Арбитражные суды — функции и полномочия в решении споров

Арбитражные суды - функции и полномочия в решении споров Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года

Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ, регулирующий деятельность третейских судов.

Понятие

Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

Обратите внимание!

При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками.

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский суд не может рассматривать дела, подсудные арбитражному.

Третейский судья

К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

  • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
  • арбитром может стать только дееспособное лицо;
  • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

Обратите внимание!

При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

Решение третейского суда

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

Срок рассмотрения заявления на выдачу листа об исполнении составляет 1 месяц.

Оспаривание

Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

Преимущества и недостатки

Арбитражные суды - функции и полномочия в решении споров

Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

  • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
  • можно выбрать место рассмотрения спора;
  • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
  • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
  • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
  • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
  • полная конфиденциальность рассмотрения дела.

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
  • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
  • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
  • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

Обратите внимание!

В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах.

Изменения с 2020 года

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

На начало 2020 г. действующими являются:

  • Институт современного инструктажа;
  • Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей»;
  • Международный коммерческий арбитражный суд;
  • Морская арбитражная комиссия.

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Резюме

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

Арбитражные суды - функции и полномочия в решении споров Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Юридический ликбез для директора. Основное, что надо знать про арбитражные суды РФ

Арбитражные суды - функции и полномочия в решении споров

Даже если вы очень порядочный ИП или у вас очень ответственное юрлицо, возможно, когда-нибудь вам придётся столкнуться с отечественной судебной системой. К чему готовиться? Начнем наш цикл статей с арбитражных судов.

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другим делам, связанным с предпринимательской и иной экономической деятельностью. В арбитражные суды с исками обращаются юридические лица и индивидуальные предприятия, в отдельных случаях в рассмотрении дел принимают участие госорганы и органы местного самоуправления субъектов РФ.

  • Ежегодно арбитражные суды России рассматривают по несколько сотен тысяч дел. Чаще всего это:
  • споры по договорам купли-продажи и предоставлении услуг,
  • споры о собственности и налогах,
  • споры о несостоятельности (банкротстве),
  • споры о кредитных договорах и договорах страхования,
  • споры о признании недействительными актов государственных и иных органов.

Обычно в арбитраже рассматривают споры только между определёнными субъектами. Например, между ИП и ИП или между ООО и ООО, или юрлицом и государственным органом. Если одной из сторон в суде выступает физлицо (не считаем ИП, он же индивидуальный предприниматель), тогда дело должен рассматривать суд общей юрисдикции. Согласно ст. 3 ФЗ «Об арбитражных судах», систему арбитражей составляют:

  • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды субъектов РФ – суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах;
  • специализированные арбитражные суды (суд по интеллектуальным правам).

В каждом субъекте РФ – в его «столице» — находится арбитражный суд (АС субъекта). Эта инстанция будет первой почти для любого дела. Судьи здесь разбирают дело по существу и выносят решение. После этого стороны дела могут обжаловать решение либо дождаться вступления в законную силу. Абзац выше помог нам разобраться в том, что арбитражный суд есть в каждом регионе. Как правильно выбрать, в какой надо обратиться именно вам. Выбор зависит от ответчика – компании (ИП, госоргана), к которому вы подаете иск. Если в договоре с компанией, которого вы планируете «сделать» ответчиком в арбитраже указан конкретный суд – с иском надо обращаться туда. Если конкретизации в документе нет, то исходить надо из юридического адреса компании.Разбираем на примере Представим, что вы – веб-разработчик из Екатеринбурга. Вам заказали сайт для магазина вешалок. Сайт вы сделали, а заказчик заплатить отказался. Вы посмотрели договор и не обнаружили там ничего про суд, в который надо обращаться при наступлении неблагоприятных обстоятельств. Теперь надо смотреть на юридический адрес продавца вешалок. Компания расположена по адресу г. Екатеринбург, ул. Ленина, 5. Значит иск надо готовить в Арбитражный суд города Екатеринбурга.Согласно части 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодексаРоссийской Федерации, письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.

Читайте также:  Адвокат по статье 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности

Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Его подписывают истец или его представитель (юрист).

Сегодня иск можно подать в электронном виде, заполнив форму, размещенную на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет (хорошо, если к этому времени вы будете иметь аккаунт на госуслугах, процесс подачи иска пройдет для вас быстрее).

Согласно п. 2 ст. 125 АПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны:

  • Наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • Наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца;
  • Наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
  • Требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требования к каждому из них;
  • Обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
  • Цена иска, если иск подлежит оценке;
  • Расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
  • Сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
  • Сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;
  • Перечень прилагаемых документов.

В исковом заявлении указываются и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора, а также имеющиеся у истца ходатайства. Судебные расходы зависят от некоторых величин: госпошлина, оплата труда юриста, оплата труда привлекаемых специалистов (например, экспертов или оценщиков).

Госпошлину рассчитать быстрее всего. На сайте каждого регионального арбитража есть сервис «Калькулятор госпошлины». Пользоваться им очень просто.

Арбитражные суды - функции и полномочия в решении споров

Да, процедурное рассмотрение дел в арбитражных судах имеет четыре инстанции: суд первой инстанции, апелляционная, кассационная и надзорная инстанции. Стоимость госпошлины в апелляционной и (или) кассационной инстанции отличается от суммы госпошлины за исковое заявление в первой инстанции.

После рассмотрения дела судьи на судебном заседании огласят резолютивную часть решения, то есть выводы. Суд либо удовлетворит иск, либо откажет в его удовлетворении полностью или в части. На том же заседании судья укажет, кто и как будет покрывать судебные расходы, срок и порядок обжалования решения суда. Позднее вы получите судебное решение в полном объеме.

Это решение вступит в законную силу через месяц после изготовления. Тогда ответчик должен его исполнить. Сразу же, без ожиданий и проволочек.

Решение суда можно оспорить в апелляционной инстанции в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции решения. Апелляционная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Если оппонент не исполнит решение, вы должны получить исполнительный лист и обратиться в службу судебных приставов-исполнителей. Приставы будут заниматься исполнением решения суда: они вправе наложить арест на счета ответчика в банках, обратить взыскание на его имущество (дачи, машины) и распродавать его.

Истории возникновения арбитражных судов можно и нужно посвятить отдельную статью. А в этом абзаце мы перечислим ключевые даты развития института.

  1. 14 мая 1832 года – создание коммерческих судов, которые являлись непосредственными предшественниками арбитражных судов Российской Федерации.
  2. Каждый коммерческий суд ведал в пределах своего города, подсудность же распространялась на всех жителей и прибывших:

…ведомство каждого коммерческого суда простирается не далее того города, в котором он учрежден, и уезда одного, разве при самом учреждении суда или впоследствии к нему будут приписаны другие смежные города и уезды. Но подсудность по делам, подлежащим ведомству суда, распространяется как на жительствующих в том городе и уездах, так равно и на временно пребывающих в оные.

После революции, в ноябре 1917 декретом Совета народных комиссаров коммерческие суды упразднили.

29 декабря 1917 года – вышел декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений» все дела коммерческих судов распределили по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства. Понятие арбитражный суд появилось в 20х годах. Кстати, слово это имеет французское происхождение и означает «разрешение спора при посредничестве».

В 1922 году, согласно декрету ВЦИК и СНК РСФСР «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями», для решения экономических споров учредили Высшую Арбитражную Комиссию. Она действовала при Совете Труда и Обороны.

В её компетенциях было разрешать споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии не входили в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией.

В мае 1931 года – Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже.

Арбитраж должен был разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража – государственный и ведомственный.

В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном – подчинения одному ведомству (министерству, комитету, и т.д.).

В 1991 году – в РСФСР приняли закон N 1543-1 «Об арбитражном суде». Документ устанавливал систему Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов.

Её составляли: Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.

В 1995 году – приняли важнейшие документы, определившие современную систему арбитражных судов в стране: ФЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

В 2002 году был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

  • Длительность 25 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Смотреть полную программу

Арбитражные суды — функции и полномочия в решении споров

Арбитражное производство служит для урегулирования различных споров между хозяйствующими субъектами, к нему прибегают в тех случаях, когда юридические и физические лица не могут договориться между собой самостоятельно.

Что представляет собой арбитражный суд

Неотъемлемой частью Единой системы судопроизводства России выступает арбитражный суд. К сфере его компетенции относятся коммерческие споры, иные дела, связанные с деятельностью экономических субъектов.

Появление такого судебного органа обусловлено необходимостью выделения судебных дел, связанных с хозяйственными и имущественными вопросами, благодаря их специфике, отличной от других областей права.

История создания

Исторически первым судебным органом, занимающийся исключительно вопросами экономической деятельности, стал коммерческий суд, учрежденный в 1832 году 14 мая. Он появился во времена царствования императрицы Анны Иоанновны и являлся частью проводимых ей экономических и внутриполитических реформ.

Судебный институт специализировался на торговых спорах, а также делах о банкротстве. Отделения суда располагались в городах, их компетенция распространялась на жителей и на приезжих, находящихся в пределах городской территории.

Просуществовал коммерческий суд вплоть до 1917 года, когда был упразднен вместе с другими учреждениями императорской России.

Несмотря на то что в СССР исчезли коммерческие отношения, оказалось, что споры хозяйственных объектов происходят даже в социалистической экономике. Поэтому в 1931 г. появился Государственный арбитраж.

Для разбирательств в отдельных ведомствах одновременно с государственным появился ведомственный арбитраж.

Орган быстро показал свою нужность и в дальнейшем непрерывно совершенствовался, прекратив функционирование вместе с распадом Советского Союза в 1991 году.

В постсоветской Российской Федерации арбитражный суд снова появился в 1995 году после принятия закона № 1-ФКЗ. С этой даты началось развитие современного института арбитражного производства, основанного на мировых стандартах и приспособленного к условиям рыночных отношений.

Инстанции, существующие в арбитражном суде и их функции

В нашей стране предусмотрено четыре инстанции рассмотрения исков.

Задача первой инстанции заключается в принятии жалоб заявителей, действующих в хозяйственной области. Продолжительность арбитражного производства составляет 3 месяца. Рассмотрев дело, судья оглашает решение.

Это может быть полное или частичное удовлетворение требований, поступивших от истца, либо отказ. Действующим судебное решение становится через 1 месяц. За это время истец и ответчик имеют право обжаловать вынесенное решение.

Для этого должно быть подано соответствующая жалоба и необходимые документы в адрес апелляционного суда.

Задача всех остальных инстанций заключается в проверке решений первичных арбитражных судов по жалобе заявителей.

Таких инстанций три: апелляционная, кассационная и Высший арбитражный суд.

Читайте также:  Сотрудник полиции, обвиняемый в получении взятки по п. «а» ч.5 ст.290 УК РФ, освобожден в зале суда из-под стражи

Область деятельности арбитражных судов в РФ

Полномочия арбитражного суда определены достаточно четко. К их компетенции относятся следующие виды споров:

  • возникшие между хозяйствующими субъектами, как правило, о неисполнении или ненадлежащем выполнении указанных в договоре обязательств;
  • оспаривание решений госорганов, чаще всего речь идет о возвращении неправильно насчитанных налогов, штрафов, пеней и т. п.;
  • признание банкротами предприятий или отдельных граждан;
  • другие дела, перечисленные в статьях 27, 30–32 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Система арбитражных судов

Структура судебного арбитража в Российской Федерации четырехуровневая.

Нижняя первая инстанция состоит из органов, сформированных в отдельных федеральных субъектах. Они включают 81 суд в каждой из областей, республик, краев и других субъектах государства.

Апелляция — это следующая ступень арбитража. Она занимается выявлением соответствия законам постановлений судов первичного уровня. Судьи повторно оценивают доказательства, которые рассматривал суд первой инстанции. В случае появления новых доказательств они также приобщаются к делу.

В свою очередь, апелляционное решение может быть оспорено в третьей ступени арбитража — кассационном суде. Таких органов в стране насчитывается 10 — по одному на судебный округ. Функция суда кассационной инстанции — проверка предыдущих решений на применение процессуальных норм. Срок подачи жалобы ограничен двумя месяцами со срока вступления в силу постановления предыдущего суда.

Последней и самой высшей инстанцией арбитражного судопроизводства является надзорная. Ей выступает Верховный Суд РФ. Он также занимается судебным надзором за арбитражными судами всех нижестоящих инстанций.

Участники арбитражного процесса, функции адвоката

Особенность арбитражного производства в том, что субъектами дел могут быть как физические лица, так и юридические.

В рассмотрении дела участвуют истец совместно с ответчиком. Кроме них также присутствует заявитель и прокурор. В ходе слушаний при необходимости могут привлекаться свидетели, эксперты, переводчики, а также различные специалисты и другие участники.

Роль адвоката в рассмотрении дела очень важно. Он осуществляет функции представителя, составляет правовое заключение, выстраивает позицию ответчика или истца в суде, составляет судебные документы, подает жалобы.

Что должен содержать иск в арбитражный суд

Содержание иска отражено в статье 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В документе обязательно должна содержаться следующая информация:

  • наименование судебного органа, куда подается иск;
  • кто и на кого подает иск, должны быть указаны полные наименования компаний или Ф. И. О. граждан, контакты;
  • перечень требований, предъявляемых ответчику (в обязательном порядке требования должны быть подтверждены ссылками на законодательные акты и другие нормы права);
  • перечень обстоятельств, являющихся основанием для требований;
  • указание на меры, которые предпринимались до подачи заявления;
  • список документов, прилагаемых к исковому требованию.

К иску прилагается квитанция, подтверждающая уплату госпошлины, соответствующей виду дела и сумме заявленного иска. Размер пошлины также зависит от того, является ли заявитель физическим или юридическими лицом. Конкретная величина указана в статье 333.21 Налогового кодекса РФ.

Чем заканчивается производство по делу

Рассмотрение дела заканчивается либо удовлетворением иска, либо отказом. И первое, и второе возможное решение могут быть в полном объеме иска или в частичном.

Судья зачитывает вынесенное решение, а также оглашает определение по вопросу судебных расходов, в какой доле они будут делиться между сторонами спора.

Обжалование решения арбитражного суда

К обжалованию прибегают в том случае, если истец или ответчик не согласны с решением суда. Они имеют право подать жалобу в апелляционном или кассационном порядке, а также обратиться в высшую инстанцию — Верховный Суд. Главное условие — соблюдение сроков подачи жалобы и правильное ее оформление.

Право на обращение в вышестоящие суды имеют не только непосредственные участники процесса. Правопреемник юридического лица, ранее не участвовавший в разбирательстве, также может обжаловать судебное решение.

Решение суда вступает в силу не сразу, а через 30 дней. В течение этого срока обе стороны могут подать жалобу в суд апелляционной инстанции. При вынесении решения в упрощенном порядке оно исполняется немедленно, а срок обжалования сокращается до 15 дней.

Кассационная жалоба подается уже после вступления судебного решения в законную силу. Срок подачи ограничен двумя месяцами. Документы следует подавать в адрес суда, решение которого оспаривается. На передачу их в кассацию законом отводится 3 дня.

Сроки обращения в Верховный суд также ограничены двумя месяцами с момента вступления в силу обжалуемого решения.

Когда возможен пересмотр дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

Вновь открывшимися обстоятельствами являются:

  • существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
  • установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;
  • установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела.

Новыми обстоятельствами являются:

  • отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу;
  • признанная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, которая повлекла за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;
  • признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека;
  • определение либо изменение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Верховного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства (п. 5 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ, см. текст в предыдущей редакции);
  • установление или изменение федеральным законом оснований признания здания, сооружения или другого строения самовольной постройкой, послуживших основанием для принятия судебного акта о сносе самовольной постройки.

Исполнение решения арбитражного суда

Ответчик обязан выполнить решение в течение установленного периода времени после его вступления в силу. В ряде случаев решения обязаны выполняться немедленно. В основном к ним относятся иски по оспариванию действий либо бездействия госорганов и случаи применения ненормативных актов. Полный перечень таких случаев указан в статье 182 АПК РФ.

Если исполнение решения не произойдет в установленный срок, то истец должен получить на руки исполнительный лист. В этом случае обязанность по взысканию возлагается на судебных приставов, которые возбуждают исполнительное производство. В ходе его на имущество и банковские счета, принадлежащие ответчику, налагается арест.

В случае бездействия судебного пристава, приводящего к затягиванию взыскания, истец имеет право обжаловать действия должностного лица. Жалоба подается руководителю пристава, либо непосредственно в суд, вынесший постановление.

Глава 7. судебная власть и прокуратура

———————————

Редакция наименования главы 7 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г.

N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г.

(Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001).

Статья 118

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства .
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается .

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 121

  1. Судьи несменяемы.
  2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
Читайте также:  Претензия по факту некачественных работ

Статья 122

  1. Судьи неприкосновенны.
  2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 123

  1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
  • Статья 124
  • Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
  • Статья 125
КонсультантПлюс: примечание.
Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.
  1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :
  1. а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;
  2. б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;
  3. в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;
  4. г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .
  1. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
  • а) между федеральными органами государственной власти;
  • б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
  1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

  1. а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;
  2. б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;
  3. в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .
  1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .
  3. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

  • Статья 127
  • Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации») .
  • ———————————

Статья 127 исключена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г.

N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г.

(Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001).

Статья 128

  1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
  2. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
  3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством.

Статья 129

  1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.
  2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
  3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
  4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
  5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.
  6. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *