не идет…
Подобные жалобы поступают из разных регионов, в основном из Оренбургской, Орловской областей и т.д. К слову в Оренбурге осужденный к принудработам заставляли по утрам выстаиваться и слушать гимн.
Новый документ, как надеются правозащитники, это изменит. А еще он позволит им находиться в нерабочее время на спальных местах (сейчас это категорически запрещено, люди после тяжелой работы не могут даже присесть на кровать).
Но самое главное — возможно, будет прописано требование, чтобы осужденные заключали трудовые договора напрямую с предприятием. Тогда зарплата их была бы прозрачной и, вероятно, более солидной.
— По документам мы числился разнорабочими, на самом же деле разделываем морепродукты, — говорит «трудоарестант» из Норильского ИЦ.
— За нас платят, по словам бухгалтера предприятия, по 34 тысячи администрации учреждения. Но на руки я получаю 3700. Цены в Норильские высокие, на эти деньги невозможно выжить.
Зима на носу, а я не могу купить даже зимнюю обувь, не говоря уже о куртке. Безумно жалею, что приехал в ИЦ…
Минюст России дал понять последними законопроектами: поводов для сожалений будет меньше.
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28654 от 27 октября 2021
Заголовок в газете: Год поработал — всю жизнь свободен
Принудительные работы
юрист Дмитрий Анисимов
Как вид уголовного наказания принудительные работы введены Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 420-ФЗ. Положения УК РФ (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ) в части принудительных работ применяются с 1 января 2017 года.
Принудительные работы– это самый строгий вид наказания, не связанный с изоляцией от общества. Альтернатива лишению свободы за совершение преступлений небольшой или средней тяжести или за совершение тяжкого преступления впервые.
- Принудительные работы– это промежуточный этап, «ступенька» на пути к условно-досрочному освобождению, смягчению наказания (в виде штрафа, исправительных работ или ограничения свободы).
- Как попасть из исправительной колонии в ИЦ и УФИЦ
- Для того, чтобы осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии, попал на принудительные работы, требуется подать ходатайство о замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами. Образец
- Неотбытая часть наказания в виде лишения свободы может быть заменена принудительными работами после фактического отбытия осужденным за совершение:
- преступления небольшой или средней тяжести- не менее одной четвертой срока наказания;
- тяжкого преступления — не менее одной трети срока наказания;
- особо тяжкого преступления — не менее половины срока наказания.
Такой подход не применим к ряду преступлений, особо оговоренных в ч. 2 ст. 80 УК РФ.
- Процедура рассмотрения ходатайства
- Суд в течение 14 суток, со дня поступления ходатайства, принимает или не принимает ходатайство к рассмотрению.
- Еще не менее 14 суток (с учетом времени для оповещения осужденного, органов прокуратуры и администрации исправительной колонии) необходимо для назначения судебного заседания, на котором ходатайство подлежит рассмотрению по существу.
- При рассмотрении ходатайства осужденного о замене ему неотбытой части наказания принудительными работами суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления.
- Кому не назначают принудительные работы
Наказание в виде лишения свободы не может быть заменено на принудительные работы ряду лиц, указанных в ч. 7 ст. 53.1 УК РФ
- инвалидам (кроме трудоспособных инвалидов третьей группы),
- женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста,
- мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста.
- Общим неформальным препятствием для перехода на принудительные работы может также послужить переполненность ИЦ и УФИЦ и соответствующее этому «нежелание» администрации исправительной колонии способствовать замене осужденному наказания в виде лишения свободы на рассматриваемый вид наказания.
- ИЦ и УФИЦ
- К концу 2017 года многие суды выработали практику замены в порядке статьи 80 УК РФ лишения свободы принудительными работами — как более мягким видом наказания с меньшей долей карательного элемента, в том числе для лиц, признанных виновными в совершении тяжких или особо тяжких преступлений.
- Наполняемость учреждений ФСИН, предназначенных для отбывания принудительных работ — исправительных центров (ИЦ) и участков, функционирующих как исправительные центры (УФИЦ) — в течение 2017—2018 годов находилась на незначительном уровне.
- Во-первых, в силу осторожного отношения судов к использованию нового вида наказания.
- Во-вторых, из-за отсутствия в системе ФСИН России широкой практики трудоустройства для категории осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ.
- В-третьих, в силу недостатка иного опыта использования такого вида наказания.
В 2019 году вступил в действие Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 540-ФЗ «О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации».
В нем предусмотрено сокращение сроков фактически отбытого наказания, после которого возможна замена наказания в виде лишения свободы принудительными работам, по сравнению со сроками, необходимыми для замены лишения свободы иными более мягкими видами наказания или для применения условно-досрочного освобождения.
С этого периода наполняемость ИЦ и УФИЦ резко возросла за счет лиц, которым лишение свободы в порядке статьи 80 УК РФ заменена принудительными работами.
Условия отбывания наказания
К середине 2019 года доля лиц, которым лишение свободы заменено принудительными работами, стала основной для отбывающих наказание в ИЦ и УФИЦ. Большинство исправительных учреждений в настоящее время переполнены.
Не соблюдаются нормы жилой площади на одного отбывающего наказание, а также иные нормы в расчете на одного осужденного.
В настоящее время ощущается нехватка мебели и бытового оборудования: холодильников, газовых и электрических плит для приготовления пищи, мест хранения личных вещей, стирки и сушки белья и одежды.
Контингент
Контингент лиц, которым лишение свободы заменено принудительными работами–это трудоспособные мужчины в возрасте от 25 до 55 лет. Примерно 10-20 % от общего числа осужденных, в разных учреждениях, составляют женщины. Женщины проживают в отдельных помещениях (комнатах) и с мужчинами пересекаются только при проведении общих проверок.
Абсолютное большинство таких осужденных изначально приучено к труду. Как добросовестные работники они проявили себя и при отбывании наказания в исправительных колониях, что явилось обязательным условием замены им наказания на более мягкое.
Отбывание наказания в виде принудительных работ не является «прогулкой» или «пребыванием в санатории».
Такое наказание связано с достаточно жестким режимом (распорядок дня включает в себя время подъема, умывания и туалета, физической зарядки, уборки помещений и территории, приема пищи, проверки, следования на работу и обратно, время отбоя и непрерывного восьмичасового сна, при этом сон и приемы пищи в неустановленное время запрещены).
Со стороны администрации учреждений в отношении осужденных регулярно производятся досмотры, возможны внезапные обыски.
Виды трудовой деятельности
Принудительные работы–это тяжелый посменный физический труд на предприятиях различных форм собственности, связанный с уборкой и переработкой отходов, ручными погрузочно-разгрузочными операциями, вредными производствами (изготовлением пескоцементных стройматериалов, производством и переработкой полимеров и пр.), немеханизированной работой в сельском хозяйстве.
Осужденные– это лучшие работники для предприятий. Они дисциплинированы, в продолжительный период времени не ориентированы на увольнение или смену характера работы, даже близко не ассоциируются с употребляющими алкоголь или иным асоциальным поведением.
Для получения возможности досрочного освобождения такие работники нацелены исключительно на производительный труд.
Заработная плата
В большинстве случаев заработная плата осужденных к принудительным работам находится на уровне минимального размера оплаты труда или несколько выше его. С зарплаты – помимо удержания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – производятся удержания в доход государства по решению суда и удержания в счет выплат по исполнительному производству.
Питание и одежда
Осужденные к принудительным работам питаются и обеспечиваются одеждой за свой счет. Это определено ст. 60.5 УИК РФ. При отсутствии у осужденных собственных средств обеспечение их одеждой, обувью и питанием осуществляется исправительным учреждением. Фактически, на это можно рассчитывать только в первое время или в крайних случаях.
- Во-первых, такое питание и иное обеспечение аналогично довольствию в исправительных колониях, что способствует, при первой возможности, добровольному отказу осужденных от подобного обеспечения.
- Во-вторых, обеспечение таким довольствием в основном предназначено для временно не работающих, по различным причинам лиц.
- Свободное время
Проводить свободное от работы время осужденные к принудительным работам обязаны в исправительном учреждении. Без разрешения администрации ИЦ (УФИЦ) осужденные не имеют права покидать территорию.
Основные проблемы при отбывании наказания в виде принудительных работ
- Значительные сложности связаны с жесткими социально-бытовыми условиями проживания: режим, проверки, досмотры, обеспечение жилой площадью, одеждой, питанием и т.д.
- На принудительных работах не предусмотрены суточные свидания с родными.
- Поощрение, заработанное на принудительных работах, дает возможност выезда за пределы исправительного центра в границах муниципального образования, на территории которого он расположен, в выходные и праздничные дни(п. «в» ст. 60.13 УИК РФ). Так же вы можете видеться с родственником до 20:00 текущих суток вне поощрений.
- Другая возможность выехать домой предусмотрена ч. 3 ст. 60.4 УИК «осужденным к принудительным работам для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток непосредственно после постановки осужденного на учет и его регистрации по месту пребывания (для гражданина Российской Федерации) или постановки на миграционный учет по месту пребывания (для иностранного гражданина или лица без гражданства)».
- Если кто-то из родственников тяжело заболел или умер, то после предоставленных документов о факте случившегося, администрация отпускает. Если документов нет, то есть основания не отпустить.
- Отпуск (ч. 7 ст. 60.4 УИК РФ) является основанием провести несколько дней с родственниками вне ИЦ или УФИЦ. Его предоставляют не всем и только через 6 месяцев с момента прибытия в ИЦ.
- Если у вас нет постоянной регистрации, то возникают трудности в получении специализированной медицинской помощи, за исключением случаев, когда осужденные являются постоянными жителями этих районов.
3.1. В плановом порядке получить медицинские услуги невозможно, только варианты платных услуг или экстренная госпитализация по скорой помощи.
- Основная проблема связана с вопросами самой возможности и сроков досрочного освобождения от отбывания наказания для лиц, которым наказание в виде лишения свободы в порядке статьи 80 УК РФ заменено принудительными работами.
Чем можно заменить принудительные работы
Если осужденный принял решение, и у него есть основания для замены принудительных работ на штраф, исправительные работы или на условно-досрочное освобождение, ссылаясь на ст. ст. 44 и 80 УК РФ, ему требуется подать ходатайство в суд об условно-досрочном освобождении при отбывании принудительных работ в ИЦ и УФИЦ. Образец
Положительные решения судов можно посмотреть на сайте судов.
Подтверждением этому является ряд постановлений Московского районного суда г. Твери
- от 26 августа 2019 года по материалу № 4/16-247/2019;