Упрощение порядка рассмотрения административных споров по налогам

17 Ноября 2020

Пленум Верховного суда России подготовил разъяснения, как рассматривать административные споры в упрощенном порядке. «Такая процедура предполагает, что дело рассматривается судьей без вызова сторон: он изучает материалы и принимает решение, — пояснил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

Разъяснения Верховного суда России позволят шире применять подобную процедуру при рассмотрении споров, например, о взыскании налогов на суммы до 20 тысяч рублей. Также в некоторых случаях в упрощенном порядке могут рассматриваться споры по поводу обжалования нормативных правовых актов».

По сути, речь идет о заочной процедуре рассмотрения споров. Судья решает дело один в тиши кабинета. Никто из участников процесса при этом не присутствует, никакого протокола соответственно не ведется.

Возможно, кому-то в таком пересказе процедура покажется страшной, мол, не известно, кто и как будет решать, нет ли почвы для злоупотреблений? На самом деле упрощенная процедура позволяет достаточно эффективно решать небольшие и несложные дела, разгружая суды. Да и гражданам проще: мелкий спор не затягивается на годы.

Правда, в судах общей юрисдикции такой порядок пока применяется достаточно редко. В 2019 году в порядке упрощенного производства судами было рассмотрено 47 тысяч административных дел, или менее 1 процента от рассмотренных административных дел.

«При этом упрощенный порядок уже давно активно применяется в арбитражных процессах и там хорошо себя зарекомендовал», — отметил Владимир Груздев.

Для сравнения: в прошлом году в порядке упрощенного производства разобрана 671 тысяча экономических споров, или 35 процентов от всех дел, рассмотренных арбитражными судами.

«Потенциал такой процедуры в судах общей юрисдикции пока реализован не полностью. Постановление пленума Верховного суда направлено на исправление ситуации, — подчеркнул председатель правления АЮР.

В рамках этой процедуры стороны могут в полной мере представлять судье свои позиции и направлять возражения на аргументы другой стороны. Вынесенное решение может быть обжаловано.

Поэтому упрощенная процедура не отменяет важнейших гарантий состязательности процесса».

Например, проект особо подчеркивает, что участники административного процесса должны не только предоставлять доказательства в суд, но и послать их другой стороне разбирательства. Это необходимо, чтобы та сторона внимательно изучила позицию оппонентов и подготовила свои возражения. Если копии доказательств не направить оппонентам, то суд вправе продлить срок направления соответствующих документов, а также передать их самостоятельно, в том числе и через интернет. Кроме того, суд в таком случае может перейти к рассмотрению дела по общим правилам КАС. То есть дело будет рассматриваться в обычном процессе, и стороны обменяются аргументами в ходе заседания.

Примечательно, что если «забывчивость» проявят чиновники, суд к ним отнесется строже, чем к гражданам: документы, чьи копии не были направлены оппонентом, суд не примет от чиновников в качестве доказательств.

Упрощение порядка рассмотрения административных споров по налогам Упрощение порядка рассмотрения административных споров по налогам

Источник: Российская газета

Вс рф разъяснил особенности рассмотрения административных дел в порядке упрощенного производства

Упрощение порядка рассмотрения административных споров по налогам

Пленум Верховного Суда РФ принял постановление (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 декабря 2020 г. № 42), в котором дал разъяснения по применению положений гл. 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Прежние разъяснения (п. 41, п. 69-72, п. 75 постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016 года № 36) признаны не подлежащими применению.

В первую очередь ВС РФ напомнил, что упрощенное (письменное) производство представляет собой специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола при соблюдении установленных законом процессуальных гарантий прав и интересов лиц, участвующих в деле, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора. При этом правила упрощенного (письменного) производства не применяются при рассмотрении административных дел судами апелляционной и кассационной инстанций.

Также ВС РФ напомнил, в каких случаях административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного (письменного) производства (один из таких случаев — указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб.) и какие категории дел не подлежат рассмотрению в указанном порядке.

Поясняется, что при наличии оснований для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, суд должен вынести и направить лицам, участвующим в деле, соответствующее определение, в котором в том числе должно быть разъяснено, что возражения относительно применения указанного порядка представляются в суд в 10-дневный срок со дня получения копии определения. Неполучение административным ответчиком поступившей ему копии определения по зависящим от него обстоятельствам, в том числе в связи с отказом от получения, само по себе не является препятствием для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства. В этом случае суд вправе перейти к рассмотрению административного дела в порядке «упрощенки» после получения доказательств отказа административного ответчика от получения соответствующего почтового отправления либо доказательств возвращения данного почтового отправления ввиду истечения срока его хранения.

Отмечается, что суд может вынести определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, если:

  • для правильного разрешения административного дела необходимо истребовать доказательства;
  • невозможно осуществить обмен доказательствами между сторонами в установленные сроки даже после их продления судом;
  • необходимо привлечь к участию в деле заинтересованных лиц;
  • сторонами выражены намерения к заключению соглашения о примирении.

Возражения лица, участвующего в деле, относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства не являются безусловным препятствием для такого рассмотрения.

Если наряду с представленными в суд доказательствами, документами или возражениями стороной не представлены суду документы, подтверждающие направление копий данных доказательств, документов или возражений другой стороне по административному делу, суд вправе:

  • продлить срок направления соответствующих доказательств, документов или возражений,
  • направить их самостоятельно, в том числе с использованием сети «Интернет»,
  • а также решить вопрос о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

Отдельно отмечается, что обстоятельства, свидетельствующие о необходимости отложения судебного разбирательства административного дела, могут указываться в поступивших в суд письменных возражениях лиц, участвующих в деле, их представителей относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства по административным делам, в которых эти возражения не являются безусловным препятствием для рассмотрения дела в таком порядке. Если сведения об указанных обстоятельствах поступят в суд после перехода к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного производства, но до принятия решения, суд может вынести определение о рассмотрении административного дела по общим правилам административного судопроизводства с назначением нового судебного заседания по делу.

Приведены в постановлении разъяснения по ряду иных вопросов, в том числе об отмене решений, принятых в порядке упрощенного производства.

  • Документы по теме:
  • Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ

Оспаривание судебного акта, принятого в порядке упрощенного производства

30 янв 2018

Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора

При обжаловании судебного акта, принятого в упрощенном порядке, следует учитывать некоторые особенности, предусмотренные АПК РФ, а также разъяснения Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений ГПК РФ и АПК РФ об упрощенном производстве».

   Апелляционная инстанция Судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции, можно обжаловать в течение пятнадцати рабочих дней со дня его вынесения – специальный срок апелляционного обжалования для упрощенного производства. Согласно абз.2 ч.3 ст.

229 АПК РФ, если одна из сторон просила составить мотивированное решение, то указанный срок отсчитывается со дня опубликования такого решения в сети «Интернет».

Если мотивированное решение не появляется в системе длительное время (за пределами пяти рабочих дней, которые установлены АПК), то отсчет срока для подачи апелляционной жалобы не начинается (см., например, Постановление АС Центрального округа от 09.11.2017 по делу N А14-6880/2017).

Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда рассматривается судьей единолично, обоснованность принятого решения оценивается исходя из имеющихся в деле материалов, вызов сторон не производится.

Однако, учитывая сложность и характер рассматриваемого спора, доводы апелляционной жалобы и возражения (отзыва) сторон, суд, действуя на свое усмотрение, вправе вызвать стороны для участия в судебном заседании (см.

, например, Постановление АС Московского округа от 05.09.2017 по делу N А40-15719/2017). 

При участии сторон осуществляется протоколирование. На арбитражный суд апелляционной инстанции возлагается та же обязанность, что на АС первой инстанции, по размещению жалобы и прилагающихся к ней документов в сети «Интернет». Возможно установление арбитражным судом апелляционной инстанции срока для подачи отзыва (возражения) по жалобе.

Читайте также:  Претензия о браке ювелирного изделия

Общий срок рассмотрения дела не должен превышать двух месяцев.

  Кроме того, по делу могут быть приняты дополнительные доказательства только в том случае, если обнаружены основания для отмены первоначального решения, и вследствие этого состоялся переход к рассмотрению дела по правилам, предусмотренным для суда первой инстанции, по указанным в АПК РФ основаниям.

Кассационная инстанция Кассация рассматривает жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и определения апелляции. Специального срока для кассационного обжалования действующим АПК не предусмотрено, соответственно, кассационную жалобу можно подать в течение 2-х месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта. 

АПК РФ предусмотрена возможность кассационного обжалования в особых случаях. Так, абз. 2 ч.4 ст.

229 АПК РФ установлено, что решение арбитражного суда, если оно рассматривалось апелляционным судом или если апелляционным судом было отказано в восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы, а также постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы.

Обжалование возможно только при наличии оснований, перечисленных в ч.4 ст. 288 АПК РФ (например, рассмотрение дела незаконным составом, проведение заседания при отсутствии лиц, имеющих право на участие в заседании, нарушение правил о языке судопроизводства). 

Кассационная жалоба рассматривается по тем же правилам, что и апелляционная: судебное заседание не назначается, стороны не вызываются, протоколирование не производится. На усмотрение судьи такой порядок может быть изменен в части вызова сторон в судебное заседание при наличии сложностей в рассмотрении дела. Также предусмотрена обязанность по размещению документов в сети.

При вступлении в силу судебных актов по делам, которые не рассматривались в кассационном порядке в связи с отсутствием оснований (ч. Ст. 288 АПК РФ), возможно их обжалование в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Как рассматривают дела о налоговых правонарушениях

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях регулирует НК РФ, а именно ст. 100.1, 101 и 101.4. Первая носит отсылочный характер, поскольку указывает на две вариации регулирования в зависимости от того, как соответствующие деяния были выявлены.

  1. При их обнаружении благодаря проверкам (камеральной или выездной) указанный порядок будет регулировать ст. 101, она же используется, когда речь идет о нарушениях ст. 120, 122 и 123 НК.
  2. Обнаружение соответствующих деяний иными мерами фискального контроля (вызовом налогоплательщика письменным уведомлением для дачи пояснений, по уплате обязательных платежей, осмотром, инвентаризацией его имущества, вне проверок) означает, что порядок производства по делу о налоговом правонарушении регулирует ст. 101.4.

Поясним, что налоговое правонарушение — это совершенное умышленно либо по неосторожности действие или бездействие налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, нарушающее законодательство о налогах и сборах, которое порождает ответственность по НК. Камеральная и выездная проверки предоставленных налогоплательщиком материалов отличаются местом, где они осуществляются. Первая проходит в служебных кабинетах сотрудников ИФНС, а вторая — в месте нахождения налогоплательщика.

Рассмотрение дел по ст. 101 НК

Дела о нарушениях налогового законодательства, которые выявлены актом проверки (форма утверждена Приложением № 23 к Приказу ФНС России от 08.05.

2015 № ММВ-7-2/189@) и иными ее материалами, рассматривает руководитель проверявшего органа или его заместитель.

Он же анализирует и письменные возражения проверяемого лица на итоги проверки, которые подают в течение месяца после получения акта ревизии.

Результат их разбора в виде определенного решения появляется через 10 дней (здесь и далее, если не указано иное, речь о рабочих днях) после окончания месяца. Этим решением может быть:

  • привлечение к ответственности за нарушение;
  • отказ в этом;
  • проведение дополнительных контрольных мероприятий, будь то истребование документов (ст. 93, 93.1 НК), допрос свидетеля (ст. 90 НК), экспертиза (ст. 95 НК). На это у налоговиков есть месяц или два, когда проверяют группу налогоплательщиков (гл. 3.1 НК) или зарубежную организацию.

У лица, в отношении которого проводились такие мероприятия, есть 10 дней (с даты их завершения) на письменные возражения по их итогам. С 03.09.

2018 указанный срок будет уже 15 дней при условии, что соответствующая процедура закончилась после указанной даты. В этом случае решение о привлечении к ответственности или отказ в этом выносятся уже через 10 дней после истечения обозначенного времени.

Рассматривать материалы проверки и выносить соответствующее решение могут и дольше: максимум — месяц.

Налогоплательщик извещается о времени и месте разбора всех материалов и может участвовать в нем лично или через представителя. Его отсутствие не помешает процедуре. Она ведется под протокол, форма которого установлена Приложением № 28 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

О содержании соответствующих решений говорит п. 8 ст. 101 НК, о вступлении их в силу — п. 9 этой статьи. Вступившие в силу решения могут сопровождаться обеспечительными мерами.

К ним относятся запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия фискальщиков и приостановление операций по банковским счетам (в режиме ст. 76 НК). Решение о таком сопровождении принимает руководитель (его заместитель).

Он же по просьбе налогоплательщика, находящегося под названными мерами, может их поменять на:

  • банковскую гарантию;
  • залог ценных бумаг, вращающихся на рынке, или залог другого имущества, совершенный по ст. 73 НК;
  • поручительство третьего лица, оформленное по ст. 74 НК.

Помимо налогоплательщиков, ст. 101 НК действует и в отношении налоговых агентов, а также плательщиков сборов, страховых взносов.

Рассмотрение дел по статье 101.4 НК

Для рассмотрения дел о налоговых нарушениях в режиме указанной статьи не важно, является ли нарушитель плательщиком тех или иных обязательных платежей, а также нет необходимости в проведении проверки.

Порядок во многом схож с предыдущим, но есть и отличия.

Акт по итогам выездных проверок готовится в течение двух месяцев (после составлении справки о такой проверке). Три месяца от указанного момента он будет готовиться при выездном контроле. Итоговый акт камеральной ревизии готовится на протяжении 10 дней после ее завершения. А вот акт по ст. 101.4 составляется в 10-дневный период после обнаружения нарушения.

Кроме того, разница между так называемыми проверочными и обнаруживающими нарушение актами присутствует как в их формах, так и в требованиях к их составлению. Форма первых установлена Приложением № 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, а вторых — Приложением 38 к этому Приказу.

Проверочные акты составляют согласно Приложению 24, а обнаруживающие — Приложению 39 к Приказу.

В случае со ст. 101.4 отсутствуют обеспечительные меры, дополнительные контрольные мероприятия и апелляционное обжалование.

Как обжаловать решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение

Обжаловать решение можно в вышестоящем налоговом органе. Вся необходимая для этого информация отражена в спорном документе.

Опротестовать соответствующее решение можно и через административное или арбитражное судопроизводство (последнее — для предпринимательской или иной экономической деятельности).

Споры по налогам на сумму до 20 тысяч рублей рассмотрят в упрощенном порядке

По сути, речь идет о заочной процедуре рассмотрения споров. Судья решает дело один в тиши кабинета. Никто из участников процесса при этом не присутствует, никакого протокола соответственно не ведется.

Возможно, кому-то в таком пересказе процедура покажется страшной, мол, не известно, кто и как будет решать, нет ли почвы для злоупотреблений? На самом деле упрощенная процедура позволяет достаточно эффективно решать небольшие и несложные дела, разгружая суды.

Да и гражданам проще: мелкий спор не затягивается на годы.

Правда, в судах общей юрисдикции такой порядок пока применяется достаточно редко. В 2019 году в порядке упрощенного производства судами было рассмотрено 47 тысяч административных дел, или менее 1 процента от рассмотренных административных дел.

«При этом упрощенный порядок уже давно активно применяется в арбитражных процессах и там хорошо себя зарекомендовал», — отметил Владимир Груздев.

Для сравнения: в прошлом году в порядке упрощенного производства разобрана 671 тысяча экономических споров, или 35 процентов от всех дел, рассмотренных арбитражными судами.

Если чиновники «забудут» направить гражданам копии документов, то и суд не примет их как доказательства

«Потенциал такой процедуры в судах общей юрисдикции пока реализован не полностью. Постановление пленума Верховного суда направлено на исправление ситуации, — подчеркнул председатель правления АЮР.

Читайте также:  Консультация по привлечению к субсидиарной ответственности (взыскание убытков) генерального директора или собственника

— В рамках этой процедуры стороны могут в полной мере представлять судье свои позиции и направлять возражения на аргументы другой стороны. Вынесенное решение может быть обжаловано.

Поэтому упрощенная процедура не отменяет важнейших гарантий состязательности процесса».

Например, проект особо подчеркивает, что участники административного процесса должны не только предоставлять доказательства в суд, но и послать их другой стороне разбирательства. Это необходимо, чтобы та сторона внимательно изучила позицию оппонентов и подготовила свои возражения.

Если копии доказательств не направить оппонентам, то суд вправе продлить срок направления соответствующих документов, а также передать их самостоятельно, в том числе и через интернет. Кроме того, суд в таком случае может перейти к рассмотрению дела по общим правилам КАС. То есть дело будет рассматриваться в обычном процессе, и стороны обменяются аргументами в ходе заседания.

Примечательно, что если «забывчивость» проявят чиновники, суд к ним отнесется строже, чем к гражданам: документы, чьи копии не были направлены оппонентом, суд не примет от чиновников в качестве доказательств.

Упрощенный порядок административных дел

Юлия

Владимир, в каких случаях должен применяться упрощенный порядок рассмотрения дела в административных спорах?

Юлия, добрый день!

Основания для упрощенного порядка

Первая инстанция может рассмотреть дело в порядке упрощенного производства только при наличии одного из следующих условий:

  • все участники заявили о рассмотрении спора в их отсутствие, которое не является обязательным по конкретной категории дел
  • участники процесса не явились в суд, а их явка не является обязательной
  • истец заявил ходатайство об упрощенном рассмотрении спора и ответчик против этого не возражает
  • указанная в административном иске сумма долга по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 000 руб.
  • при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта.

Упрщенный порядок рассмотрения административного спора

  • Когда суд переходит к рассмотрению дела по упрощенной процедуре, он должен вынести и направить участникам дела соответствующее определение, в котором указываются сведения о наличии оснований, дающих суду право рассмотреть дело в упрощенном порядке, а также разъяснения о возможности возражать лицу, участвующему в деле относительно такого порядка.
  • Возражения участника процесса относительно рассмотрения административного дела в упрощенном порядке не являются безусловным препятствием для перехода к такому порядку.
  • С учетом того, что участникам дается 10 дней с момента получения копии определения на подачу возражений, суд не может приступить к рассмотрению дела раньше этого времени.
  • Неявка на судебное заседание всех участников дела дает суду право перейти к упрощенной процедуре, при соблюдении нескольких критериев:
  • явка участников должна быть необязательной в силу закона
  • стороны извещены о заседании и судом получены доказательства надлежащего извещения сторон. 

Кроме того, автоматический переход на «упрощенку» не допускается, если одна из сторон попросила отложить разбирательство по уважительным причинам.

Отмена упрощенного порядка

  1. Суд вправе отменить свое же решение по административному делу, принятое в упрощенном порядке, если заинтересованное лицо заявило соответствующее ходатайство.

  2. Такое ходатайство должно содержать возражения относительно применения «упрощенки» или новые доказательства по административному делу, в том числе о наличии уважительных причин неявки на судебное заседание, на котором разрешен вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.

  3. Заявление об отмене решения, вынесенного в упрощенном порядке, нужно подать в суд не позднее 2 месяцев после его принятия.
  4. На направление новых доказательств дается не меньше 30 дней со дня, когда суд перешел на упрощенное рассмотрение дела.

     

Определение суда об отмене решения, принятого им в порядке упрощенного производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела можно обжаловать в апелляционном порядке. Но, такое определение не подлежит обжалованию отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела.

  • То есть сначала нужно дать суду закончить рассмотрение возобновленного дела, а только потом подавать апелляцию.
  • С учетом возможности дальнейшего апелляционного обжалования решения суда указанные сроки при их пропуске продлению и восстановлению не подлежат.
  • При переходе от упрощенного порядка расмотрения спора к обычному порядку рассмотрения течение срока рассмотрения и разрешения административного дела начинается сначала.
  • Суд должен рассматривать дело по общим правилам кодекса административного судопроизводства (КАС): 
  • если для правильного разрешения административного дела необходимо истребовать доказательства
  • в случае невозможности обмена доказательствами между сторонами
  • если нужно привлечь к участию в деле заинтересованных лиц
  • когда стороны выражают намерения заключить соглашение о примирении.

Обращайтесь к юристу по административным спорам, обязательно помогу.

14-11-2020

Вс разъяснил нюансы рассмотрения административных дел в упрощенном порядке

Когда суд, принявший решение в порядке упрощенного производства, вправе его отменить, какая сумма административного иска является условием для рассмотрения дела в упрощенном порядке, и может ли суд принять решение о рассмотрении такого дела в отсутствии сторон? Во вторник пленум Верховного суда (ВС) РФ отправил на доработку постановление, в котором разъяснил особенности рассмотрения административных дел в порядке упрощенного производства.

  • Отличительные черты
  • Из текста документа следует, что упрощенное производство представляет собой специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола, который, в отличие от приказного производства, не предполагает наличие спора.
  • При этом упрощенной порядок не может быть применен при рассмотрении административных дел судами апелляционной и кассационной инстанций.
  • Высшая инстанция напоминает, что административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного (письменного) производства как в случаях, когда имеются соответствующие ходатайства от лиц, участвующих в деле, так и в отсутствие прямого согласия сторон.
  • Предельная сумма задолженности
  • Например, в упрощенном порядке могут быть рассмотрены административные иски, в которых общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей.
  • «Для рассмотрения в порядке упрощенного (письменного) производства административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций на сумму, не превышающую двадцати тысяч рублей, не являются безусловными препятствиями такие обстоятельства, как пропуск срока обращения в суд с административным иском при наличии заявления о восстановлении данного срока, представление административным ответчиком возражений относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства», — отмечает ВС.
  • Вместе с тем пленум уточняет, что, если в представленных возражениях содержатся сведения об иных обстоятельствах, препятствующих рассмотрению дела в упрощенном порядке, то в таком случае суд переходит к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства (например, в случаях, когда возникает необходимость в допросе свидетеля, или доказательством по делу являются документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну).
  • Неявка сторон

Ещё одним условием для рассмотрения дела в упрощенном порядке является неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле. При этом стороны должны быть надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, а их участие в нем не является обязательным в силу закона.

  1. «В связи с этим в определении, направляемом лицам, участвующим в деле, и их представителям вместе с извещением о времени и месте судебного заседания, следует предварительно разъяснять возможность рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в случае неявки названных лиц в судебное заседание по административному делу (часть 2 статьи 14 КАС РФ)», — разъясняет ВС.
  2. Кроме того, высшая инстанция указывает, что в данном случае рассматриваемое административное дело не должно относиться к категориям дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, а стороны не заявили ходатайства об отложении судебного разбирательства по уважительным причинам.
  3. Отмена решения

Пленум также затрагивает процедуру отмены решений, принятых в порядке упрощенного производства.

В частности, суд, вынесший такой акт, вправе его отменить лишь в случаях, если поступившие после принятия решения возражения подтверждают наличие соответствующих оснований для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства, либо они поданы лицом, не привлеченным к участию в административном деле, о правах и об обязанностях которого принято решение.

Ещё одним основанием для отмены решения является поступление новых доказательств, признанных судом имеющими существенное значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

«Определение суда об отмене решения, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела или об отказе в этом не подлежит обжалованию отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела (статья 202 КАС РФ)», — поясняет ВС.

Публикации

По мнению экспертов, такие разъяснения ВС РФ являются своевременными и необходимыми, однако их нужно будет уточнять на практике.

23 марта состоялось заседание Пленума ВС РФ, на котором обсуждался проект постановления «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».

Выступая с основным докладом по проекту, судья ВС РФ Анатолий Першутов пояснил: необходимость принятия документа обусловлена тем, что после введения в 2016 г.

главы об упрощенном производстве в ГПК РФ у судов общей юрисдикции появилось много вопросов по применению нового для них порядка рассмотрения дел.

Кроме того, в прошлом году и в АПК РФ были внесены изменения, касающиеся упрощенного производства, которые вызвали затруднения и у опытных судей арбитражных судов, где такой порядок применяется довольно давно.

Анатолий Першутов отметил, что так как у арбитражных судов накоплен богатый опыт рассмотрения дел в порядке упрощенного производства, а четырехлетний опыт применения Постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г.

№ 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства» показал его эффективность, то многие положения документа сохранены в проекте, а некоторые получили дальнейшее развитие.

В процессе подготовки разъяснений также учитывались практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов и поступившие от них вопросы, заключения и предложения научного сообщества, Министерства юстиции РФ, Генеральной прокуратуры РФ, бизнес-сообщества.

В проекте постановления содержится в общей сложности 57 детальных разъяснений о том, какие дела подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства и об особенностях их рассмотрения, об особенностях подготовки судебных актов по таким делам и о порядке их обжалования, а также о порядке перехода к рассмотрению дел по общим правилам искового производства или правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Несмотря на то что все участники заседания поддержали проект постановления, некоторые указали на возможности для дополнения текста документа.

Так, заместитель председателя Калининградского областного суда Владимир Мухарычин отметил необходимость дополнительного разъяснения вопроса об изготовлении мотивированного решения суда в случаях обращения с кассационной жалобой лицами, не привлекавшимися к участию в деле в судах  первой  и  апелляционной  инстанций,  если  судебным  постановлением разрешен вопрос об их правах или обязанностях (в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ 11 декабря 2012 г.).

А судья Арбитражного суда Калужской области Марина Носова отметила отсутствие разъяснения по встречающимся в практике ситуациям, когда после окончания подготовки дела, рассматриваемого по общим правилам искового производства, к разбирательству суд приходит к выводу о целесообразности выделения части требований в порядке ст. 130 АПК РФ и при этом по формальному признаку они подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства. В этой связи возникает вопрос: обязан ли суд рассматривать эти требования именно в упрощенном порядке или же это остается на его усмотрение?

По итогам заседания принято решение собрать редакционную комиссию, которая займется доработкой проекта постановления, а его рассмотрение продолжится на другом заседании Пленума ВС РФ.

Руководитель арбитражной практики юридической фирмы VEGAS LEX Виктор Петров отметил, что предложенный проект, в частности, определяет порядок изготовления полного текста судебного акта арбитражным судом при подаче апелляционной жалобы на его резолютивную часть. «Применение этой нормы наверняка будет вызывать значительные вопросы у практикующих юристов, которым для обоснованной апелляционной жалобы потребуется изучить решение именно в полном виде, что потребует времени», – пояснил он.

Также проектом определяется порядок предоставления сторонами дополнительных доказательств для принятия судом обоснованного решения. На практике, как отметил эксперт, возникают вопросы о том, как каждая из сторон сможет реализовать свое право на представление возражений на доказательства другой стороны с учетом сокращенных сроков рассмотрения дела.

«Принятие такого постановления является своевременным и необходимым, но, возможно, понадобится дальнейшее уточнение его положений правоприменительной практикой», – заключил Виктор Петров. 

Особенности упрощенного производства по административным делам | Правоведус

Особенности судопроизводства по административным делам в упрощенном порядке заключаются в проведении процесса без судебного заседания в устной форме, при этом судьей оцениваются только письменные и вещественные доказательства, представленные по делу административным истцом и ответчиком.

Так, в рамках упрощенного процесса исследуется исковое заявление истца, поступившее в суд, отзывы на него ответчика, их исключительно письменные возражения и объяснения. Если в деле необходимо участие прокурора, то его заключение приобщается к делу и исследуется наравне с другими доказательствами.

 

Важно! Упрощенное производство позволяет рассматривать отдельные категории дел за короткое время, тем самым устранять нарушение прав истца в сжатые сроки.

Основания для проведения упрощенного производства по делу

Сразу следует отметить, что КАС РФ не предусматривает наличия конкретного перечня дел, по которым может быть использован упрощенный порядок производства, следовательно, его применение возможно к любому делу при наличии одного из следующих условий: 

  1. Все участники процесса предоставили в суд ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие. Данное условие используется только тогда, когда участие лиц по делу не является обязательным, как, например, по делам об оспаривании решения органа власти, когда суд вправе признать обязательной явку представителя органа власти.
  2. Административный истец предоставил в суд ходатайство о рассмотрении административного дела в упрощенном порядке, при этом ответчик не возражает.
  3. Цена иска по обязательным платежам и санкциям в общем размере составляет не более 20 000 рублей.
  4. Другие условия, предусмотренные нормами Кодекса административного судопроизводства РФ.

Порядок и особенности упрощенного производства

После подачи административного иска, истец должен получить определение суда о принятии заявления к производству, подготовке дела и назначении судебного разбирательства по делу.

В данном определении при наличии оснований судья указывает на возможность рассмотрения дела в упрощенном порядке и устанавливает срок в 10 дней для подачи возражения.

В случае, если в указанный срок от административного ответчика не поступило возражений, суд выносит определение о рассмотрении дела в упрощенном порядке, в этом случае иск подлежит рассмотрению еще в течении 10 дней с момента вынесения такого определения.

Однако, Кодекс административного судопроизводства РФ предусматривает следующее правило: ответчик все-таки вправе направить возражение на применение упрощенного порядка по делу и за пределами установленного законодателем срока, но если решение по данному делу еще не вынесено. В таком случае судом выносится определение о рассмотрении дела в общем порядке – в судебном заседании с извещением всех лиц, участвующих в деле.

Решение суда по административному делу, принятом в порядке упрощенного судопроизводства

Решение суда по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, должно соответствовать всем требованиям, предъявленным к данном акту. Оно не оглашается устно лицам, участвующим в деле, а направляется им не позднее следующего дня после его вынесения.

Как и решение, принятое в обычном порядке, судебный акт, вынесенный по результатам упрощенного производства, должен содержать – вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную часть.

В случае удовлетворения требований истца в решении суда обязательно должны быть изложены конкретные действия ответчика, которые он должен предпринять, например, отменить нормативно-правовой акт или решение и другое. Также в решении могут содержаться конкретные указания на порядок и предельный срок исполнения этих указаний.

Судебное решение, вынесенное в порядке упрощенного производства, вступает в силу в более короткие сроки – через 15 дней, следовательно, и срок апелляционного обжалования сокращен – он также составляет 15 дней с момента получения решения истцом, ответчиком или иным лицом, заинтересованным в деле.

Обжалование решений по административным делам, рассмотренным в упрощенном порядке, проходит по общим правилам.

В случае возникновения у сторон дела вопросов, связанных с исполнением вынесенного решения, внесения в него исправлений (арифметических ошибок или описок), по разрешению одного из требований истца (о возмещение судебных расходов и т.д.) в суд необходимо подать соответствующее заявление либо требование о вынесении дополнительного решения по поставленному вопросу. Отметим, что вопросы по поводу законности вынесенного решения могут решаться только в порядке обжалования.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *