Росстандарт создаст реестр производителей некачественных товаров

Статья актуальна на 16 июля 2020

С мая 2020 года действуют новые правила закупки российских промышленных товаров: текстиля, мебели, автомобилей, спецтехники и многого другого. Даже если вы производите товар в России, заказчики не смогут купить его без выписки из Реестра российской продукции. Сложно ли в него попасть?

Росстандарт создаст реестр производителей некачественных товаровиллюстратор — Маргарита Федосеева 

Что изменилось?

  • Перестали действовать семь постановлений: 
  • — ППРФ № 1072 (мебель)
  • — ППРФ № 791 (легкая промышленность)
  • — ППРФ № 9 (товары для обороны)
  • — ППРФ № 239 (станки)
  • — ППРФ № 1469 (стенты)
  • — ППРФ № 1119 (спортивное оружие)
  • Вместо них работают два — № 616 и № 617. Посмотрим, чем они различаются:
№ 616 № 617 
На какие товары  распространяется  В перечне 125 позиций товаров для обычных нужд и для обороны страны: текстиль, легковые автомобили, спецтехника и др. В перечне 174 позиции: канцтовары, музыкальные инструменты, спортивное оборудование и др. 
Как заказчик отклоняет иностранные товары Запрещено закупать иностранные промышленные товары из перечня за исключением этих случаев:    — В России его не производят.   — Стоимость одной единицы товара меньше 100 тыс. руб.   — Если закупаются расходники к действующему оборудованию.  Действует правило «Третий лишний». Заявки с иностранными товарами отклонят, если есть минимум две заявки с товарами из ЕАЭС.
Как подтверждать происхождение В составе заявки — выпиской из реестра российской промпродукции. 
  1. В составе заявки — информацией* о нахождении товара в Реестре. 
  2. При поставке — выпиской из реестра*.
  3. *Или СТ-1 из страны ЕАЭС по этой форме. 

   

Чтобы Минпромторг занес продукцию в Реестр промтоваров, нужно получить заключение, которое подтверждает российское происхождение товара. 

Для этого:

  1. Заполнить заявление в Минпромторг. В заявлении можно перечислить любое количество товаров. 
  2. Собрать пакет документов:
    • Копию любого документа, который подтверждает производство товаров на территории России: СПИК, акт экспертизы ТПП РФ, СТ-1. 
    • Акт экспертизы и СТ-1 выдают в региональных Торгово-промышленных палатах. Порядок оформления есть в приказе ТПП РФ от 30 мая 2018 года № 52.
    • Справку в свободной форме о параметрах и характеристиках промышленной продукции. Например, надежность, эргономичность, энергоэффективность, безопасность и т.д. 
    • Копию одного из документов: технические условия, стандарт организации, технологический регламент.
    • Копии документов, подтверждающих наличие производственных помещений.
    • Копии учредительных документов — для ЮЛ или свидетельства о государственной регистрации — для ИП. Заявление и документы подписывает руководитель организации, индивидуальный предприниматель или другой уполномоченный представитель заявителя.
  3. Отправить в Минпромторг: 
    • Можно через ГИС Минпромторга. Для этого нужно в ней зарегистрироваться и в разделе «Государственная поддержка промышленности» ГИСП сформировать запрос «Получить заключение о подтверждении производства».
    • Отправить бумажное заявление по адресу 123317, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2.

Минпромторг проверяет документы 10 рабочих дней со дня поступления. В течение 5 рабочих дней по результатам проверки документов:

  • выдает заключение,
  • отказывает, объясняя причины.

Выдав положительное заключениея, Минпромторг в течение рабочих суток добавляет информацию в Реестр промышленной продукции на 1 год.  

Как получить выписку для участия в закупке?

Найдите нужный товар по названию, реестровому номеру или производителю. Нажмите кнопку «Выписка из реестра» — документ формируется автоматически.

Росстандарт создаст реестр производителей некачественных товаров

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Крупнейшие компании предложили создать реестр опасной кабельной продукции

В Москве 21 ноября 2018 года прошел круглый стол, посвященный итогам реализации общественного проекта «Кабель без опасности». В мероприятии приняли участие представители 140 компаний.

Проект, направленный на борьбу с фальсифицированной кабельно-проводниковой продукцией (КПП), был запущен Ассоциациями «Электрокабель» и «Честная позиция» в 2016 году. Участники рынка – производители и поставщики КПП подписали публичное обязательство выпускать и продавать только качественную продукцию. 

 «Появилась острая необходимость разработать механизм саморегуляции рынка. На тот момент доля кабельного фальсификата в розничных сетях, по нашим оценкам, достигала 90%, в строительстве – около 70%. В деньгах это составляло более 43 миллиардов рублей в год.

Большинство нарушений было связано с несоблюдением технологии производства. Предприятия занижали количество металла и толщину изоляции.

Такая «облегченная» конструкция электропроводки очень опасна для потребителя – даже при номинальной нагрузке на сеть высока вероятность короткого замыкания и пожара. По данным МЧС, около трети всех возгораний в стране происходит именно из-за электропроводки.

За время реализации проекта удалось примерно в 2,5 раза снизить количество фальсификата в торговых сетях и почти вдвое – на стройобъектах», — рассказал координатор общественной инициативы Владимир Кашкин.

На сегодняшний день к проекту «Кабель без опасности» присоединились 137 компаний. Среди основных механизмов саморегуляции – подготовка общественного требования об устранении нарушений, отбор образцов и их экспертиза, проверка сертификатов соответствия, информирование участников рынка и СМИ о результатах проверок. 

«Мы передаем данные о выявленных нарушениях в Росстандарт. В прошлом году к административной ответственности было привлечено 13 производителей и ряд дистрибуторов КПП, в 2018 году их будет больше.

В списке нарушителей – ООО «Кабель-Арсенал», Псковский кабельный завод, Т.Plast (ООО «Еврофпрофиль»), АО «Элкаб – кабельный завод», ООО «КабельСтар», ООО «РЭМЗ» и другие», — сообщил Владимир Кашкин.

 

Заместитель руководителя. Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Кулешов добавил, что вся информация о недобросовестных изготовителях размещена на сайте ведомства.

В прошлом году нарушения были выявлены в 26% от общего числа проверок КПП, в этом – в половине. «Это означает, что выросла эффективность нашей работы и эффективность взаимодействия с отраслевой ассоциацией. Но этого недостаточно.

Штрафы за производство и продажу опасного для жизни и имущества потребителей кабеля составляют от 100 000 до 300 000 рублей. Для организации это копейки. У нас есть предложение — установить размер штрафа в зависимости от оборота продукции – как сделано с топливом.

Кроме того, обсуждается возможность дать право госинспектору анонимно проводить контрольные закупки», — отметил Алексей Кулешов. 

Участники рынка считают, что реальным механизмом сдерживания распространения фальсификата в кабельной отрасли станет активное привлечение фальсификаторов к уголовной ответственности.

«Нет никакой гарантии, что после наложения административного штрафа деятельность недобросовестных заводов не будет продолжена», — заметил директор по правовым и корпоративным вопросам «Холдинга Кабельный Альянс» Богдан Дорофеев. 

Не остался в стороне от масштабной работы общественников и Минпромторг РФ. При поддержке Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции с начала 2018 года в 9 субъектов РФ был запущен пилотный проект по введению входного контроля КПП на стройплощадках.

Сначала речь шла только о документарном контроле (проверка информации о производителе, испытательных лабораториях, сертификатах соответствия), однако регионы пошли дальше и начали постепенно вводить инструментальный контроль (испытания образцов продукции).

Пока преимущественно на объектах бюджетного социального строительства. 

«По итогам текущего года мы хотим сформировать некую эмпирическую базу и решить, какие изменения в законодательство необходимо инициировать. Возможно, закрепить обязанность проводить проверку кабельной продукции перед ее монтажом», — пояснил представитель департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Анатолий Игошин. 

Без лабораторных исследований образцов не обойтись, констатируют представители кабельного сообщества. Только так можно проверить качество материалов, из которых они изготовлены. 

«Дефицит металла в токопроводящей жиле кабеля достаточно легко проверить, в отличие от состава материалов, из которых изготовлены его изоляция и оболочка. Недобросовестные производители этим пользуются.

Но и порядочные компании зачастую оказываются в ловушке, покупая тот или иной материал. Да, на многих предприятиях существует входной контроль, но он недостаточный.

Между тем именно высокотехнологичные материалы обеспечивают качество современного кабеля», — рассказал заместитель генерального директора ОАО «ВНИИКП» Евгений Васильев. 

Активное вовлечение в проект производителей материалов – одна из главных задач проекта «Кабель без опасности». В ближайшее время кабельщики и химики планируют подписать коллективную декларацию по борьбе с фальсифицированными полимерными материалами. Кроме того, будут расширены требования к поставке полимеров на кабельные заводы.

Между тем сами компании – крупнейшие потребители считают, что необходимо составить реестр кабельной продукции, произведенной с нарушениями. Подобный механизм успешно реализуется в Республике Беларусь.

Создание такого реестра на государственном уровне могло бы стать ограничителем при покупке опасной кабельной продукции и позволило бы исключить недобросовестных производителей из числа участников конкурсов.

 

Росстандарт создаст реестр производителей некачественных товаров Росстандарт создаст реестр производителей некачественных товаров

Комаров Александр

Национальная система сертификации

ФБУ «РОСТОВСКИЙ ЦСМ» ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ К ПРОЕКТУ РОССТАНДАРТА «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ» (НСС)

Система добровольной сертификации «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ» (НСС) создана Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

от 29 декабря 2016 г. N 2033.

  • Основные цели проекта:
  • — обеспечение доверия потребителей к товарам, работам и услугам, производимым (оказываемым) в соответствии с требованиями национальных стандартов Российской Федерации;
  • — повышение конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и международном рынках, а также осуществление международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
  • Среди ключевых принципов Системы – добровольность участия в сертификации, прозрачность процедур, объективность результатов оценки соответствия, достоверность результатов испытаний.
  • Объектами оценки соответствия являются:
  • ·         продукция, производимая на основании требований документов национальной системы стандартизации,
  • ·         процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы, услуги, выполняемые на основании требований документов национальной системы стандартизации,
  • ·         системы менеджмента, разрабатываемые и внедряемые юридическими лицами на основании требований документов национальной системы стандартизации.
  • Критерии оценки соответствия устанавливаются:
  • ·         требованиями документов Национальной системы стандартизации (ГОСТов) к объекту оценки соответствия;
  • ·         правилами сертификации однородных групп продукции.
  • Оценка соответствия в Национальной системе сертификации не заменяет обязательного подтверждения соответствия продукции в случаях, если это установлено законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
  • В рамках Национальной системы сертификации только прошедшие испытания производители получат право маркировать свою продукцию знаком национальной системы стандартизации (знаком НСС) и будут внесены в специальный реестр на сайте Росстандарта.

Знак национальной системы стандартизации утвержден Приказом Росстандарта от 23.06.2016 N 795 “Об утверждении изображения и описания знака национальной системы стандартизации” Росстандарт создаст реестр производителей некачественных товаров

 

Пример маркировки продукции

Росстандарт создаст реестр производителей некачественных товаров

 Маркировка продукции знаком Национальной системы стандартизации. Позволяет разместить краткую визуальную информацию о качестве продукции.

 Обозначение нормативного документа, на соответствие которому проводится подтверждение соответствия.

 Маркировка продукции QR-кодом. Позволяет потребителю моментально получить исчерпывающую и достоверную информацию о качестве продукции в цифровом виде. QR-код невозможно подделать и фальсифицировать. QR-код присваивается только продукции прошедшей все необходимые стадии подтверждения соответствия. 

Преимущества системы:

— сертификацию в НСС может пройти только продукция, соответствующая требованиям ВСЕХ положений заявленного национального стандарта, что основано на п.3 ст 26 ФЗ от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»;

  1. — работы проводят только аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории, тщательно проверенные представителями Росстандарта;
  2. — знак системы запатентован. Патент значительно снижает  возможность неправомерного использования товарного знака недобросовестными организациями  ввиду  серьезных мер ответственности за  его незаконное использование: размер штрафа в зависимости от нанесенного ущерба;
  3. — проверить сведения о сертификации продукции, услуг и иных объектов в НСС возможно в открытом реестре в сети интернет. На сертификате НСС и в маркировке продукции будет предусмотрен QR-код со ссылкой в реестр;
  4. — обеспечение государственного контроля как за процессом сертификации товаров, работ и услуг, так и за уже сертифицированной продукцией в НСС.

С 15 мая  2017 года 7 центров стандартизации, метрологии и сертификации в Нижегородской, Кировской, Оренбургской, Волгоградской, Омской, Свердловской областях и Республике Крым проводили работы в НСС в рамках пилотного проекта. С 1 мая 2018 года все ЦСМ Росстандарта начинают работу в НСС для обеспечения более полного охвата продукции, изготовленной по ГОСТ и выхода Системы на новый уровень.  

  • С 1 мая 2018 года ФБУ «Ростовский ЦСМ» ведет прием заявок производителей продукции на участие в государственном проекте по подтверждению соответствия продукции требованиям национальных стандартов – «Национальная система сертификации».
  • Предлагаем Вам в числе первых предприятий региона пройти сертификацию в Национальной системе сертификации!
  • Для этого вам необходимо направить заявку в адрес ФБУ “Ростовский ЦСМ”.
  • Подробности прохождения сертификации – по телефонам органа по сертификации ФБУ «Ростовский ЦСМ»: (863) 200-83-69, (863)200-83-73 и по почте: sertifikat@rostcsm.ru
  • СМИ о НСС:
  • В России создана Национальная система сертификации Не пригласили в ГОСТы  До ГОСТа доведет  Сдать экзамен по ГОСТу В России стартует масштабная проверка продуктов на соответствие ГОСТу Росстандарт начинает экспертные проверки продукции с маркировкой «ГОСТ»
  • Государство возвращает ГОСТу его высокий статус

Национальный реестр надежных поставщиков вывел госзакупки в России на принципиально новый уровень

Госзакупки – сложный механизм, неизбежно сопровождаемый серьезными трудозатратами и финансовыми расходами. Заказчик, планирующий провести тендер, вынужден оценивать претендентов по многим количественным и неколичественным параметрам.

Материально-техническая база, кадровый потенциал, наличие референтных проектов в прошлом – лишь некоторые критерии. Ещё одним решающим фактором была и остаётся репутация потенциального контрагента, от которой зависит если не все, то очень многое.

Для эффективного и безопасного конкурсного отбора в госзаказах был создан беспрецедентный для России ресурс – Национальный реестр надежных поставщиков.

Национальный реестр поставщиков – проект с масштабной государственной поддержкой, созданный для плодотворного и безопасного взаимодействия между участниками тендеров. Ведется в формате постоянно обновляемой электронной базы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Создатель и держатель – некоммерческая автономная организация «НРНП». Участие добровольное и бесплатное для всех членов. Данные постоянно актуализируются и находятся в открытом интернет-доступе.

Поиск на сайте осуществляется по наименованию субъекта, а также идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН).

Главная цель, которую поставили перед собой авторы идеи – поддержка добросовестных производителей товаров, а также поставщиков услуг. По задумке создателей сюда должны войти компании, которым удалось заявить о себе как о честных и благонадежных бизнес-партнерах.

Таким образом заинтересованные лица получат доступ к всероссийскому регистру малого и среднего бизнеса, готового участвовать в тендерах и отвечающего требованиям «закупочных» законодательных актов. К ним относят Федеральные законы 44-ФЗ, 223-ФЗ, 53-ФЗ, 275-ФЗ.

На официальном портале сервиса также ведется онлайн-учет уполномоченных органов, занимающихся сертификацией и руководствующихся в работе положениями закона 184-ФЗ.

Этот список уже сейчас включает около 15 аккредитованных центров из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Белгорода, Самары, Тулы.

Впрочем, учитывая тот факт, что рассмотрение проходит дистанционно, подать заявку может любое юридическое лицо или ИП, независимо от географической принадлежности на территории РФ. Как ожидают создатели, Единый перечень сертифицирующих центров станет действенным инструментом борьбы с монополизмом в отечественной стандартизации.

Уже сейчас очевидно, что систематизация и учет проверенных контрагентов в нашей стране были лишь делом времени. На западе подобные регистры давно стали привычной практикой, которая заметно облегчает жизнь не только государству, но и предпринимательскому сообществу.

Так, схожие модели на протяжении многих лет успешно работают в Германии, Великобритании, Франции. Сегодня организаторы госзакупок в России также получили возможность выбирать подрядчиков, сводя к минимуму потенциальные риски.

В свою очередь предпринимателям гарантированы многочисленные конкурентные преимущества при участии в торгах.

— Дополнительные квалификационные баллы.

— Приоритетное взаимодействие при формировании начальной максимальной цены контракта.

— Возможность заключения прямых контрактов и участия в неконкурентных закупках.

— Максимальная информационная поддержка.

Важнейшая особенность, которая во многом обеспечивает работоспособность всей системы – проведение ежеквартальных плановых ревизий со стороны держателя.

Учитывая тот факт, что состояние отечественной стандартизации далеко от идеального, такой систематизированный подход действительно выглядит как свет в конце туннеля.

Можно сказать, что после многолетнего господства тотальной бюрократии и коррупции в сфере сертификации наконец появилась независимая структура, взявшая на себя реальную ответственность за репутацию участников госзакупок.

Принцип строгого контроля не менее важен для самих членов. Он позволяет своевременно выявлять, а также устранять любые возникшие проблемы и недочеты.

Новая для нашей страны сертификационная экосистема имеет продуманную трехуровневую структуру, обеспечивающую справедливый подход всем субъектам. Это позволяет свести к минимуму негативные моменты, с которыми часто сталкиваются заказчики при выборе исполнителей.

— 1-й уровень (высший). Юрлица и ИП, полностью соответствующие положениям ГОСТ Р 66, введенным в действие Росстандартом.

— 2-й уровень. Компании, соответствующие внутриотраслевым нормативам. Методики, по которыми они проверяются, разработаны АНО «НРНП» либо согласованы с ней. Обязательно наличие трех сертификатов ГОСТ Р ИСО (менеджмент качества, условия труда, экологический менеджмент).

— 3-й уровень. Потенциальные участники, уже показавшие себя опытными деловыми партнерами. Они самостоятельно предоставляют необходимые сведения и считаются первоочередными претендентами на полноценное членство.

Подать заявку на включение в НРНП можно в одном из специализированных аккредитованных центров. Полный список АЦ доступен на портале сервиса. Стандартная процедура выглядит следующим образом:

Претендент заполняет и подаёт онлайн-заявление по установленной форме, размещенной на официальном сайте ресурса.

2. Аккредитованный орган предварительно проверяет предприятие согласно установленным регламентным требованиям. При выявлении несоответствий выдаётся заключение с развернутыми письменными рекомендациями по их устранению. После этого проводится повторная проверка.

3. В случае вынесения положительного решения кандидат предоставляет полный пакет необходимых документов. Обязательно наличие двух действующих сертификатов ИСО (9001-2015 и 14001-2016), а также ГОСТ 54934-2012.

4. Уполномоченные сотрудники проверяют документацию на предмет достоверности и легитимности. После этого проверяющий орган пересылает документы в адрес секретариата АНО.

5. Финальный этап – внесение соответствующей записи и выпуск цифрового Свидетельства. Для заверения используют усиленную квалифицированную электронную подпись.

В большинстве случаев данные вносятся на протяжении трех рабочих дней (в период карантинных ограничений возможны задержки). Свидетельство действительно в течение трех лет с момента выдачи. Важное требование – успешное прохождение ежеквартальных плановых ревизий.

Частные и госзаказчики, использующие новый ресурс учета, получают бесплатный доступ к информации об исполнителях, необходимой для жизнеобеспечения конкурсных торгов.

В частности, в их распоряжение предоставлены актуальные сведения о финансовом положении, включающие финпоказатели по итогам завершенного налогового периода.

Это минимизирует риски и сводит к нулю вероятность заключения контрактов с недобросовестными агентами.

Помимо этого, зарегистрированным пользователям доступна следующая информация.

Полное и сокращённое наименование субъекта.

— Регистрационный номер свидетельства о включении в НРНП.

— Текущий статус (действующий, актуализирован, остановлен, исключен).

— Сведения о госрегистрации.

— Инициалы и прямые контакты руководителя и/или собственника.

— Адрес места нахождения.

— Заключение о соответствии, полученное по результатам ревизии ответственного АЦ. Дата проведения последних контрольных мероприятий.

Ведение Реестра – не единственная задача, возложенная на автономную организацию.

Помимо этого она имеет право на осуществление коммерческой деятельности, в рамках которой занимается добровольной оценкой предприятий разных сфер промышленности, коммунального и сельского хозяйства.

Отзывы компаний, уже воспользовавшихся такой услугой, свидетельствуют о профессиональном подходе команды Нацреестра.

Оценка нематериальных критериев участников закупок – процедура, к которой подходят с особой щепетильностью. Как несколько десятилетий назад, так и сегодня её серьёзно осложняет отсутствие единой модели добровольной сертификации.

На отечественном рынке представлены без преувеличения тысячи СДС (в том числе внутренние, как в случае с Газпромом).

Эксперты неоднократно подчеркивали: избежать полного хаоса в этом вопросе поможет только введение унифицированного механизма, который бы отвечал запросам одновременно всех отраслей, от бытовых услуг и HoReCa до сельского хозяйства и тяжелой промышленности.

Именно такие амбициозные, но вполне достижимые цели ставит перед собой Национальный реестр надежных поставщиков. Сертификат организации имеет все шансы стать единым стандартизированным решением для бизнеса, желающего активно участвовать в закупках. Ожидается, что это произойдет уже в обозримом будущем.

Росстандарт создаст реестр производителей некачественных товаров

Первым шагом стала разработка базового нацстандарта СТО Р 66.57676-2017.03-20, определяющего ключевые принципы, на которых должна строиться закупочная деятельность в РФ. Для предприятий, претендующих на звание благонадежных контрагентов, был составлен подробный список условий.

При этом разработчики ориентировались преимущественно на опыт, существовавший на тот момент в строительной отрасли. Новый СТО успешно прошел регистрацию и уже считается рекомендательным для компаний-участниц конкурентного отбора в рамках госзаказов.

Срок действия – 3 года (требуется прохождение ежегодного ревизионного контроля).

Ещё один собственный стандарт организации – СТО НРНП-2019. Проверяемого заявителя анализируют на соответствие Федеральным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ. Также оценивают его нематериальные критерии: опыт и бизнес-репутацию.

При этом ответственные ревизоры оставляют за собой право инспектировать субъект предпринимательской деятельности во внеплановом порядке при поступлении каких-либо жалоб или претензий со стороны третьих лиц.

Срок действия сертификата – 1 год.

С регламентом, а также правилами и условиями НРНП можно в любой момент ознакомиться на официальном сайте сервиса.

Росстандарт создаст реестр производителей некачественных товаров

Росстандарт создает реестр производителей некачественных товаров

Росстандарт начал принимать заявки от производителей на участие в государственном проекте на соответствие продукции требованиям ГОСТов.

ГОСТолько продукция, прошедшая испытания в рамках Национальной системы сертификации (сейчас в нее входят только лаборатории Росстандарта), сможет получить знак ГОСТ.

Это радикально изменит роль знака — сейчас потребители ему в целом доверяют, однако часто он фактически ничего не говорит о качестве, поскольку сертификат сразу на серию можно попросту купить у недобросовестных участников рынка оценки соответствия.

Кроме того, даже если образец соответствовал стандарту на этапе испытаний, производитель может под этим же сертификатом выпускать товар совсем с другими характеристиками. При этом почти всегда он оставался непойманным и тем более ненаказанным.

В ближайшее время Росстандарт отберет для проверки товары со знаком ГОСТ прямо из магазинов

Проект стартовал в семи пилотных регионах — это Нижегородская, Кировская, Оренбургская, Волгоградская, Омская, Свердловская области и Республика Крым. В следующем году Национальная система сертификации начнет действовать по всей стране.

«Важно добиться, чтобы продукция, маркированная знаком ГОСТ, действительно соответствовала стандартам, — рассказал «Российской газете» руководитель Росстандарта Алексей Абрамов. — Создание Национальной системы сертификации направлено на то, чтобы повысить добросовестную конкуренцию на рынке, а также надлежащим образом информировать граждан о действительных характеристиках товара».

Росстандарт будет формировать список производителей, которые успешно подтвердили соответствие своей продукции ГОСТам в Национальной системе сертификации.

«Через три-четыре месяца после проведения испытаний первой продукции мы проведем повторные проверки образцов, причем они будут отбираться как на производстве, так и в розничной сети, — говорит Алексей Абрамов.

— Посмотрим, насколько производители готовы выдерживать заявленные характеристики».

550 тысяч рублей — получить такой штраф рискуют производители, маркирующие товар знаком ГОСТ без всякого права на это

Одновременно планируется вести «черный список» компаний, использующих знак ГОСТ необоснованно.

«В пилотных регионах Росстандарт уже в ближайшее время проведет выборочные внезапные проверки товаров со знаком ГОСТ, в первую очередь по тем товарным группам, где риск ненадлежащей маркировки наиболее велик, — рассказал Алексей Абрамов.

— Поэтому лучше быть честными — и в тех случаях, когда знак используется необоснованно, отказаться от него. Подчеркну, что все, что связано с административной ответственностью, мы будем применять только к тем производителям, которые сознательно вводят потребителей в заблуждение».

Органическая пищевая продукция: регулирование, сертификация, маркировка

Отзывы о мероприятии

15 апреля Академия РОСТЕСТ провела вебинар “Сертификация пищевой продукции органического производства”.

Спикерами мероприятия выступили Елена Нечаева, заместитель руководителя органа по сертификации “Ростест-Москва” по пищевому направлению, Ксения Маратканова и Анна Михайлова, эксперты по сертификации пищевой продукции.

Эксперты рассмотрели нормативные документы, регулирующие производство и обращение органической продукции на рынке, рассказали о процедуре сертификации и правилах маркировки органической продукции, в том числе импортной, и ответили на вопросы слушателей.

Нормативно-правовая база органического производства в Российской Федерации

Чтобы продукция могла называться органической, она должна соответствовать определенным требованиям. В Российской Федерации нормативно-правовую базу органического производства определяют:

– Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 280-ФЗ “Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, вступивший в силу 1 января 2020 г.;

– ГОСТ 33980-2016 “Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации”;

– ГОСТ Р 57022-2016 “Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства”;

– ГОСТ Р 56104-2014 “Продукты пищевые органические. Термины и определения”.

Под органической продукцией в Федеральном законе № 280-ФЗ, ГОСТ 33980-2016 и ГОСТ Р 57022-2016 подразумевается пищевая органическая продукция растительного, животного, микробного происхождения, продукция пчеловодства и аквакультуры в натуральном и переработанном виде, корма для животных органического производства. На парфюмерно-косметическую продукцию, лекарственные средства, семена лесных растений, продукцию охоты и рыболовства эти нормативные документы не распространяются.

Органическая продукция – продукция, полученная с органического производства, и сертифицируется не сама продукция, а процессы ее производства.

Закон устанавливает добровольный характер сертификации органического производства, но в то же время требует обязательного подтверждения заявления о том, что продукция является органической.

Добровольная сертификация органической продукции не заменяет обязательного подтверждения ее соответствия требованиям, установленным к ней другими нормативными документами.

Поскольку органическая продукция – продукция пищевая, она должна оцениваться прежде всего на соответствие требованиям “пищевых” технических регламентов ТС/ЕАЭС.

Процедура сертификации органической продукции

Сертификация органического производства проводится на соответствие требованиям ГОСТ 33980-2016 “Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации”.

Стандарт разработан на основе рекомендаций Кодекса Алиментариус CAC/GL 32-1999 и гармонизирован с регламентом Совета (ЕС) от 28 июня 2007 г. № 834/2007, регламентом Комиссии (ЕС) от 5 сентября 2008 г.

№ 889/2008 – эти нормативные акты регулируют экологическое сельское хозяйство в Европейском союзе – и базовыми стандартами IFOAM.

  • ГОСТ 33980-2016 подробно описывает общие принципы органического производства и специальные правила в зависимости от отрасли. Примеры таких правил:
  • – запрет на гидропонику,
  • – запрет на применение ионизирующего излучения,
  • – отсутствие ГМО в составе органической продукции,
  • – выращивание растений без применения пестицов и искусственных удобрений,
  • – свободный выгул для животных и птиц.

Стандарт также регламентирует продолжительность перехода к органическому производству, порядок сбора урожая, транспортирования и хранения продукции, правила маркировки и подтверждения соответствия. Распространяется на отечественную и импортную продукцию, маркированную как органическая.

  1. Перечень документов, предоставляемых для сертификации, и сама процедура сертификации изложены в ГОСТ Р 57022-2016. В общем виде она включает:
  2. – выбор заявителем органа по сертификации и подачу заявки;
  3. – двухэтапную первичную сертификацию органического производства: предварительную (заочную) оценку, проверку и оценку производства с выездом к заявителю;
  4. – инспекционный контроль в течение срока действия сертификата;
  5. – ресертификацию органического производства, которая должна быть проведена до окончания срока действия сертификата.
  6. Сертификат выдается сроком на три года.

После сертификации органического производства сведения о нем должны быть занесены в единый государственный реестр производителей органической продукции. Порядок ведения реестра и предоставления информации из реестра утвержден приказом Минсельхоза России от 19 ноября 2019 г. № 633. В реестр заносятся сведения только об отечественных производителях.

Орган по сертификации “Ростест-Москва”аккредитован в национальной системе аккредитации на право сертификации процессов органического производства на соответствие ГОСТ 33980-2016 и уполномочен Минсельхозом России на внесение в реестр сведений о выдаваемых сертификатах.

Маркировка органической продукции

Согласно № 280-ФЗ, после сертификации органического производства производители могут маркировать продукцию как органическую в виде соответствующей надписи в сочетании с единым знаком органической продукции.

Требования к маркированию продукции описаны в ГОСТ 33980-2016, а также в ГОСТ Р 57022-2016 и № 280-ФЗ.

Маркировать свою продукцию единым знаком органической продукции производитель может только после внесения сведений об успешном прохождении сертификации производства в единый государственный реестр производителей органической продукции Минсельхоза РФ.

Для маркировки и рекламирования продукции на упаковке и в документах, сопровождающих органическую продукцию, производитель должен использовать термин “органический продукт”. Стандарт утверждает, что использование других терминов, их сочетаний, сокращений или производных не допускается.

Обратите внимание: это требование ГОСТ 33980-2016 противоречит № 280-ФЗ, который говорит, что надписи, используемые для маркировки органической продукции, могут содержать слово “органический”, а также его сокращения или слова, производные от этого слова, отдельно либо в сочетании с наименованием органической продукции.

Термин “органический продукт” должен быть размещен на видном месте так, чтобы он был хорошо виден, легкочитаем и нестираем.

Возможно нанесение надписи “продукт, полученный в период перехода к органическому производству”. В ГОСТ 33980-2016 перечислены условия, когда можно использовать такую надпись.

Форма и порядок использования единого знака органической продукции определены приказом Минсельхоза РФ от 19 ноября 2019 г. № 634. Знак представляет собой белый лист на зеленом фоне с надписью “ОРГАНИК” сверху листа и надписью ORGANIC снизу листа.

Непосредственно под изображением размещается QR-код. Данный код формируется в едином реестре производителей органической продукции после внесения в него сведений о сертификате.

Наведя на него мобильный телефон, потребитель сможет узнать о производителе и продукции.

Если знак сливается с цветом поверхности, на которую наносится, допустимо использовать черно-белый вариант его изображения.

Производитель сам выбирает место нанесения знака органической продукции. Наносить отдельно элементы изображения знака нельзя.

На российских продуктах можно встретить еще такие маркировки, как “эко-”, “натуральный”, “экологически чистый”, “фермерский”. Применение таких надписей законом РФ не регулируется.

Приставка “био-”, по определению ТР ТС 033/2013, допускается при формировании наименований кисломолочных продуктов, обогащенных пробиотическими микроорганизмами и (или) пребиотиками, например: биокефир, биоряженка.

Согласно ГОСТ Р 57022-2016, одновременно с выдачей сертификата орган по сертификации предоставляет держателю сертификата письменное разрешение на использование знака соответствия системы сертификации, в которой был выдан сертификат на органическое производство.

Держатель сертификата не должен использовать знак соответствия после приостановки, отмены или окончания срока действия сертификата соответствия.

Знак соответствия можно применять только на ту продукцию, которая указана в области сертификации, она представляет собой перечень продукции, выпускаемой сертифицированным производством, и отображается в приложении к сертификату, являясь его неотъемлемой частью.

Орган по сертификации “Ростест-Москва” – участник Национальной системы сертификации (НСС). Поэтому мы можем сделать нашим клиентам уникальное предложение при сертификации – одновременное получение сертификата НСС на соответствие ГОСТ 33980-2016 и записи в реестре сертификатов НСС..

После сертификации в НСС изготовитель продукции получает право нанесения на упаковку знака национальной системы стандартизации и QR-кода реестра НСС. Этот QR-код также дает возможность потребителю продукции при наведении на него видеть информацию о сертификации в электронном реестре НСС.

Напомним, что система добровольной сертификации “Национальная система сертификации” (НСС) была создана в соответствии с Приказом Росстандарта от 29 декабря 2016 г. № 2033 и зарегистрирована в едином реестре систем добровольной сертификации 9 января 2017 г. Росстандарт является учредителем этой системы.

Им запатентован знак национальной системы стандартизации.

Нужно ли сертифицировать импортную органическую продукцию?

Пункт 13 ГОСТ 33980-2016 устанавливает, что импортная органическая продукция может быть допущена в обращение на территории государства, принявшего стандарт, только при наличии сертификата страны-экспортера, подтверждающего, что продукты, указанные в сертификате, были выпущены в рамках системы органического производства с соблюдением правил, изложенных в стандарте. Это значит, что система органического производства страны-экспортера должна основываться на тех же принципах, что и в РФ. Межправительственных соглашений по признанию сертификатов органического производства у РФ нет.

Однако результаты сертификации иностранного органического производства в некоторых случаях мы сможем признавать в процессе проведения сертификации требованиям ГОСТ 33980-2016.

РОСТЕСТ оценивает, насколько требования к системе органического производства страны-экспортера аналогичны требованиям ГОСТ 33980-2016, основаны ли они на рекомендациях Кодекса Алиментариус CAC/GL 32-1999, европейском регламенте № 834/2007, принципах IFOAM.

Если системы эквиваленты, мы проводим сертификацию в рамках процедуры, описанной в ГОСТ Р 57022-2016: проверяем документы и признаем результаты оценки, которую проводил иностранный сертификационный орган при выезде на производство.

В такой схеме не требуется вновь проводить дорогостоящий анализ производства, однако требуется представить все необходимые документы и сведения, подтверждающие выполнение требований национального стандарта, а также подтвердить соответствие продукции лабораторными испытаниями.

Результатом сертификации будет, помимо сертификата соответствия органического производства требованиям ГОСТ 33980-2016, возможность маркирования импортной продукции знаком НСС и включение информации о продукции в реестр НСС.

Напомним также, что пункт 4.10 технического регламента ТР ТС 022/2011 “Пищевая продукция в части ее маркировки” требует, чтобы информация об отличительных признаках пищевой продукции была подтверждена доказательствами. Сертификат на соответствие органического производства требованиям ГОСТ 33980-2016 и информация о продукте в реестре НСС как раз и будут таким доказательством.

Если же производство импортной органической продукции не сертифицировано, то сертификация проводится в полном объеме с выездом на производство. В этом случае мы также выдаем сертификат на соответствие требованиям ГОСТ 33980-2016 и заносим информацию о продукции в реестр НСС.

Заказ услуги по сертификации органического производства можно сделать по тел. +7 (495) 150-70-00, электронной почте rostest@rtmsk.ru или через сайт.

Видео-запись вебинара:

Реестр надежных поставщиков

Национальный реестр надежных поставщиков представляет собой платформу для сбора и обобщения информации о наиболее надежных и добросовестных организациях, участвующих в государственных и коммерческих закупках на территории РФ.

Главной новацией Национального реестра является создании единой базы поставщиков с максимально широким отраслевым охватом и прозрачными методиками включения. В реестр попадают только проверенные и сертифицированные организации.

Инициативная группа с 2016 года вела работы по подготовке и запуску проекта.  За это время были сформированы основные цели, принципы ведения и структура реестра.

Обязанность по ведению и формированию национальной базы поставщиков возложена на АНО «НРНП».

Так, основными целями создания Национального реестра поставщиков товаров, услуг и работ являются:

  • объединение информации о наиболее эффективных и надежных компаниях-поставщиках в рамках одного проекта;
  • поддержка наиболее добросовестных организаций, путем предоставления информации потенциальным заказчикам, осуществляющим поиск надежных партнеров;
  • повышение качества способов отбора организации и индивидуальных предпринимателей для участия в поставках товаров и услуг для государственных и коммерческих нужд.

Основными принципами формирования и ведение Национального реестра являются:

  • формирование единого реестра субъектов предпринимательской деятельности, подтвердивших свою добросовестность, надежность и деловую репутацию;
  • функционирование на федеральном и региональном уровнях;
  • добровольная инициатива организаций и ИП о вступлении в реестр поставщиков;
  • взаимодействие с государственными и частными заказчиками по предоставлению информации об участниках реестра;
  • соблюдение прав и охраняемых законом интересов членов реестра;
  • ведение реестра на безвозмездной основе.

Реестр состоит из трех уровней:

3-й Уровень содержит информацию о компаниях и предпринимателях, не прошедших сертификацию, но показавших достаточно высокий уровень надежности. Такие компании являются первыми претендентами на внесение.

2-й Уровень содержит информацию и поставщиках, прошедших процедуру сертификации на соответствие требованиям стандартов, разработанных держателем реестра и государственных стандартов ГОСТ Р ИСО (ISO) системы: менеджмента качества, экологического менеджмента и условий труда.

1-й Уровень (высший) содержит информацию об организациях, прошедших сертификацию 2-го уровня и имеющих оценку опыта и деловой репутации согласно стандартам ГОСТ Р 66.

База компаний постоянно обновляется и является открытой. Национальный реестр надежных поставщиков товаров, работ и услуг расположен в интернете по адресу: https://national-reestr.ru/

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *