Защита прав предпринимателей — чем регулируется и особенности защиты

13 сентября 2019 г. 18:56

Двенадцатого сентября завершил работу Первый Нижегородский адвокатский форум

С приветственным словом к участникам форума «Современные способы защиты предпринимателей в уголовном процессе» обратились президент Палаты адвокатов Нижегородской области Николай Рогачев и Уполномоченный по защите прав предпринимателей Нижегородской области Павел Солодкий.

Защита прав предпринимателей - чем регулируется и особенности защитыЗащита прав предпринимателей - чем регулируется и особенности защитыЗащита прав предпринимателей - чем регулируется и особенности защиты

Николай Рогачев согласился с тезисом, что в настоящее время предпринимательская деятельность является довольно опасным занятием.

Органы власти длительное время делают заявления о намерении снизить необоснованные риски, но лишь в последние годы стали заметны законодательные усилия в этом направлении.

Нижегородский адвокатский форум, по его словам, призван внести свою лепту в подтверждение значимости этой проблемы на региональном уровне.

Вторая цель форума – выработать единые подходы и аргументы в защите предпринимателей. Николай Дмитриевич привел судебную статистику, из которой следует, что предпринимателям, обвиняемым по экономическим делам, особого отношения, обещанного законом, ждать пока не приходится.

Бизнес-омбудсмен Нижегородской области Павел Солодкий обратил внимание на то, что семь лет назад, когда началась его деятельность в качестве уполномоченного, подписал первое соглашение о сотрудничестве с Палатой адвокатов Нижегородской области. Сегодня свою деятельность аппарат уполномоченных без сотрудничества с адвокатурой не представляет.

Адвокаты, в том числе присутствующие в зале, активно работают в качестве общественных помощников. Павел Михайлович привел конкретные примеры работы уполномоченного по защите прав предпринимателей, в том числе по совершенствованию нормативно-правовой базы.

Он призвал адвокатов ставить его в известность обо всем, с чем они сталкиваются в ходе защиты прав предпринимателей, если это свидетельствует о наличии проблем системного характера.

Нижегородский адвокат Михаил Гаранин, выступавший как представитель «ПАРТИИ РОСТА», рассказал о работе регионального отделения партии по защите предпринимателей и о своем видении грани права и политики, полагая, что вопрос нарушения элементов состязательности, ущемления прав адвокатов имеет также и политическое значение.

Михаил Юрьевич проинформировал собравшихся, что для партии важно сотрудничество с адвокатами, не обязательно как потенциальными членами партии, а в контексте развития имеющейся у нее общественной площадки, на базе которой развивается мониторинг нарушений прав предпринимателей, и заинтересованности партии в расширении круга экспертов.

Партнер Форума, представитель компании АПИ («КонсультантПлюс») руководитель учебно-методического сектора Наталья Норская рассказала о возможностях компании, в том числе в сфере повышения квалификации адвокатов.

Первая сессия: «Особенности методики и тактики защиты при избрании меры пресечения по уголовным делам в отношении предпринимателей» началась с выступления члена квалификационной комиссии Палаты адвокатов Нижегородской области, заведующего Областной адвокатской конторы Нижегородской областной коллегии адвокатов Игоря Караваева. За этим выступлением последовал оживленный диалог с залом, в ходе которого рассматривались различные аспекты судебной и следственной практики.

Вторая сессия была посвящена материальному праву, ее внимание было приковано к теме «Современные способы защиты предпринимателей при привлечении их к ответственности по статьям Уголовного кодекса Российской Федерации о мошенничестве». Понимая, что для практикующих адвокатов говорить только о законодательстве не так интересно, организаторы включили в дискуссию вопросы практики применения норм и тактики построения защиты по этим составам.

Интересный разговор поддержали член совета ПАНО, заведующий адвокатской конторой № 15 НОКА Сергей Остроумов и заместитель заведующего Областной адвокатской конторой Наталья Фроловичева.

Третья сессия «Современные способы защиты предпринимателей при привлечении их к ответственности за преступления в сфере налогообложения» была отдана на откуп председателю Адвокатского бюро «Котин и партнеры» адвокату Виктору Котину. Богатейший материал, которым располагает спикер, и оригинальность его суждений поразили слушателей. Цитируя И.

Сталина, что нельзя отменить действие экономических законов, спикер обосновал, почему прибыль как экономическая категория не может существовать без затрат.

А это, по его мнению, означает, что если налоговая не принимает затраты по формально-правовым основаниям, то она обязана самостоятельно рассчитать затраты, используя правовые механизмы, и вычесть-таки из вменяемого размера неуплаченного налога на прибыль.

По тем же причинам нельзя выхолащивать при правоприменении экономическую сущность НДС, превращая его в налог с продаж. Этот и ряд других аргументов, касающихся налогообложения, были интересны и задавали вектор работе адвокату при оспаривании размера неуплаченного налога как элемента состава преступления.

Участники мероприятия выразили свою благодарность заведующей адвокатской конторой № 5 НОКА Марине Ильичевой и адвокату Нижегородской коллегии адвокатов № 3 Врежу Гуляну за проявленную инициативу и усилия по организации форума.

По мнению президента ПАНО Николая Рогачева, инициатива этих адвокатов достойна похвалы, а идея форума – продолжения и развития.

«Я предложил концепцию Второго Нижегородского адвокатского форума, основной темой которого, по моему мнению, должна стать попытка силовых органов расширить свое влияние на сферу оказания медицинских услуг», – сказал президент ПАНО.

Николай Дмитриевич также заявил, что статистические данные показывают большой процент случаев удовлетворения судьями ходатайств органов следствия о применении меры пресечения в виде заключения под стражу.

Эти цифры, как и обвинительный уклон правосудия в целом, свидетельствуют о необходимости расширения сферы действия суда присяжных.

Охрана и защита прав и интересов предпринимателей

  • В начале данной статьи хотелось бы немного остановиться на терминологии.
  • «Охрана прав» представляет собой более широкое понятие, чем «защита», так как представляет собой целый комплекс мер, которые направлены на обеспечение интересов охраняемого субъекта (в данном случае, предпринимателя) .
  • «Защита прав» — это комплекс механизмов, призванных восстанавливать нарушенные интересы и права предпринимателей.

Права и интересы предпринимателей, подлежащие правовой охране

Права и интересы предпринимателей, которые подлежат правовой охране, можно объединить в несколько групп:

  1. Имущественные права и интересы.

    Защита прав предпринимателей - чем регулируется и особенности защиты

    Включают в себя вещные права (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления имуществом, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты) и обязательственные права требования, которые возникают из участия в учреждении коммерческой организации, из заключенных договоров, сделок и т.д.

  2. Неимущественные права и интересы.

    К данной категории относятся нематериальные блага, например, деловая репутация, коммерческая тайна, права на объекты интеллектуальной собственности и др.

  3. Организационно-предпосылочные права и интересы.

    В эту группу входит право на государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, право на присвоение ИНН, право на постановку на налоговый учет, право на заключение договора на открытие банковского счета в любом коммерческом банке по выбору предпринимателя и др.

Способы защиты прав предпринимателей

  1. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ для защиты прав предпринимателей могут применяться различные способы, относящиеся к категории защиты гражданских прав, например, признание права на что-либо, признание заключенной сделки недействительной, возмещение убытков, взыскание неустойки и др.

  2. Эти способы могут применяться как обособленно, так и несколько в совокупности.
  3. Кроме Гражданского Кодекса РФ, защиту нарушенных прав предпринимателей предусматривают также другие законодательные и иные нормативно-правовые акты РФ.

  4. К данной категории относится, например, право на обращение в Прокуратуру РФ с целью принятия мер государственно-принудительного характера.

Порядок защиты в судебном и внесудебном порядке

  • Российское законодательство в большинстве случаев дает право предпринимателю выбрать для защиты своих прав тот способ или способы защиты, которые он считает наиболее подходящими в сложившейся ситуации.
  • В настоящее время используется как судебный, так и внесудебный порядок защиты нарушенных прав.
  • Внесудебный порядок представляет собой урегулирование возникших разногласий во внесудебном порядке, включая рассмотрение заявлений, обращений и жалоб органами исполнительной власти, нотариальную форму защиты и др.

Судебный порядок включает в себя судебную защиту, т.е.

рассмотрение экономических споров судами общей юрисдикции, арбитражными и третейскими судами.

Как прокуратура может защищать интересы предпринимателей

В соответствии с ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 предприниматели могут защищать свои нарушенные права путем обращения в органы прокуратуры.

Подробности смотрите в видеоролике.

Защита прав предпринимателей

Защита прав предпринимателей в России состоит из двух вещей: законов, которые защищают права предпринимателей при проверках, и органов по защите от коррупции, шантажа, вымогательства и незаконного уголовного преследования. В статье рассказываем, какие законы описывают права бизнеса во время проверок и кто кроме адвоката поможет защититься в остальных случаях.

Проверки бизнеса проводят тридцать ведомств: от привычных налоговой и Роспотребнадзора до комиссии по делам несовершеннолетних, военных комиссариатов и лесного надзора. Как эти проверки должны проводиться и какие права есть у бизнеса, описывает закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля», он же 294 ФЗ.

Читайте также:  Апелляционная жалоба по делу о признании права собственности на дом

Кто проверяет бизнес в России

294 ФЗ описывает, что предприниматель вправе делать:

  • присутствовать при проверке;
  • получать информацию о документах, которые проверяющий запрашивает у других органов;
  • Права предпринимателей во время проверок — глава 3, 294 ФЗ

  • ознакомиться с протоколом или актом сразу после проверки, внести в него замечания и получить копию. Если проверяющий говорит, что копию протокола отдаст завтра, потому что не успел дописать, — это нарушение прав и результаты такой проверки можно обжаловать;
  • предоставлять дополнительные документы, если считает нужным;
  • вступать в саморегулируемые организации и подавать коллективные иски;
  • взыскивать вред, который органы причинили во время проверки. С такими исками на практике мы не сталкивались, потому что вред сложно доказать и бизнес обычно не хочет ввязываться в дополнительные разбирательства с проверяющими;
  • обжаловать результаты проверок.

Этот же закон описывает, как должны себя вести проверяющие, что они могут делать, а что — нет. Например, нельзя брать плату за проведение проверки; раскрывать коммерческую тайну компании, если узнали ее во время проверки; требовать документы, которых нет в распоряжении.

Если проверка прошла с нарушениями, ее можно обжаловать. Здесь два варианта:

  • проверяющий сам выносит решение о привлечении к ответственности, например о штрафе. Тогда нужно подать жалобу в суд и попросить отменить решение, потому что проверку провели с нарушениями;
  • проверяющий передает протокол проверки в суд, и уже суд принимает решение о наказании. Тогда предприниматель в суде доказывает, что проверка была с нарушением 294 ФЗ, и просит признать протокол недопустимым доказательством.

Список плановых проверок на сайте прокуратуры

Еще в законе есть сроки проверок: плановые не чаще, чем раз в три года, а для новые предпринимателей — через три года после регистрации бизнеса. Внеплановые проверки проводятся в любой момент и без ограничений по количеству, если есть жалобы от клиентов или сотрудников.

Кроме 294 ФЗ есть законы, которые дополнительно регулируют проверки прокуратуры, МЧС, агентства по рыболовству и остальных.

Проверяющий орган

Какие законы регулируют проверки

ФЗ «О прокуратуре», статьи 21-34

Постановление правительства №290

  • МЧС, налоговая, казначейство
  • Министерства: промышленности, культуры, энергетики, финансов, строительства, обороны, юстиции
  • Федеральные службы в сферах транспорта, здравоохранения, гидрометеорологии, образования и науки
  • Федеральные агентства по рыболовству, техническому регулированию, воздушному транспорту

Перечень нормативных актов

Помощь в защите прав предпринимателей

Предпринимателям необязательно защищать права в одиночку — в России есть организации и ведомства, куда можно обратиться за помощью.

Объединения предпринимателей. Объединения предпринимателей бесплатно помогают защититься от коррупции, незаконного уголовного преследования и давления органов власти.

Организация

Чем занимается

Контакты

Помощь в конфликтах с рейдерскими захватами, коррупцией и незаконным уголовным преследованием предпринимателей

priem@ombudsmanbiz.ru

+7 915 089-45-99

Уполномоченные по защите прав предпринимателей. Уполномоченный по защите прав предпринимателей, или бизнес-омбудсмен — это человек, который вправе отстаивать интересы бизнеса в суде, приостанавливать действия чиновников и нормативных актов до решения суда.

Обратиться к бизнес-омбудсмену Борису Титову

В России два типа бизнес-омбудсменов: уполномоченный по России, это Борис Титов, и по регионам, например Игорь Якимчик в Краснодарском крае. К ним предприниматели обращаются за защитой, когда сталкиваются:

  • с вымогательством взяток;
  • попытками отобрать бизнес;
  • бюрократической волокитой;
  • административным давлением;
  • незаконным уголовным преследованием;
  • незаконным преследованием за экономические преступления, мошенничество, незаконное предпринимательство, отмывание денег; уклонение от уплаты налогов;
  • бездействием полиции.

Контакты уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах

Обращаться за помощью в защите прав можно к уполномоченному по России или по вашему региону — каких-то правил, к кому и когда идти, нет. Но, скорее всего, вопросы с местной бюрократией и бездействием полиции быстрее решит региональный уполномоченный.

Как уполномоченные помогают бизнесу на практике

Предприниматель из Краснодарского края заключил контракт с районной больницей на поставку мусорных контейнеров и урн. Привез контейнеры и урны в больницу в июне 2019 года, но деньги не получил.

Сначала предприниматель пытался сам получить оплату или какое-то объяснение задержки от больницы, но его игнорировали. Тогда он пожаловался уполномоченному по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае. Тот изучил контракт и передал информацию в прокуратуру.

После вмешательства уполномоченного и прокуратуры больница расплатилась с предпринимателем.

История на сайте уполномоченного

Правозащитные организации. Защищают людей от незаконного уголовного преследования, помогают с защитой в суде и в сборе денег на оплату штрафов. Чаще защищают физических лиц, но иногда и бизнес:

Обратиться в ФСБ или в службу безопасности СК

ФСБ и служба безопасности следственного комитета. Принимают сообщения о коррупции, помогут, если сотрудники полиции или надзорных органов просят взятку, шантажируют, угрожают бизнесу.

Обратиться в генеральную прокуратуру

Прокуратура. Прокуратура следит за работой государственных ведомств: полиции, Роспотребнадзора, трудовой и пожарной инспекций, судебных приставов и остальных.

В прокуратуру жалуются на коррупцию, вымогательство, шантаж, бездействие, нарушение правил проверок госслужащими. Но на практике бывает так, что прокуратура отправляет заявление с жалобой обратно в тот орган, на который пожаловались. Например, пишем жалобу на судебных приставов в прокуратуру, а она передает жалобу старшему судебному приставу.

Если же пожаловаться сначала главному в той службе, что проводила проверку, и не получить там помощи, а потом пойти в прокуратуру, она, скорее всего, будет разбираться сама.

Предприниматели вправе выбирать, куда обратиться: в суд, прокуратуру или к руководителю ведомства. Но при этом вправе обращаться одновременно во все органы сразу.

Федеральный закон о защите прав индивидуальных предпринимателей: способы защиты, проверки, обязанности должностных лиц | Правоведус

Защита прав предпринимателей – это относительно молодое направление в политике России.

Поддержка реализуется специальными мерами, направленными на улучшение жизни российских бизнесменов посредством их защиты от бюрократизма, коррупции и вымогательства.

Государственные меры защиты прав предпринимателей призваны организовать контроль коммерческой деятельности, который не нарушает законных прав ее участников.

Способы защиты прав предпринимателей

Согласно нормам действующего законодательства существует три способа защитить нарушенные или оспариваемые права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: 

  1. Защита материального права — материально-правовой способ, который подразделяется на пресекающий, направленный на прекращение незаконных действий, восстановительный, когда происходит признание оспариваемых прав и штрафной, когда взыскивается материальная компенсация за незаконные действия.
  2. Процессуальный способ – защита прав предпринимателей осуществляется соответствующими органами судопроизводства.
  3. Самозащита – как правило, применяется предпринимателями заранее, не дожидаясь нарушения прав, при условии соблюдения соразмерности предполагаемого нарушения. 

Различают две формы защиты прав предпринимателей. Это: 

  • судебные – восстановление и сохранения прав судебными органами судов общей юрисдикции, арбитражных судов и конституционных Судов РФ;
  • внесудебными – третейский суд, нотариальная помощь, досудебное мировое соглашение.

Основной закон о защите прав предпринимателей

Все вопросы защиты прав предпринимателей, включая способы и формы защиты, регулирует Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который был создан на основании Указа Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности». 

Законодательный акт направлен на регулирование работы контролирующих органов государственной и муниципальной власти в области предпринимательства. В нем четко обозначены не только права и обязанности владельцев бизнеса и контролирующих органов, но и формы их взаимодействия между собой.

Законное урегулирование проверок

В соответствии с Законом, одной из основных форм осуществления контроля над предпринимательской деятельностью является проведение проверок. Проверка может быть документарной – проверяется необходимая документация, которую организация или ИП предоставляет в контролирующий орган по запросу, и выездная – осуществляется по месту нахождения предпринимателя. 

Кроме того, проверки подразделяются на: 

  • Плановые (статья 9 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся 1 раз в 3 года, при этом план проверки размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с которым вправе ознакомиться любой владелец бизнеса и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений при необходимости. Из реестра проверок предприниматель может узнать, какой орган нанесет ему визит с проверкой, когда это произойдет и какие вопросы будут интересовать ревизора.

Важно! Если контролирующий орган проводит проверку, которая не внесена в реестр, она считается незаконной (исключение внеплановые проверки). 

  • Внеплановые (статья 10 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся в чрезвычайных случаях при наличии оснований, перечисленных в п. 2 статьи. Это: 
  1. поступление заявлений об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, нанесение ущерба памятникам культуры или угрозе безопасности страны;
  2. поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  3. уже нанесения вреда перечисленным выше объектам;
  4. невыполнение предписания об устранении ранее выявленного нарушения;
  5. нарушение прав потребителей;
  6. нарушение требований к маркировке товаров;
  7. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  8. приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.   
Читайте также:  Адвокат по статье 134. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений со стороны предпринимателей. Внеплановая проверка проводится только тогда, когда решение о ней будет завизировано. Предприниматель должен быть проинформирован об основаниях проверки. Кроме того, ревизоры не могут исследовать аспекты деятельности предприятия, которые не относятся к предмету контрольного мероприятия. 

В согласовании проведения внеплановой проверки может быть отказано, если есть следующие основания:

  • отсутствуют документы, которые прилагаются к заявлению о согласовании проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • отсутствие оснований для проведения проверки;
  • не соблюдены требования к оформлению решения органа государственного или муниципального контроля о проведении проверки;
  • осуществление проверки противоречит нормам федеральных законов, правовых актов Президента или Правительства РФ;
  • предмет внеплановой проверки противоречит полномочиям государственного или муниципального контроля;
  • проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного предпринимателя несколькими органами государственного или муниципального контроля. 

По итогам проведения проверки контролирующими органами обязательно составляется акт, куда предприниматель вправе внести свои возражения. Также, документ с возражениями можно направить в контролирующей орган в течении 90 дней. 
Проведение проверок предусматривает соблюдение определенных принципов, которые включают: 

  • обязанность для предпринимателя о сообщении в компетентные органы информации об открытии нового бизнеса;
  • презумпцию добросовестности:
  • возможность для предпринимателя знакомиться со всеми документами, получать информацию о планах проверки, знать права и обязанности контролирующих органов;
  • возможность для контролирующих органов проводить проверку только в рамках своей компетенции;
  • запрет на осуществление проверки одного предпринимателя по одному вопросу разными органами;
  • возможность не предоставления разрешительных документов на работу компетентными контролирующими органами, куда предприниматель предоставил информацию об открытии нового бизнеса другой проверяющей службе;
  • возможность привлечения к ответственности контролирующей службы, действующей с нарушением закона;
  • финансирование контрольных мероприятий за свет средств соответствующего бюджета;
  • запрет на взимание денежных средств на проведение проверки с проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. 

Обязанности должностных лиц контролирующего органа при проведении проверки

В соответствии со статьей 18 Закона, должностные лица органов государственного или муниципального контроля при проведении проверки предпринимателя обязаны: 

  1. своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
  2. соблюдать законодательство РФ, не нарушать права и законные интересы участников предпринимательской деятельности;
  3. осуществлять проверку на основании приказа или распоряжения руководителя соответствующего контролирующего органа;
  4. осуществлять проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную – при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя;
  5. не препятствовать, присутствовать при проведении проверки предпринимателя или его представителя, задавать вопросы и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  6. предоставлять лицам, присутствующим при проверке, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  7. знакомить с результатами проверки и документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия уполномоченного представителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя, а также руководителя, или иное должностное лицо;
  8. строго учитывать при определении мер, которые принимаются по фактам выявленных нарушений, соответствие этих мер тяжести нарушения, их опасности для жизни и здоровья человека, для растений и животных, для окружающей среды, объектов культурного наследия музейных предметов и другое;
  9. строго соблюдать сроки проведения проверки;
  10. доказывать обоснованность своих действий при необходимости;
  11. не требовать от проверяемого предпринимателя документов и сведений, предоставление которых законодательство не предусматривает;
  12. при необходимости до начала проведения проверки ознакомить участников с административным регламентом, в соответствии с которым проводится проверка;
  13. произвести запись о проверке в специальном журнале учета проверок, если таковые есть у организации или индивидуального предпринимателя. 

Стоит также отметить, что контролирующие органы, в лице должностных лиц, при совершении противоправных действий или бездействий при проведении проверки несут ответственность в соответствии со статьей 19.6.

1 Кодекса об Административных правонарушениях РФ.

В рамках данной статьи, при отдельных нарушениях должностному лицу может быть вынесено предупреждение либо наложен административный штраф в размере от 3 000 до 10 000 рублей либо наложена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года.

Права и ответственность предпринимателя при проведении проверки

Согласно статьи 21 Закона о защите прав предпринимателей, индивидуальный предприниматель, равно как его уполномоченный представитель и представитель организации, при проведении проверки контролирующим органом имеют право: 

  • присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  • получать от контролирующего органа информацию, которая относится к предмету проверки, и знакомиться с документами, полученными органами в рамках межведомственного информационного воздействия и предоставлять такие документы по собственной инициативе;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию об ознакомлении с результатами проверки, о своем согласии и несогласии с ним, а также с отдельными действиями должностных лиц;
  • обжаловать действия должностных лиц, если такие действия повлекли нарушение прав предпринимателя при проведении проверки;
  • привлекать к проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного в субъекте РФ. 

Помимо общих прав, статья 22 Закона предусматривает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного или муниципального контроля – причиненный вред подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством (статья 16 Гражданского кодекса РФ). 

Важно! При определении размера вреда, учитываются расходы предпринимателя, относимые на себестоимость продукции/работ/услуг или на финансовые результаты их деятельности, а также затраты, которые предприниматель осуществлял или должен был осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение

Закона о защите прав предпринимателей регламентирует статья 25 Закона, она устанавливает: 

  • Во-первых, юридические лица и индивидуальные предприниматели, при проведении проверки обязаны присутствовать лично или предоставить уполномоченного представителя, ответственного за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований Закона.
  • Во-вторых, предприниматели, допустившие нарушение рассматриваемого Закона, необоснованно препятствующие проведению проверки либо уклоняющиеся от ее проведения, не исполняющие предписания контролирующих органов в установленный срок, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. 

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля осуществляется в административном и/или судебном порядке.

Заявление об обжаловании действий/бездействия должностных лиц контролирующего органа подлежит рассмотрению в порядке, установленном действующим российским законодательством.

Нормативные правовые акты контролирующего органа, нарушающие права и законные интересы предпринимателей и не соответствующие законам РФ, могут быть признаны недействительными полностью или частично.

Правовые основы защиты прав предпринимателей

  • Эффективность защиты прав и законных интересов предпринимателей является залогом стабильного развития российской экономики, в связи с чем создание функционирующей системы защиты является одним из приоритетных направлений развития правового регулирования предпринимательских отношений.
  • Основаниями применения мер защиты являются фактические обстоятельства, повлекшие нарушение субъективного права или законного интереса субъектов предпринимательской деятельности, с которыми закон связывает применение той или иной меры защиты или комплекса таких мер.
  • В зависимости от характера нарушенного права можно выделить:
  • защиту прав субъектов предпринимательской деятельности при нарушении договорного обязательства. В данном случае применимы универсальные способы защиты гражданских прав — возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ), взыскание неустойки (ст. 330 ГК РФ), взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), а также такие способы защиты, как признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий недействительности оспоримой или ничтожной сделки (параграф 2 гл. 9 ГК РФ); требование об исполнении обязанности в натуре (ст. 396 ГК РФ); изменение и расторжение договора (гл. 29 ГК РФ) и др.;
  • защиту принадлежащего предпринимателю права собственности или иного вещного права. В данном случае могут быть использованы такие способы защиты, как истребование имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск — ст. 301 ГК РФ), требование устранения нарушений прав собственника, не связанных с лишением владения (негаторный иск — ст. 304 ГК РФ), требование о признании права (ст. 12 ГК РФ); требование об установлении сервитута (ст. 274 ГК РФ); требование об установлении границ земельного участка; требование об освобождении имущества от ареста (ст. 119 Федерального законаот 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») и т.п.;
  • защиту прав субъектов предпринимательской деятельности при причинении вреда, не связанного с исполнением договорного обязательства. В этом случае защита прав предпринимателей осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 59 ГК РФ, определяющей основание и условия возложения деликтной ответственности;
  • защиту принадлежащих субъектам предпринимательской деятельности исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (фирменное наименование, коммерческие обозначение, товарный знак, знак обслуживания, изобретения, полезные модели, промышленные образцы и др.). Особенности
  • 1
Читайте также:  Будет ужесточена ответственность за распространение фейков в интернете

такой защиты определены в четвертой части ГК РФ (ст. 1250, 1252, 1301, 1515 ГК РФ и др.);

защиту нематериальных благ субъектов предпринимательской деятельности.

Ключевым, требующим защиты, нематериальным благом предпринимателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) является их деловая репутация, защита которой осуществляется в порядке, установленном ст.

152 ГК РФ, путем заявления требования об опровержении порочащих деловую репутацию сведений, а также требования о возмещении убытков.

  1. Указанные в законе способы защиты прав предпринимателей могут быть конкретизированы в договорах, заключаемых субъектами предпри- н и мате л ьс ко й д еяте л ьн ости.
  2. Таким образом, в зависимости от характера нарушения может быть выбрана возможная мера защиты права.
  3. Пример
  4. В случае если коммерческая организация незаконно использует чужой товарный знак, правообладатель может использовать меры защиты прав на товарный знак, предусмотренные ст. 1515 ГК РФ:
  • — вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение;
  • — также вправе требовать возмещения убытков или уплаты компенсации в размере, предусмотренном ст. 1515 ГК РФ.
  • При этом одно основание применения мер защиты может порождать другое, и, соответственно, возможно комплексное применение мер защиты.
  • Пример
  • В случае если недобросовестный владелец извлек доходы от такого незаконного владения вещью, собственник, защищая свои права, вправе предъявить виндикационный иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения, а также предъявить требование о возврате неосновательного обогащения (кондищионное требование).

ции РФ установлено, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

  1. Указанные принципы представляют собой нормы прямого действия[1] и подлежат непосредственному применению в случае нарушения или умаления законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности.
  2. Статья 1 ГК РФ, определяющая основные начала гражданского законодательства, также формулирует принципы, гарантирующие защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
  3. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности основывается на принципах:
  • — равенства участников предпринимательских отношений;
  • — неприкосновенности собственности;
  • — свободы договора;
  • — недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;
  • — необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав;
  • — обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;
  • — приобретения и осуществления своих гражданских прав своей волей и в своем интересе;
  • — гражданские нрава могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • — ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 1 ГК РФ).

На защиту прав предпринимателей направлены положения ст. 22 ГК РФ, в соответствии с которой несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение.

Помимо норм гражданского законодательства, воспрепятствование осуществлению законной предпринимательской или иной деятельности может влечь уголовную ответственность. Состав соответствующего преступления сформулирован в ст. 169 УК РФ и выражается:

  • — в неправомерном отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонении от их регистрации;
  • — неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонении от его выдачи;
  • — ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;
  • — незаконном ограничении самостоятельности либо ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Спецификой обладает защита прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В первую очередь она выражается в определенных Законом о защите юридических лиц принципах защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Закон устанавливает порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти, а также определяет объем прав указанных субъектов при проведении проверок.

В целях реализации Закона о защите прав юридических лиц был издан приказ Минэкономразвития России от 30.04.

2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”», установивший типовые формы документов, оформляющих взаимоотношения субъектов в процессе проведения плановых и внеплановых проверок.

Соблюдение указанных принципов, а также установленного законом порядка проведения проверок, выступает гарантией защиты прав и законных интересов предпринимателей от злоупотреблений со стороны должностных лиц, и обеспечивается предусмотренными законом санкциями.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право на возмещение вреда, причиненного им неправомерными действиями (бездействием) должностных лиц органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

При этом закон гарантирует полное возмещение убытков, причинных субъектам предпринимательской деятельности, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

При определении размера вреда учитываются также расходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые юридические лица, индивидуальные предприниматели, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи (ст. 22 Закона о защите прав юридических лиц).

Вред подлежит возмещению за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с правилами гражданского законодательства, в частности ст. 16 ГК РФ.

В защите прав субъектов предпринимательской деятельности вправе участвовать объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также СРО. Подобная общественная защита может осуществляться как путем обращения в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону НПА, так и в судебном порядке.

Полномочия СРО по защите прав и законных интересов СРО и ее членов предусмотрены п. 3 ст. 6 Федерального закона от 01.12.

2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», в соответствии с которым СРО вправе от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации и ее членов либо создающие угрозу такого нарушения.

С целью создания дополнительных гарантий реализации конституционного права граждан на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также повышения эффективности правовой защиты предпринимателей, в 2012 г. в России был создан институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей'.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *