Жалоба по обоюдной вине

Обоюдная вина при ДТП возникает у водителей довольно часто. Особенные сложности обоюдная вина приносит при попытке получить выплату по ОСАГО.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в России практически не осуществляются.  В очень редких случаях страховая компания может заплатить небольшой процент от стоимости ущерба при обоюдной вине.

1. Что такое обоюдная вина при ДТП?

Обоюдная вина в ДТП означает, что причиной ДТП явились виновные действия водителей, которые в нем участвовали. Обычно, обоюдная вина возникает при случае, когда в ДТП участвовали два транспортных средства, водители каждого из которых нарушили ПДД РФ.

2. Каковы действия ГИБДД при обоюдной вине участников ДТП?

В случае, если ДТП совершено при обоюдной вине водителей, ГИБДД обычно устанавливает факт нарушения Правил Дорожного Движения РФ каждым из участников. Например, одному участнику может быть вменено несоблюдение приоритета при движении, а другому несоблюдение скоростного режима. То есть, из документов ГИБДД будет видно, что нарушили оба участника ДТП.

Однако, бывают и случаи, при которых вина водителей в ДТП вообще не установлена органами ГИБДД.

Такое бывает нередко и происходит, если показания свидетелей со стороны каждого водителя и показания самих водителей «не сходятся» между собой.

Поэтому, несмотря на наличие вины кого-то из водителей, сотрудники ГИБДД могут написать в документах, что «вина не установлена ввиду противоречивости показаний».

3. Как определить наличие вины или степень вины при ДТП с обоюдной виной водителей?

Как следует из положений п. 2 ст. 1083 ГК РФ, вина каждого из водителей определяется судом. Суд может определить степень вины каждого из водителей по 50%, либо в любом другом соотношении, 10% на 90%, 20% на 80%, 30% на 70% или 40% на 60%.

При этом, при определении степени вины суд будет учитывать причинно-следственную связь между действиями каждого из водителей. Ярким примером такого исследования является ситуация, когда один водитель в темное время суток врезается в припаркованный в нарушение правил на обочине дороги другой автомобиль.

С одной стороны виноваты оба. Один быстро ехал, не учитывая темное время суток, а другой припарковал машину с нарушением. Но в данном случае, суд будет выяснять, чьи же действия из водителей являются непосредственной причиной ДТП.

Для этого необходимо ответить на простой вопрос: «Безусловно ли действия того и другого водителя приводили к ДТП»?

В первом случае водитель, который ехал в темноте без учета особенностей движения в темное время суток, врезался бы в любой объект, находящийся на месте припаркованного автомобиля. В том числе и в человека, либо же животное.

Между тем, водитель авто, нарушивший правила парковки, хоть и явился объектом ДТП, но лишь как объект.

Поэтому, в данной ситуации 100% вина в дтп будет именно водителя, двигавшегося с нарушением скоростного режима. А водитель, нарушивший правила парковки, хоть и нарушил ПДД РФ, но в ДТП не виноват.

Почему степень вины распределена именно так, ведь водитель, который нарушил правила парковки, тоже виноват?

На самом деле, определение степени вины в гражданско-правовом процессе (когда суд определяет вину для взыскания убытков и ущерба) и в административном праве (ГИБДД) имеют одно важное различие. В первом случае суд устанавливает истинного виновника, чьи действия привели к ДТП, то есть, устанавливает причинно следственную связь. А для ГИБДД важен лишь сам факт нарушения требований ПДД РФ.

  • Это означает, что даже если ГИБДД установило в Ваших действиях какие-то нарушения ГИБДД, при рассмотрении спора о возмещении ущерба суд вполне может признать Ваши действия нарушением ПДД, которое не являлось причиной ГИБДД и освободить от ответственности по возмещению ущерба (но не от административного штрафа).
  • А равно суд может установить виновником ДТП и то лицо (водителя), в чьих действиях на момент ДТП ГИБДД не установило нарушений.
  • Другими словами, юрист на гражданском суде необходим именно для того, чтобы вина была определена именно в интересах клиента!

4. Обоюдная вина при ОСАГО

Страховое возмещение по ОСАГО при обоюдной вине выплачивается, обычно, по решению суда. Ведь именно суд может определить страховые выплаты при обоюдной вине, подлежащие выплате каждому из участников ДТП.

К сожалению, в случаях обоюдной или неустановленной вины, страховая компания вынуждена отказывать по ОСАГО. Страховая компания не вправе сама определять степень вины каждого из участников ДТП, без участия суда.

  1. Поэтому, получив отказ по ОСАГО при обоюдной или неустановленной вине, не расстраивайтесь.
  2. Вам необходимо собрать все документы по выплате и подать в суд.
  3. Если вы находитесь в Московском регионе, то наш юридический центр «ЮрФилд» всегда готов помочь в деле установления вины и взыскании размера ущерба по ОСАГО.

5. Как определяется размер ущерба при обоюдной вине?

  • Одним из самых простых и, вместе с тем, неизвестных вопросов для обычного водителя, является вопрос определения размера ущерба при обоюдной вине.
  • Очень многие наши клиенты, попав в ДТП при обоюдной вине считают, что каждый из водителей должен восстанавливать свой автомобиль самостоятельно.
  • Но это не так!
  • При обоюдной вине каждый виновник возмещает ущерб другим лицам исходя из процентного отношения своей вины.

Например, в ДТП участвовали: ВАЗ-2101 и БМВ-7. ВАЗ получил повреждения на 15 000 рублей, а БМВ на 200 000.

  1. Предположим, что степень вины водителя ВАЗ установлена судом в размере 30%, а водителя БМВ — 70%.
  2. В итоге водитель БМВ должен будет возместить водителю ВАЗа 70% от 15 000, то есть 10 500 рублей.
  3. А водитель ВАЗа должен будет возместить водителю БМВ 30% от 200 000 рублей, то есть 60 000 рублей.
  4. При  условии наличия у водителей ОСАГО, все хорошо.

А если ОСАГО нет?..

В любом случае, при наличии обоюдной вины, мы советуем проконсультироваться с юристами.

К сожалению, многие водители недооценивают риски, которые скрывает в себе ДТП с обоюдной виной и зачастую становятся жертвами своего незнания. Последствия хоть и сугубо материальные, но крайне неприятные.

Истории успеха наших клиентов

Жалоба по обоюдной вине Жалоба по обоюдной вине Жалоба по обоюдной вине
«Росгосстрах» насчитал
7 795 рублей компенсации
Полностью отказ в выплате! Страховая: «Альянс».
Вердикт: ущерб автомобиля
BMW X5 оценен в
77 878 рублей
 Жалоба по обоюдной вине  Жалоба по обоюдной вине  Жалоба по обоюдной вине
Мы взыскали через суд: 86 211 р.В результате с нашей помощью хозяин «Аudi А3» получил в 11 раз больше. Наши автоадвокаты подали в суд на страховую компанию.С нашей помощью по обращению хозяина Citroen C-Crosser взыскано в суде 1 333 815 рублей. Страховые адвокаты нашей компании защищали интересы клиента в суде.Последнее слово: взыскано через суд 224 757 рублей.
  • +7 (495) 720-99-39
  • +7 (495) 539-51-01
  • +7 (903)720-99-39

Обоюдная вина при ДТП

Жалоба по обоюдной вине

Оглавление: Кто платит при обоюдной вине в ДТП? Что грозит участникам при обоюдной вине? Порядок действий при обоюдке Можно ли оформить европротокол Установление степени вины в ДТП Как оспорить обоюдную вину? Можно ли не заявлять в ГИБДД

Один из самых неоднозначных терминов, де-факто отсутствующий в нормативной базе. Обоюдная вина при ДТП регулируется действующим законодательством как ситуация, при которой все водители признаны виновными, либо происшествие, при котором установить виновность участника не представляется возможным.

В последнем случае есть смысл оспорить решение – вам в помощь юрист по административным делам и гражданскому судопроизводству. Мы же рассмотрим ситуацию с обоюдной виной участников ДТП более подробно и разберем все возможные варианты.

Кто кому платит при «обоюдке»?

Обоюдная вина в ДТП приводит к тому, что участники одновременно являются и виновником, и потерпевшим. На основании ст.1064 ему обязаны компенсировать причиненный ущерб.

Выплата производится пропорционально степени вины. Многое также зависит от наличия страхового полиса у каждого из участников происшествия, а также от выявления смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Рассмотрим наиболее распространенные ситуации.

Если полис ОСАГО есть у обоих водителей

Если ОСАГО при обоюдной вине есть у обоих водителей, то в соответствии с п.22 соответствующего федерального закона выплата производится в равных долях всем участникам происшествия, либо обратно пропорционально степени их вины.

Если виновность признана равной и участники ДТП не обжалуют это решение, то всем пострадавшим будут выплачены равные доли установленного страхового ущерба от обеих страховых компаний.

Если же автомобилей было 4, то 25% от полного возмещения и так далее.

Если же суд произвел определение степеней вины, то каждый водитель получит компенсацию в той степени, в которой он признан невиновным.

Предположим, что суд определил степень виновности одного участника ДТП на 60%, а второго – на 40%. Повреждения первого автомобиля оценены в 100 тыс. руб. Он получит только 40 тыс. руб от этой суммы, так как на 60% он признан виновным. В ситуации со вторым участником при аналогичной оценке повреждений водителю будут выплачены 60 тыс. руб., так как виновным он признан только на 40%.

Степень виновности участников ДТП устанавливает только суд. Ни сотрудники ДПС, ни эксперты не имеют таких полномочий.

Читайте также:  Ходатайство о допуске второго защитника, не являющегося адвокатом

Если полис ОСАГО только у одного владельца ТС

Выплата по ОСАГО при «обоюдке» возможна только в ситуациях, когда со ответственность застрахована. Если у одного из виновников ДТП нет полиса, то его «оппонент» не сможет получить компенсацию от страховой и будет вынужден взыскивать ее со второго виновника через суд.

Например:

Водители Иван и Игорь обоюдно виновны в ДТП. У Ивана полный порядок со страховкой, а у Игоря ее нет. Игорь обращается в страховую компанию Ивана и получает выплату. Иван обращается в суд с исковым заявлением и взыскивает с Игоря сумму причиненного ущерба.

При взыскании ущерба с виновника ДТП без страховки работает правило, на основании которого производится выплата по ОСАГО: компенсация назначается обратно пропорционально степени виновности. Единственное различие: в одном случае ущерб компенсирует страховая компания, в другом – второй виновник происшествия.

Если один водитель был в нетрезвом состоянии

В этом случае устанавливается причинно-следственная связь между ДТП и нарушениями, который допустил каждый из участников. Мнение о том, что пьяный водитель априори виновен – заблуждение. Да, его привлекут по статье за вождение в нетрезвом виде. Но если не его действия привели к происшествию, то его вины в ДТП нет.

Само по себе опьянение причиной аварии быть не может. А вот допущенные из-за него нарушения – вполне.

Поэтому по факту произошедшего ДТП второго виновника не должно волновать, находился ли первый в состоянии опьянения или нет. Значение имеет только установленная степень его вины. Если виновны оба в равной степени – производится выплата 50 на 50. Если в разной, то процент виновности установит суд.

Жалоба по обоюдной вине

Что грозит участникам при «обоюдке»?

«Обоюдка» при ДТП влечет за собой ту же ответственность, что и при «обычном происшествии. Но есть некоторые нюансы. Рассмотрим наступающие последствия по каждому виду ответственности для всех виновников ДТП:

  • Административная – протокол выписывается на всех виновников.
  • Гражданская – если не установлена степень вины, то все участники получают возмещение в равных долях, если установлена – компенсация выплачивается пропорционально виновности каждого водителя.
  • Уголовная – по аналогии с «обычным» ДТП причинение вреда здоровью или жизни человека влечет за собой наступление уголовной ответственности.

Однако в последнем случае определяющее значение имеет категория пострадавшего. Если им оказался второй водитель, то ответственность возлагается на первого. Если же пострадавшим признан, например, пешеход, то за него отвечают оба виновника ДТП.

Нарушителей может быть двое, но «обоюдки» при этом не будет

«Обоюдка» наступает только в ситуации, когда все участники ДТП были в нем виновны. Их может быть 2, 3, 10 или больше – не имеет значения. Но если один из участников было, предположим, трое, а виновными в происшествии признаны только двое, то ДТП обоюдным не будет, хотя таковой и будет признана вина тех двоих водителей.

Порядок действий при обоюдной аварии

Действовать необходимо в соответствии с ПДД, никаких «привилегий» для обоюдно виновных участников ДТП не предусмотрено. В соответствии с действующими правилами:

  • Участники аварии должны остановить транспортные средства.
  • Не перемещая автомобили включить «аварийку» и выставить знак на удалении, предусмотренном нормативами.
  • Вызвать сотрудников ДПС или оформить европротокол, если это допускает ситуация (нет пострадавших и погибших).

В какую страховую обращаться после происшествия? В свою. Если же у вас не было страховки, то необходимо обратиться к страховщику второго виновника. Тот, в свою очередь, имеет право взыскать с вас компенсацию через суд.

Можно ли оформить европротокол при «обоюдке»?

Жалоба по обоюдной вине

Да, равно как и при любом другом ДТП, но только в ситуациях, когда происшествие соответствует требованиям оформления европротокола. Напомним, что для этого должны быть соблюдены следующие предусмотренные законом условия:

  • В происшествии участвовало ровно 2 транспортных средства.
  • Оба участника ДТП имеют страховые полиса.
  • В ходе происшествия был причинен вред только транспортным средствам, но не жизни и здоровью, не другому имуществу.
  • При ДТП между машинами был прямой контакт.
  • Не превышался лимит в 100 тыс. руб или в 400 тыс. руб, если оформление происходило посредством приложения.
  • Участники происшествия пришли к соглашению в обстоятельствах ДТП.

Соответственно при оформлении европротокола в нашей ситуации участники дают обоюдное согласие и, тем самым, происходит установление их обоюдной вины. Часто именно этот факт страховые компании относят к разногласиям между участниками происшествия, хотя прямого указания на это в законе нет.

Установление степени вины в ДТП

Если участники ДТП не согласны признать обоюдную вину и хотят установить ее степень, то они обращаются в суд. В этой ситуации истцом может выступить как один водитель, так и оба.

Суд рассматривает представленные доказательства и документы, заслушивает свидетелей, если таковые имеются, и устанавливает степень вины каждого участника аварии в процентном соотношении.

В зависимости от этих показателей в дальнейшем водителям выплачивается компенсация от страховщиков или вторых виновников ДТП.

В этой ситуации крайне важно отстоять свою позицию. Вам может помочь опытный автоюрист. Специалист подготовит комплект документов, представит ваши интересы в суде и поможет добиться наиболее благоприятного исхода. Юридическая компания «АПК» в Казани готова предоставить профессиональную помощь участникам ДТП, которые хотят установить степень вины в происшествии.

Как оспорить обоюдную вину?

Если речь идет об оспаривании протокола, то вы можете обратиться к руководству составившего документ инспектора. Если это не принесет результата, то нужно идти в суд. Если же речь идет как раз о судебном решении, то вам необходимо обратиться в вышестоящий суд с соответствующим апелляционным заявлением.

Во второй ситуации вам также может потребоваться помощь квалифицированного юриста. Необходимо предоставить весомые аргументы, которые позволят отменить решение суда первой инстанции. Часто требуется проведение экспертиз, сбор документов, привлечение свидетелей – в этом может помочь опытный автоюрист.

Можно ли не заявлять в ГИБДД о ДТП и уехать?

Теоретически это возможно, хоть и не вполне законно. Но мы не рекомендуем оставлять место ДТП и не заявлять о нем. Иногда лучше получить штраф и увеличить КБМ, даже если повреждения совсем небольшие и по оценке выйдут всего на пару тысяч рублей. Ничто не мешает второму виновнику происшествия вернуться на место и вызвать сотрудников ДПС.

Если вы все же решили договориться и оставить место ДТП, то:

  • Напишите расписку – в ней укажите, что в происшествии не было пострадавших, и необходимость в оформлении инцидента отсутствует.
  • При необходимости составьте европротокол, заранее договорившись, что никто из вас не будет обращаться в суд.

На самом деле избежать повышения КБМ можно даже после вызова сотрудников ДПС – главное договориться, что никто из вас не будет обращаться в страховую компанию за выплатой компенсации. В этом случае вы отделаетесь штрафами. Однако маневры до обмана со стороны второго участника все равно остаются.

Обоюдная вина при ДТП: что это такое, как она оформляется

Далеко не всегда в дорожно-транспортном происшествии виновна только одна сторона. Подчас оба водителя нарушив Правила Дорожного Движения спровоцировали аварию на дороге, а значит и возмещать друг другу ущерб должны обе стороны. Как поступать в таких ситуациях и каковы могут быть размеры выплаты по ОСАГО – эти вопросы рассмотрим детально далее.

Обоюдная вина при ДТП – что подразумевается?

Об обоюдной аварии, или как ее называют между собой инспекторы ГИБДД «обоюдка» говорят тогда, когда в произошедшем виновны обе стороны и они же являются одновременно пострадавшими, то есть друг другу должны возместить ущерб.

Как заключение такого дорожно-транспортного происшествия является Постановление о правонарушении со стороны обеих водителей. Данное правонарушение в обязательном порядке фиксируется инспектором ГИБДД в каждом индивидуальном протоколе. В документе должно быть обязательно указано два пункта:

  • Какой пункт/правило/статья была нарушена.
  • Какое наказание за это предусматривается законом.

Обратите внимание, что говорить о обоюдном ДТП можно только в том случае, если Постановление о правонарушении выписано каждому водителю и есть соответствующий протокол об административном правонарушении.

Возмещение ущерба по ОСАГО

Обязательный страховой полис ОСАГО помогает водителю возместить ущерб, но только материальный. Моральную компенсацию должен выплачивать виновный в дорожно-транспортном происшествии водитель.

Но, каким образом осуществляется возмещение ущерба при обоюдной вине при ДТП? В таком случае выплата средств осуществляется на основании Федерального Закона №12, пункта 22. В данном нормативно-правовом акте речь идет о том, что выплата по ОСАГО осуществляется обеим сторонам.Жалоба по обоюдной вине

Обратите внимание на то, что существует два типа вины:

  • Равная – если действиях обеих водителей в равной степени привели к тому, что возникло дорожно-транспортное происшествие.
  • Различная – если действия одного из водителей в большей мере повлекли за собой возникновение ДТП.

Степень вины определяет суд, поэтому страховая компания, как правило, действует по обычному регламенту – определяет размер ущерба, проводит технический осмотр, и согласно договору, выплачивает средства. Но, не всегда, так как некоторые СК находят массу причин для того, чтобы не выплачивать компенсацию. Такие вопросы придется решать только в судебной плоскости, но об этом поговорим несколько позже.

Читайте также:  Письмо (заявление) о снижении аренды из-за коронавируса

Как оформлять ДТП при обоюдной вине?

Для того, чтобы получить выплаты при обоюдной вине в ДТП, нужно изначально правильно оформить все документы и своевременно подать их в страховую компанию. При таком виде дорожно-транспортного происшествия действия водителя должны быть таковыми:

  • Остановить транспортное средство и не покидать место происшествия.
  • Зафиксировать все обстоятельства ДТП – можно снять на видео, сделать несколько фотографий.
  • Если есть свидетели – взять их показания (также можно записать на видео), обязательно взять их контактные данные.
  • Сообщить в ГИБДД, свою страховую службу и адвокату (если есть).
  • Дождаться приезда вышеупомянутых лиц, проследить за правильностью составляемого протокола.
  • Получить все необходимые документы от инспектора ГИБДД и передать их в страховую компанию.

Далее уже придется действовать по обстоятельствам – или СК примет заявление и выплатит все в срок, или же придется обращаться в суд.

От инспектора ГИБДД нужно обязательно получить такие документы:

  • Справка о ДТП – ее должны получить оба водителя.
  • Протокол об административном правонарушении.
  • Постановление о правонарушении с законодательной привязкой – обязательно должна быть указана статья КоАП.

Без этих документов страховая компания не будет рассматривать заявление об выплате компенсации.

Ранее выплату можно было получить не только от своей страховой компании, но и от СК второго виновного водителя. Сейчас же такая практика отменена, что регламентируется Федеральным Законом «Об ОСАГО». Передать пакет документов нужно не позже, чем через 10 дней после произошедшего.

Жалоба по обоюдной вине

Размер ущерба определяется согласно Федерльному Закону №12, статье 22 – сумма должна быть пропорциональной вине водителя. Однако, судебная практика говорит о том, что чаще всего выплаты распределяются в равных долях.

Получение выплаты

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП, если водители согласны на 50% распределение материальной компенсации, то в суд можно не обращаться – нужно только подать документы в указанный выше срок, написать соответствующее заявление и дождаться выплаты или же осуществления ремонтных работ.

Если же таковое распределение средств не устраивает, то нужно осуществить следующее:

  • Уведомить страховую компанию о ДТП.
  • Дождаться решения суда относительно установленной меры ответственности.
  • Согласно решению суда, получить компенсацию.

Обратите внимание, что судебные разбирательства длятся дольше, чем стандартные выплаты по договору с СК, но в некоторых случаях без такой меры не обойтись.

Что делать, если страховая отказывает?

Довольно часто страховая компания отказывается осуществлять выплаты ОСАГО при обоюдной вине в ДТП. Причин масса, но наиболее часто встречается следующее:

  • Участник ДТП был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • Один из участников аварии не имеет ОСАГО или не был вписан в полис.
  • Один из виновных водителей скрылся с места ДТП.

Даже в таких случаях страховая компания не вправе отказать в выплате. Для выяснения обстоятельств юридическое лицо вправе приостановить процедуру оформления возмещения ущерба, но никак не отказать.

Практически невозможно получить выплаты по ОСАГО в том случае, если личность виновной стороны не была установлена.

Подведем итоги

Обоюдная вина при ДТП, по сути, оформляется точно таким же образом, как и иные виды дорожно-транспортных происшествий, с той лишь разницей, что нет полностью виновной и полностью пострадавшей стороной – об водителя имеют как первый, так и второй статус.

Страховая компания не имеет права отказать в страховой выплате – это регламентируется Федеральным Законом №12. Если же СК отказывается возмещать ущерб, можно смело обращаться в суд с исковым заявлением. Более того – дополнительно можно взыскать с нерадивого подрядчика неустойку.

Верховный суд рассказал, кто должен устанавливать степень вины в ДТП

Страховые компании не могут самостоятельно устанавливать степень вины участников аварии. Так же, как на основании собственных домыслов они не имеют права снижать выплаты пострадавшим.

К такому выводу пришел Верховный суд, рассматривая интересный иск к страховщику от гражданки Тлюняевой, владелицы автомобиля «БМВ», попавшего в аварию.

Ситуация была следующей. Водитель автомобиля «ВАЗ 2112» развернулся в месте, где такой маневр запрещен, и врезался в проезжавший мимо «БМВ».

Приехавшие на место сотрудники дорожно-патрульной службы оформили ДТП, а заодно привлекли к ответственности обоих водителей. Водителя «ВАЗа» — за нарушение пункта 8.8 Правил дорожного движения, то есть за разворот в неположенном месте.

А водителя «БМВ» — за тонировку лобового стекла, а также за управление автомобилем без ОСАГО.

Управление автомобилем без обязательной страховки в принципе не может находиться в причинно-следственной связи с совершением аварии, указал Верховный суд

Тлюняева обратилась к страховщику. Тот оценил ущерб в 750 тысяч рублей и выплатил… 375 тысяч. Хозяйка «БМВ» с этим не согласилась и потребовала от страховщика доплаты.

Однако страховщик указал, что согласно представленному административному материалу усматривается обоюдная вина водителей. Документ, определяющий степень вины каждого из них, отсутствует.

Поэтому было принято решение о выплате половины суммы.

Автовладелица с этим не согласилась и обратилась в суд. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии обоюдной вины участников ДТП в равной степени, а обязательство по выплате страхового возмещения исполненным. С ним согласился и суд апелляционной инстанции.

Жалоба по обоюдной вине

Бумажный и электронный полисы ОСАГО уравняли в правах

Однако Верховный суд не согласился с такими решениями. Он напомнил, что ответственность за причинение вреда наступает тогда, когда есть вред, установлена противоправность действий̆ его причинителя, причинно-следственная связь между такими действиями и возникновением вреда, вина причинителя вреда.

При этом то, что водителей привлекли к административной ответственности, — не повод для возложения на них ответственности также и за ущерб.

Причинно-следственная связь ущерба от аварии и факта тонировки на переднем стекле машины судом не устанавливались. А управление автомобилем без ОСАГО в принципе не может находиться в причинно-следственной связи с совершением аварии, указал Верховный суд.

  • Он напомнил, что если из документов полиции невозможно установить вину застрахованного или определить степень вины каждого из водителей, то в таком случае страховщики производят выплаты в равных долях от размера ущерба.
  • При этом получатель имеет право в судебном порядке потребовать взыскания недостающей̆ части страхового возмещения.
  • Рассматривая такой спор, суд обязан установить степень вины участников ДТП и взыскать со страховщика выплату с учетом этой степени.

Но апелляционный суд, признав всех участников ДТП ответственными за вред, уклонился от установления степени их вины. Поэтому его решение Верховный суд отменил, а дело направил на новое рассмотрение.

Что такое «обоюдка»? Открываем секреты!

Жалоба по обоюдной вине

Что такое «обоюдка»? Чем она грозит водителю, и сколько можно получить денег от страховой компании? Кто должен чинить машину в случае обоюдного признания вины?

В законодательстве нет такого понятия, как «обоюдка». Однако представители страховых компаний обычно подразумевают под «обоюдкой» ситуации, когда инспектором ГИБДД были выявлены нарушения правил дорожного движения у всех участников аварии.

Именно поэтому при рассмотрении обстоятельств ДТП в группе «разбора» (не говоря уже про момент оформления протокола на месте ДТП) нужно пристальное внимание уделять тому, чтобы сотрудники ГИБДД отметили все нарушения со стороны «второго» водителя.

Как оформить протокол?

При оформлении сотрудником ГИБДД документов не будьте пассивны.

Именно от того, что инспектор напишет на месте ДТП, во многом и будет зависеть, кого в итоге признают виновником аварии и кто будет нести материальную ответственность.

Именно поэтому постарайтесь в спокойно форме донести до инспектора свою точку зрения на обстоятельства ДТП, привести доказательства (тут-то и пригодится видеорегистратор) или показания свидетелей.

Если вы не согласны с мнением инспектора об обстоятельствах ДТП, то настоятельно советуем отразить свою точку зрения в письменном виде в документах. Вы имеете на это полное право. И не бойтесь писать — если не хватит свободного места в протоколе, то тогда запишите в бланке «Замечания и дополнения изложены в приложении к протоколу на одном (двух) листах».

Кроме того, обратите внимание на то, чтобы в документах были отражены следующие обстоятельства ДТП:•Состояние дорожного покрытия. Если на дороге есть крупные ямы, то лучше всего измерить их (длину, глубину, ширину) и занести эти данные в протокол.

Если размеры ям превышают ГОСТ Р50597-93, то ответственность за ДТП может быть полностью либо частично возложена на дорожные службы (согласно ГОСТу, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см).

•Наличие и работоспособность светофоров и прочего дорожного оборудования, наличие и читаемость разметки и дорожных знаков.•Погодные и дорожные условия (туман, дождь, лужи, лед и так далее).•Особенности дороги (уклоны и прочее).

•Наличие тормозного пути (лучше его измерить самому), расположение различных предметов, которые оказались на дороге после ДТП.

«При этом нужно помнить — инспектор ГИБДД не устанавливает степень вины. Это не в его полномочиях. Он лишь описывает все обстоятельства аварии и фиксирует нарушения правил со стороны водителей», — рассказал референт Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Лейбов.

Итак, предположим, произошла авария. И сотрудник ГИБДД установил, что оба водителя нарушили правила дорожного движения (еще раз стоит повторить — в ГИБДД не устанавливают степень вины, а только описывают все обстоятельства ДТП). Что делать дальше? «Нужно идти в страховую компанию и подавать документы с просьбой о компенсации ущерба.

Причем в страховую компанию может идти как тот, так и другой водитель», — рассказал Юрий Иванов, заместитель руководителя управления компании «АльфаСтрахование».

Читайте также:  Ходатайство о вызове в судебное заседание свидетеля, возвращении уголовного дела прокурору, назначении дополнительной экспертизы

И тут уже от страховой зависит, как они будут интерпретировать «обоюдку» (если вам не понравится решение страховой компании, то необходимо подавать документы в суд, который и будет устанавливать степень вины).

Существует несколько вариантов «обоюдки»:•Нарушение одного из водителей не находится в причинно-следственной связи с произошедшим ДТП. В этом случае страховая компания должна выплатить ему 100% компенсацию. «Если участник ДТП забыл дома водительское удостоверение, то он нарушил ПДД (часть 2.1.1).

Однако это нарушение не имеет никакой причинно-следственной связи со столкновением с другим транспортным средством», — пояснила Екатерина Оберюхтина, начальник управления урегулирования убытков по ОСАГО Страховой компании «Согласие».•Нарушения со стороны участников ДТП находятся в причинно-следственной связи с аварией и признаются равнозначными.

В этом случае каждый из водителей получает лишь 50% от возможной суммы компенсации.

•Определить степень вины водителей невозможно. «В гражданском законодательстве закреплено правило, которое используется судами, что при невозможности определить степень вины доли признаются равными», — рассказал начальник управления правого обеспечения по судебной работе OAO «САК «Энергогарант» Вадим Ермаков.

Предположим, что каждый из водителей в равной доле виноват в аварии. В этом случае они подают заявления в свои страховые компании. И далее начинаются «юридические нюансы».

Ведь вы имеете право рассчитывать только на 50% от суммы ущерба. Следовательно, если ремонт стоит, предположим, 140 000 рублей, то страховая компания заплатит лишь 70 000 рублей. Часто можно услышать, что оставшиеся 70 000 тысяч вы можете требовать с другого участника ДТП, но это не так. Ибо, повторим еще раз, — при обоюдной вине вы можете получить компенсацию только в размере 50%.

Рассмотрим более сложный случай. В «обоюдке» пострадало два автомобиля: ремонт первого стоит 300 тысяч рублей, а второго 400 тысяч.

Как вы уже поняли, каждый из водителей может претендовать лишь на 50% от стоимости ремонта (150 000 рублей и 200 000 рублей соответственно).

Однако, согласно действующим на данный момент правилам ОСАГО, максимальная сумма компенсации может быть лишь 120 000 рублей (с 1 октября 2014 года будет уже 400 тысяч рублей).

«После получения выплаты по полису ОСАГО каждый из водителей вправе обратиться к другому участнику ДТП за компенсацией оставшейся части ущерба. В том числе и в судебном порядке. При этом размер ущерба, подлежащего возмещению участниками ДТП, будет равняться 50% за минусом полученной потерпевшим страховой выплаты.

В нашем случае потерпевший № 1 сможет дополнительно претендовать на 30 000 руб. (300 000*50%-120 000 = 30 000 руб.), потерпевший № 2 на 80 000 руб. (400 000*50%-120 000 = 80 000)», — пояснил начальник отдела принятия решений по ОСАГО Страховой компании «Согласие» Иван Иров.

В итоге взаимозачетов потерпевший № 2 может рассчитывать на получение 50 000 рублей от потерпевшего № 1 (80 000 — 30 000 = 50 000).

Опыт показывает, что обычно подобные дела решаются в досудебном порядке. Однако порой водители и судятся. Причем и здесь есть свои особенности — если один из водителей написал заявление в суд, то второму настоятельно рекомендуется сразу же подать встречный иск.

А что делать в том случае, если так и не удалось установить виновника аварии (не путать с ситуацией, когда оба водителя виноваты, но невозможно установить степень вины каждого из них)? Бывает и такое.

«26 января 2010 года Верховный Суд РФ разъяснил, что при отсутствии вины владельцев во взаимном причинении вреда (независимо от его размера) ни один из них не имеет права на возмещение вреда друг от друга. Помочь в возмещении вреда в таком случае может только полис каско.

Если его нет, то ремонтировать придется за свой счет», — рассказал Вадим Ермаков.

Именно поэтому, помимо обязательного ОСАГО, рекомендуется иметь еще полис каско, а лучше всего и полис добровольного страхования автогражданской ответственности, которые защитят ваш бюджет в подобных сложных случаях.

Обоюдная вина в ДТП: как получить компенсацию?

«Разбор полетов» после ДТП заканчивается определением виновного водителя. Но бывает и так, что в нарушении ПДД уличают обоих. В народе это называется «обоюдка». Давайте разберемся, что это такое, и рассмотрим вопрос получения компенсации после подобных аварий.

Для начала отметаем простые аварии, где все очевидно и нет спора о виновности. В большинстве столкновений виноват кто-то один. Водитель, к примеру, не заметил запрещающий сигнал светофора или прозевал знак «Уступите дорогу». Результат — столкновение. Тут вина именно невнимательного водителя.

Сразу разобраться, кто здесь прав, а кто нет, невозможно. Бывает, что для определения виновника нужно провести трасологическую экспертизу.

Сразу разобраться, кто здесь прав, а кто нет, невозможно. Бывает, что для определения виновника нужно провести трасологическую экспертизу.

Материалы по теме

Но бывает и так, что все участники аварии твердят о своей невиновности, а инспектор ДПС, приехав на место происшествия спустя час, вообще сразу не сможет разобраться, кто тут прав, а кто нет. В таких случаях назначают «группу разбора». И в том случае, если анализ материалов по ДТП позволяет сделать вывод, что нарушали Правила движения оба водителя, в Госавтоинспекции выносят постановление в отношении каждого участника.

Вот типичный пример. Водители автомобилей не учли погодных условий и выбрали для движения слишком большую скорость. Виноваты, казалось бы, оба. Правда, на одном автомобиле была установлена летняя резина, что и сыграло решающую роль в столкновении.

По идее, пострадавший в аварии должен получить выплату по ОСАГО. Но каждый пострадавший является еще и виновником. Кто же кому будет этот вред возмещать?

Обязанность выплаты лежит на страховой компании виновника. Размер ущерба определяется по специальным методикам. Но как быть, если виновниками являются оба водителя?

Обязанность выплаты лежит на страховой компании виновника. Размер ущерба определяется по специальным методикам. Но как быть, если виновниками являются оба водителя?

Обратимся к Гражданскому кодексу. В статье 1064 говорится следующее.

«…Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».

В законе же об ОСАГО сказано следующее: страховые выплаты производятся с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована (пункт 22 статьи 12 Закона).

Установить, кто из водителей нарушил ПДД, может помочь видеозапись с регистратора. Но не все участники движения пользуются этими помощниками.

Установить, кто из водителей нарушил ПДД, может помочь видеозапись с регистратора. Но не все участники движения пользуются этими помощниками.

Другими словами, участникам таких ДТП нужно обратиться в суд, где будет установлена степень вины каждого, и только после этого страховая компания выплатит деньги. Причем не в полном объеме. Суд, к примеру, может установить следующее.

Допустим, в аварии участвовали два автомобиля «А» и «В». У «А» ущерб на 100 тысяч рублей, у «В» — на 50.

Суд определил, что степень вины водителя автомобиля «А» (который не уступил дорогу) — 70 %, а у водителя автомобиля «В» (который ехал, допустим, с превышением скорости и не успел из-за этого остановиться) — 30%.

Получается, что водитель автомобиля «А» должен заплатить водителю автомобиля «В» 35 тысяч рублей (70% от 50 тысяч), а тот, соответственно, будет должен 30 тысяч (30% от 100 тысяч). Исходя из этого и будет произведена страховая выплата по ОСАГО.

Типичный случай. Черный автомобиль начал выезжать на главную дорогу со второстепенной и не уступил дорогу синему. Синий успел вовремя затормозить и остановиться. А вот водитель автобуса среагировать вовремя не смог и въехал в синюю легковушку. С точки зрения Правил, виноваты водитель черного автомобиля и водитель автобуса.

Типичный случай. Черный автомобиль начал выезжать на главную дорогу со второстепенной и не уступил дорогу синему. Синий успел вовремя затормозить и остановиться. А вот водитель автобуса среагировать вовремя не смог и въехал в синюю легковушку. С точки зрения Правил, виноваты водитель черного автомобиля и водитель автобуса.

Материалы по теме

Однако в большинстве случаев страховые компании выплачивают страховку и без судебных решений. В том же 22-м пункте статьи 12 Закона об ОСАГО сказано, что если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, страховые компании выплачивают возмещение в равных долях. Здесь по умолчанию принимается вина водителей 50 на 50. Если брать за основу приведенный выше пример, то водитель автомобиля «А» может рассчитывать в этом случае на выплату 50 тысяч рублей страхового возмещения, а водитель автомобиля «В» — 25 тысяч.

Причем отказать в выплате половины стоимости ремонта без определения степени вины судом страховая компания не вправе. Эта позиция Верховного суда, которая закреплена в Постановлении Пленума от 29 января 2015 г. № 2.

 А вот если выплаченной суммы, на ваш взгляд, не хватает и вы убеждены, что степень вины второго участника намного больше, тогда и нужно обращаться в суд. Если в суде будет подтверждена ваша позиция, со страховой компании суд взыщет недостающую сумму в вашу пользу. При этом никаких неустоек и штрафов получить от страховой компании не получится.

Кроме того, если судом будет установлено, что степень вашей вины не 50%, а 90%, будьте готовы к тому, что часть денег страховой компании придется и вовсе вернуть.

Видео: YouTube

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *